Членами ООН являются 192 суверенных государств, у каждого из которых своя политическая и экономическая система, свой этнический и социальный состав и своя неповторимая история. Переплетение этих и других факторов обусловило возникновение уникальных систем правления. В политологической литературе проводятся исследования, направленные на классификацию политиче.ких режимов государств. Все суверенные государства мира условно классифицируются по политическим режимам по следующим направлениям: 1 — либеральная демократия; 2 — молодая демократия: 3 — коммунизм; 4 — национал-социализм; 5 — авторитарный национализм; 6 — военный авторитаризм; 7 — исламский национализм; 8 — абсолютизм. К первой группе -имеющих либерально-демократическую систему — отнесены 74 государства. Это 2,4 млрд человек, т. е. 43 % всего населения в мире. Казахстан отнесен к государствам с авторитарно-националистическим системам. Таких государств 12, охватывают 99 млн. человек или 2 % населения всего мира.
Естественно, с указанными положениями можно долго дискутировать, однако политическая жизнь любого государства не остается неизменной на протяжении определенного исторического периода. Все зависит от политического режима, выбранного государством. В свете изложенного, политический экскурс в историю государственности Казахстана представляет собой актуальную задачу политологической и исторической науки. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего, лишь обретя первое, укрепляя второе, можно двигаться в будущее человеческой цивилизации. Концепция формирования государственности Казахстана представляет огромный политический и научный интерес, поскольку только системные подходы способствуют истинному историко-политическому развитию республики. Как известно, в начале 1-го тыс. до н. э. в Центральной Азии полукочевое и кочевое скотоводство становится основной, а затем и господствующей формой хозяйства. Конные скотоводы Центральной Азии в наиболее ранних персидских клинописных текстах названы собирательным именем саки.
В науке вопрос о происхождении саков и их культуры требует глубокого фундаментального научного исследования. Саки -ираноязычные племена, населявшие огромные просторы от Днепра до Енисея. Западная ветвь известна под именем скифов, В VI в, до н.э. азиатские саки представляли собой несколько образований, из которых наиболее известны три племенных союза: тиграхауды, т. е. «носящие остроконечные шапки», которые кочевали на территории Семиречья, Чуйской долины и частично в Восточном Туркестане; массачеты, или пара-дарайя, т. е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья; хаомоварги, т. е. «изготовляющие хаому», располагались на территории современного Узбекистана, Туркмении, в долине реки Мургаб.
В первом тысячелетии до н. э. на территории современной Центральной Азии. Ближнего и Среднего Востока сформировались государства- Ассирия и Мидия, В VI в. до н.э, на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем государства Ахеменидов явился царь Кир. Историческая личность древности П. Геродот и другие исследователи повествуют о войнах персов и саков, о победе саков над ахеменидским царем Киром, подчинившим все страны от Ирана до Средиземноморья и считавшим себя почти равным богам и непобедимым.
Следующая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Центральной Азии. Неудачей закончилась попытка Александра Македонского подчинить сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей), которые остановили продвижение великого завоевателя на Восток, Одним из замечательных сакских памятников является курган Иссык в предгорьях Заилийского Алатау. Найденные в раскопках скульптура «Золотой человек», многие драгоценности и ценные вещи свидетельствуют о богатой культуре сакских племен, датированные VI-V вв. до н. э. Аналогичные скульптуры «Золотой человек» обнаружены в раскопках на территории Западного и Восточного Казахстана. Археологические данные свидетельствуют о довольно развитой культуре сакских племен, населявших в VI- V вв. до н.э. территорию современного Казахстана.
В письменных источниках II в. до н.э. впервые упоминается государство Кангюй. Согласно их сведениям, государство Кангюй можно локализовать на юге территории современного Казахстана с центром на Средней Сырдарье. В середине I тыс. и. э. в связи с массовым проникновением тюрков начался новый этап в этногенетических процессах на территории Казахстана. На огромной территории Казахстана расселяются тюркские племена. Этническое смешение шло весьма интенсивно, усилилось смешение потомков саков и других древних жителей Казахстана с тюрками.
Довольно интересным является происхождение понятия «тюрк». В исторической научной литературе высказаны весьма содержательные позиции по данной проблеме. По мнению гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Гумилева слово «тюрк» значит» сильный, крепкий». Более того, оно распространилось на пол-Азии. Арабы стали называть тюрками всех воинствующих кочевников к северу от Согдианът, и те приняли это название, ибо первоначальные носители его после исчезновения с лица земли стати для степняков образцом доблести и героизма. В дальнейшем этот термин еще раз трансформировался и стал названием языковой среды. Так сделались «тюрками» многие народы, никогда не входившие в великий каганат VI-VII вв. Некоторые из них были даже не монголоиды, как, например, туркменцы и азербайджанцы. Другие были злейшими врагами каганата: курыканы-предки якутов и кыргызы-предки хакасов. Третьи сложились раньше, чем сами древние тюрки, например, балкарцы и чуваши. Но даже распространенное лингвистическое толкование, которое ныне придается термину «тюрк», имеет под собой определенное основание: древниетюрки наиболее ярко претворили в жизнь те начала степной культуры, которые зрели еще в хуннское время и находились в состоянии анабиоза в безвременье III-V вв.
Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах. По данному явлению существуют несколько легенд. Одна из них любопытна, тем, что она повествует об «отрасли дома Хунну от Западного края на запад», т. е. о державе Аттилы. Эта отрасль -мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и «по прошествии нескольких колен некто Асяньше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана». Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы, причем, если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 г., а тюрки выступают как народ уже в 545 г., то можно было бы только подивится быстроте размножения их и смене поколений.
Со второй половины I тыс. н. э. в этнополитической истории Евразии возросла роль кочевых племен Центральной Азии. На обширных степных и полупустынных просторах кочевали разные в этническом отношении племена, находившиеся на стадии перехода к раннеклассовому обществу, а в IV-VI веках произошла консолидация племен, живших у северных границ Китая. «Великое переселение народов» в значительной мере изменило этническую и политическую карту Казахстана, где широко распространился тюркский язык, часть саков и усуней же переместилась на запад.
Раннефеодальным государством на территории Казахстана был Западно-Тюркский каганат, основанный центрально-азиатскими тюркскими племенами на Западном Тянь-Шане, в Семиречье и Средней Азии. Он первоначально входил в состав первого тюркского каганата в Монголии. После распада Западно-Тюркского каганата был образован Тюргешский каганат. Тюргешский каганат, занимавший Западный Тянь-Шань и Семиречье, был основан союзом тюргешей в их борьбе с иноземными захватчиками за возрождение самостоятельной государственности. Он продолжил государственно -ад линистративные, военные и культурные традиции Западно-Тюркского каганата.
Наследниками тюргашей стали карлуки, знать которых, переселившись с основной массой кочевых племен с земель, прилегающих к западному Алтаю, захватила власть в Семиречье и образовала раннефеодальное государство, занимавшее значительную территорию (от Семиречья и Кашгара до среднего течения Сырдарьи и Ферганы).
В IХ-ХI вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось раннефеодальное государство огузских племен. Упомянутый известный мыслитель Л. Гумилев в своей книге «Древние тюрки» приводит высказывание исследователя А. Кононова: «Исходной основой собирательного этнического имени Огуз является ог -«род, племя», которое в свою очередь находится в прямой связи со старотюркским словом «оу» — мать, к этой же основе восходят слова «оуул» — потомство, сын и «оууш» — сородич. Таким образом, слово «огуз» первоначально могло значит просто «племена», «объединение племен», которое впоследствии превратилось в этническое имя с собирательным значением, получившим в известных случаях определение как необходимый детерминатив: токуз огуз — «девять (разных) племен», уч огуз — три (разных) племени». Впоследствии термин «огуз» потерял свое значение и превратился в имя легендарного прародителя туркменов- Огуз-хана, введенного в число мусульманских пророков. Огузское государство по своей политической и социальной природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной аристократии. Складывался аппарат управления, функционировала система регулярных налоговых сборов. Огузское государство играло важную роль в политической и военной истории Евразии. На рубеже Х-ХI веков государство огузов стало приходить в упадок.
Тюркские племена, захватив столицу Карлукского каганата Баласагун, образовали первое тюркское мусульманское феодальное государство караханидов. Караханидская эпоха представляла собой определенный шаг в политическом и социатьном развитии государственности в Казахстане. Несколько позже возникает кипчакское государство как раннефеодальное объединение. Кипчаки имели свои города и поселения, такие как Сыгнак, Кумгент, Дженд, Ограр и др. Аристократическая верхушка обладала правом исключительного использования пастбищами и источниками воды.
В Центральной Азии в начале ХIII века ряд племен и ханств были насильственно объединены военной силой под властью Чингиз-хана. Нашествие Чинтиз-хана отрицательно сказалось на экономическом, политическом, социальном, этническом и культурном развитии многих народов Центральной Азии. Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительньгх сил, массовым истреблением людей, многие города были преданы огню, уничтожались материальные и культурные ценности, десятки тысяч искусных мастеров и ремесленников угонялись в рабство. Арабский историк Ибн аль-Аеир писал о монгольском завоевании как об «огромном несчастии, которому подобного не производили дни и ночи, и которое охватило все создание, летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного и подходящего» [12]. Чтобы подавить сопротивление местного населения, Чингизхан применял методы массового насилия, опустошения целых районов. Первыми жертвами этих методов стали присырдарьинские города и селения Южного Казахстана, лежащие на пути Чингиз-хана в Среднюю Азию. Огнем и мечом расчищали себе путь монгольские войска. Арабские и персидские источники приводят наименования почти трех десятков городов разных стран, население которых было вырезано монголами почти полностью, в их числе три южно-казахстанских города. — Отрар, Сыгнак и Ашнас.
Шестимесячное сопротивление жителей Отрара и его гарнизона было жестоко отмщено. Монголы разграбили город, разрушили цитадель и крепостные стены, вырезали большую часть оставшихся в живых горожан. Лишь небольшая часть жителей Отрара, из тех, «которые избежали меча», была взята в плен и угнана под Самарканд для использования при осаде города.
Таким образом, монгольское иго имело отрицательное, глубоко регрессивное последствие для экономического, политического и культурного развития Казахстана, разобщило местные племена, втянуло их в несправедливые походы, стоившие тысячи жизней. Монгольское завоевание отрицательно сказалось не только на состоянии хозяйства, оно задержало и общественное развитие, на первых порах вызвало определенный регресс в социально-экономическом строе завоеванных стран, в том числе и Казахстана. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, широко распространился рабовладельческий уклад (в рабов были обращены многие тысячи пленных). Тяжкие последствия монгольского завоевания постепенно преодолевались. На юге и юго-востоке Казахстана в XIV веке возрождались городская культура, земледелие, ремесленное производство. Происходит возвышение Ак-Орды. В Золотой Орде правили в основном потомки хана Батыя, а в Ак-Орде — потомки Орда-Еджена Таким образом, под Ак-Ордой ХIV — начале XV вв. источники понимали огромную территорию казахстанских степей от реки Урал до Западно-Сибирской низменности, включая низовья и среднее течение Сырдарьи. т. е. земли улусов Орда-Еджена и Шайбана.
Ак-Орда — первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана. Она была населена тюркоязычными племенами, искони обитавшими на этих землях и входившими еще задолго до монгольского завоевания в состав кипчакского объединения, а так.:се переместившимися во время нашествия Чингиз-хана из восточных и юго-восточных районов Казахстана и Алтая, Наряду с кыпчаками здесь обитали найманы, уйсуны, карлуки, киреиты, а также конраты, мангыты и др, Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Ерзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койричак и Барак.
С середины XIV до начала.XVI на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии существовало феодальное государство Могулистан. Как самостоятельное государство Могулистан обособился в результате распада Чагатайского улуса. Внутриполитическое положение Могулистана в первой половине XIV века характеризуется дальнейшим развитием феодальных усобиц и войн. Конкретный ход внутренних и внешнеполитических событий 2-й половины XV века отражает постепенный развал Могулистана, а XV — начало XVI веков привели окончательно к его распаду,
В середине XV века на основе единой этнической общности сложилось крупное феодальное государство — Казахское ханство.-Оно содействовало завершению консолидации казахской народности и дальнейшему развитию ее государственности, имеющей длительную предысторию. Исторические условия, сложившиеся в связи с неоднократным разделением родственных тюркских племен между несколькими улусами, усилили воздействие естественно-географических факторов, в силу которых казахский народ издавна формировался в три группы племен (в три жуза: Старший, Средний и Младший).
Казахское ханство было централизованным государством, на политико-административное устройство его сказывались условия кочевого быта. Ханство состояло из нескольких феодальных владений — улусов, во главе которых стояли султаны. Внутриполитическое положение казахского ханства в ХVII веке характеризовалось усиление, феодальных усобиц. Отдельные могущественные султаны становились фактически независимыми. Наиболее могущественный хан Тауке предпринимал меры для поднятия авторитета ханской власти и подчинения ей родов всех
жузов.
Был составлен свод норм обычного права под названием «Жеті Жаргы», что буквально означает «семь установлений» и
определивший основные принципы феодального правопорядка и государственного устройства. «Жеті Жаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах и религиозных воззрениях. В «Жеті Жаргы» вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII века, например, верховная власть сосредоточивалась в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, устанавливал порядок налогообложения. Но верховному повелителю приходилось делить власть над ханством с султанами и биями, управление государством осуществлялось посредством совместной деятельности группы власти, которые составляли доминирующую часть господствующей верхушки. Кроме того, уточнялся порядок управления ханством султанами и биями. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в определенное место в «середине степи» для рассуждения о делах народных. В «Жеті Жаргы» узаконивалось регулярное налогообложение. В результате этого постепенно происходили изменения в политическом строе Казахстана. Казахское ханство постепенно переживает политический и экономический кризис. Была введена новая система территориального управления и власти. Не избавившийся от оков феодального рабства казахский народ попал под колошгальньш гнет царизма. В течение 260 лет Казахстан находился под политическим и экономическим влиянием царской России, а затем и Советской империи.
Геополитические интересы и возможности представляют важнейшую атрибутику формирования концепции суверенитета Казахстана, его интеграции в мирохозяйственные связи, укрепления международных позиций. Как известно, Казахстан, занимая особое геополитическое положение с незапамятных времен, служил ареной оживленных торговых отношении» между странами Европы и Азии. Письменные сведения об обширных равнинах к востоку от Каспийского моря появились в глубокой древности (Геродот-V в. до н. э.). Арабские ученые в IХ-Х вв. составили сведения об особенностях земель обширного края. Великий Шелковый путь значительной частью пролегал через территорию современного Казахстана, начиная с IV века, соединял страны Азии со странами Средиземноморья. Регулярные торговые связи через территорию Казахстана подтверждаются геологическими находками в районах Центральной Азии. Сложный и трудный путь формирования государственности в Казахстане, как было отмечено выше, начинается с середины XIV века. Образование и распад казахского ханства, а затем и российское подданство — важнейшие исторические вехи на пути к подлинной государственности и суверенитету Казахстана.
Особое место в становлении государственности Казахстана занимает советский период. Казахстан в советский период представлял собой сырьевой придаток центра. В экспортных продукциях, вывозимых за пределы Казахстана, преобладало дешевое сырье, а ввозимая продукция обходилась значительно дороже, в результате чего республика теряла значительную долю национального дохода. Исторические условия 20-х и начала 30-х годов XX века, а также особенности общественного сознания, естественно, послужили основой для быстрого развития тоталитарной системы управления, с помощью которой связывалось решение задачи быстрой и легкой победы страны, большого прыжка из феодализма, минуя развитой капитализм.
Тоталитарная система управления, по своей сущности, не могла быть ориентирована на удовлетворение интересов личности, общества и государства. Исторический опыт показывает, что проводимые реформы в советский период — ни что иное, как преобразования, нацеленные на «обновление» тоталитарной модели управления. В конечном итоге, в известной степени, проводимые реформы выступали средством консервации существовавшей тоталитарной политической и экономической системы. Историческим фактом остается то, что ни одна политическая и экономическая реформа в бывшем союзном образовании не достигла цели, не привела общество к реальной демократизации управления, плюрализму либо к появлению рынка. С одной стороны, проводимые реформы продлевали устои тоталитарной системы власти и управления, а с другой — закладывали предпосылки для ее разрушения. Не создавая ничего нового, экономические реформы превращались по существу в деструктивный фактор. Опыт подтверждает существование исторических пределов деятельности определенных общественных конструкций, по достижении которых они не только теряют свою способность, но и вызывают кризис в обществе, порой превращаются в фактор мировой нестабильности.
Политическое развитие общества шло, прежде всего, благодаря сознательному действию широких слоев трудящихся, а не командной системе управления. Только творчество масс определяет действительное поступательное политическое развитие общества. Сверхцентрализм приводил к усилению командной системы управления, неизбежное следствие которого — падение интереса к общественным делам, проявление бездуховности и скептицизма, снижение роли моральных стимулов труда. Недооценка роли и значения самоуправления как главного инструмента и фактора качественного обновления общества приводила к субъективизму, волюнтаризму, разрастанию местничества, ведомственности, бумаготворчества и других негативных явлений системы власти и управления.
Недоставало научной обоснованности и социальной направленности развития экономики. Негативные процессы серьезно затронули социальную сферу. Социальные проблемы рассматривались как второстепенные, нарушался принцип социальной справедливости, возрастали иждивенческие настроения, в сознании стала укореняться психология «уравниловки». Серьезные недостатки в функционировании институтов власти и демократии сдерживали процесс развития самоуправления народа. Не получала своего развития демократия на производстве, не осуществлялось внедрение самоуправленческих начал в деятельности трудовых коллективов. Деформация суверенных прав союзных республик привела к тому, что страна стала терять темпы своего развития, начали накапливаться серьезные политические противоречия, появились кризисные явления. Идеология и психология политического кризиса приводила к возникновению социальной коррозии, к нарастанию негативных явлений в обществе. Тоталитарная: модель управления есть следствие тоталитарного государства. Поэтому такая модель системы власти и управления, представляющая собой деформированную политическую надстройку, в свою очередь, оказывала деформирующее воздействие на экономический базис общества. Названная система управления несовместима с научно-техническими достижениями, с процессом становления самоуправления народа. Особенностью тоталитарной системы явилось сращивание государственного и партийного аппарата и утверждение его в качестве властного центра политической системы. Поэтому изменение подобной модели немыслимо было без суверенитета республик, без существенного усиления самоуправления народов, так как именно эта система управления отчуждала массы от политической власти и управления, от результатов материальных и духовных ценностей и постепенно приводила к разрушению советской империи и, прежде всего, его экономической системы.
Сегодня вопрос заключается не только в том, как и каким образом критически оценивать итоги тоталитарной системы власти и управления, а в том, каким образом общечеловеческие демократические ценности включать в политическую и экономическую систему Республики Казахстан, ведь мировой опыт доказывает, что «одним махом» демократические ценности утверждены быть не могут, ибо их освоение потребует у всех социальных слоев определенно гораздо более высокого, чем теперь, уровня культуры, а также умения поиска взаимоприемлемых вариантов при достижении общественного консенсуса.
Оценивать и осуждать тоталитарную систему нужно именно так, как; этого требует общественное явление, то есть как: факт политического порядка, принесший в результате своего воплощения неисчислимые беды народу и отбросивший страну назад на несколько десятилетий. Советская империя сформировалась как унитарное государство вопреки Конституции с организационно правовыми предпосылками для усиления центральной власти и управления на всей территории страны. Централизованное унитарное государство вступило в конфликт с конкретно-историческими условиями развития многонационального федеративного образования. Процессы сверхцентрализации, преобладание унитарных тенденций неизбежно вели к политическому и экономическому кризису и распаду советской империи, к тоталитарной модели власти и улравления. В 40-50-х гг. XX века складывается теория тоталитаризма.
В современной политической науке теория тоталитаризма занимает важное место и используется при классификации политических систем. Известно, тоталитарность — это тупик общества, это провал коммунистической идеологии и политики, это ограничение выборов общественно-политического развития. В течение длительного периода времени тоталитарная система власти и управления пыталась силой впихнуть людей в ортодоксальный социализм. Если опыт советской империи чему-то научил, так это тому, что новое общество нельзя насадить силой, жестокой дисциплиной и террором. История учит, что выдвигать определенную конечную цель опасно, ибо это ведет к политике, построенной на формуле иезуитов: цель оправдывает средства, к элитарности, подавлению народа под предлогом исторически необходимого движения к некоей утопии.
Историческим этапом на пути политической и экономической независимости Казахстана явилось принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1990 года.