Республика Казахстан уделяет большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес являются основным фактором для эффективного укрепления экономики Республики Казахстан и имеют стратегическое значение для борьбы с бедностью и укрепления среднего класса. За годы независимости была создана солидная правовая база для поддержки предпринимательства, в том числе по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Законодательство Казахстана в области поддержки малого и среднего бизнеса характеризуется достаточной развитостью в обеспечении составляющих предпринимательской деятельности Казахстана. Целый ряд законов, указов является доказательством активной работы законодательных органов в формировании эффективной государственной политики страны, суть которых заключается в создании сильной рыночной экономики.
Основные направления осуществления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в республике официально закреплены в следующих законах: «О защите и поддержке частного предпринимательства», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве». Налоговые отношения субъектов малого и среднего бизнеса основаны на властном подчинении одной стороны другой и регулируются налоговым законодательством, состоящим из Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», а также других нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Кодексом.
По сравнению с некоторыми постсоветскими странами Казахстан в данном направлении уже достиг определенных результатов. В стране насчитывается свыше 300 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых занято 1,3 млн человек. Несмотря на преобладание предприятий малого и среднего бизнеса в промышленно развитых регионах страны, удельный вес этого сектора экономики в объемах промышленного производства пока остается незначительным. Это объясняется наличием административных барьеров, недостаточной развитостью рыночной и производственной инфраструктуры его поддержки, невысоким уровнем подготовки специалистов в сфере маркетинга и менеджмента для работы в данном секторе.
В связи с этим в последнее время в Казахстане начинает уделяться внимание отраслевой специфике деятельности малых и средних предприятий, что позволит комплексно решать существующие проблемы и обеспечить дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Так, было принято решение о создании при каждом министерстве и ведомстве Экспертного совета для проведения общественной экспертизы всех нормативных актов по вопросам предпринимательства, а руководителям министерств было поручено принять меры по обеспечению отраслевой поддержки малого бизнеса.
Из Послания Президента Н. Назарбаева «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» (18 февраля, 2005)
«В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50% ВВП. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике». Наряду с этим, важное значение стало придаваться такому определяющему условию развития малого бизнеса, как совершенствование системы его кредитования. Поскольку современное состояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной их доступностью для малого бизнеса, что обусловлено высокими процентными ставками, сосредоточением банковских структур в крупных городах, отсутствием ликвидного залога, то происходит формирование альтернативных финансовых схем — небанковских финансово-кредитных учреждений. Вместе с тем продолжается работа по совершенствованию норм банковского законодательства, созданию разветвленной и равнодоступной банковской инфраструктуры в регионах страны.
В настоящее время на республиканском уровне действует ЗАО «Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству» и ведется работа по организации его филиалов. Таким образом, в последнее время в Казахстане отмечается повышение эффективности используемых государством форм и методов по созданию социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса, являющегося основой формирования среднего класса, с целью сохранения социально-политической стабильности в казахстанском обществе. Стратегические направления развития страны отражают основные цели борьбы с бедностью и укрепление среднего класса. Именно такая политика требует поддержки Соединенных Штатов Америки, путем поддержки Хьюстонской инициативы.
В Казахстане действует Форум предпринимателей. Его задачами являются создание инструментов, влияющих на экономические процессы, происходящие в бизнесе, и рассмотрение возможностей и перспектив, связанных с развитием в Казахстане франчайзинга. Форум предпринимателей Казахстана стал эффективным инструментом развития взаимоотношений государства и предпринимателей. Также в Казахстане с 1997 года действует Фонд развития малого предпринимательства. Основная деятельность Фонда направлена на предоставление кредитов по проектам малого бизнеса самостоятельно, а также путем обусловленного размещения на конкурсной основе средств Фонда в банках второго уровня Республики Казахстан.