Негативную тенденцию необратимого разрушения окружающей среды под влиянием воздействия человека трудно остановить теперь даже законодательными актами. В Конституции бывш. СССР и в других государственных документах о коренной перестройке дела охраны природы в стране признана неотложность решения вопросов рационального природопользования как условие успешного экономического и социального развития страны. При этом большое внимание обращено на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах с высокой концентрацией добывающей и перерабатывающей промышленности. Особенно это характерно для Казахстана. Богатство его недр обусловило важное место и роль республики как одной из основных минерально-сырьевых и топливно-энергетических баз. При этом существовала иллюзия богатства и неисчерпаемости природных ресурсов, что обусловило экстенсивное и неэффективное их использование.
Однако должного эффекта в позитивном воздействии ресурсосбережения на окружающую среду не достигалось. Необходима система действующих мер. На первый план должны выйти экономические рычаги и стимулы ресурсосбережения и уменьшения масштабов загрязнения окружающей среды. В этой связи заслуживает внимания опыт зарубежных стран. Например, в ФРГ среди рыночных рычагов регулирования ресурсосбережения особое место занимают сертификаты. С их помощью дополнительно облагаются налогом все предприятия и организации, наносящие ущерб окружающей среде. Определенная норма выброса вредных отходов, которая фиксируется в сертификате, облагается сравнительно небольшим финансовым сбором. В случае же превышения этой нормы платежи существенно возрастают, причем размер выброса по сертификату ежегодно снижается, а сами платежи дифференцируются для отдельных отраслей и регионов страны [1].
С одной стороны, такая система побуждает фирмы к активизации экологических инвестиций. С другой — за счет экологически вредных производств создается специальный фонд, из средств которого можно финансировать мероприятия по охране окружающей среды. Нельзя не отметить, что увеличение размера налогов на вредные выбросы, сточные воды и другие отходы вызывает протест у многих специалистов. Они считают, что экологический эффект от ужесточения законодательства уже несопоставим с затратами на эти цели предпринимателей. Напротив, оно ставит их в невыгодные условия по отношению к зарубежным конкурентам. Однако интересы всего общества выше частных интересов. Предприятия, допускающие отходы, следует ставить в такие хозяйственные условия, при которых ненадлежащее использование вторичных ресурсов становилось бы невыгодным, приводило к сокращению прибыли (дохода). Целесообразно, чтобы в качестве части платы за природные ресурсы (в том числе землю) взималась плата за ненадлежащее применение вторичных ресурсов, поступающая в местный бюджет той территории, на которой находится предприятие — источник отходов. Принцип здесь следующий: налог на вторичные ресурсы должен определяться уровнем их использования на производящем предприятии.
Усиление стимулирования экономии материальных ресурсов тем более важно, что в обозримом будущем предполагается резкое увеличение отходов, загрязняющих природу. Например, в современных условиях из недр земли в • среднем за год извлекается около 100 млрд т различных пород, 70-80% которых превращается в отходы, загрязняющие окружающую среду. Объем всех видов отходов, поступающих в окружающую среду, возрастает ежегодно на 5%. По материалам Международной корпорации по научным исследованиям и технологии прогнозируемый рост размеров загрязнения окружающей среды в мировом масштабе будет характеризоваться следующим образом. Объем и структура ежегодных остаточных продуктов производства и потребления в мире увеличится за 1970-2000 гг. по главным газообразным загрязнителям атмосферы — с 19,7 млрд т до 50,8 млрд т, по твердым веществам, выбрасываемым в атмосферу, — с 0,24 до 0,72, твердым неорганическим отходам — с 5 до 15, нефтепродуктам — с 0,07 до 0,24 и органическим сельскохозяйственным и бытовым отходам — с 14,1 до 37,4 млрд т [2].
Выбросы пыли и газа в атмосферу снижают урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность лесов, ускоряют коррозию конструкций машин и оборудования. Загрязнение воды ведет к уменьшению рыбных запасов. Складирование твердых отходов промышленности сокращает земельный фонд, нарушает ландшафт. Загрязнение биосферы вызывает увеличение заболеваемости трудящихся, снижение их работоспособности. Экологическое состояние среды обитания во все большей мере начинает определять уровень жизни людей. Вот почему экологическое значение ресурсосбережения в связи с проведением природоохранных мероприятий непрерывно повышается. Стали больше уделять внимание вопросам рационального использования природных ресурсов. Охрана окружающей среды становится одним из важнейших условий социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа.
Одна из глобальных проблем состоит в том, чтобы добиться комплексного использования минеральных ресурсов. Технические и технологические возможности комплексного использования сырья значительны и продолжают расти. Лучшее их использование позволит обеспечить сокращение промышленных выбросов и утилизацию отходов производства, снизить загрязнение окружающей среды и перейти к безотходному производству. Технологии полного и комплексного использования минерального сырья позволяют вовлекать в эксплуатацию те месторождения, разработка которых считалась экономически нецелесообразной при извлечении только одного или двух основных компонентов. При этом в результате вовлечения в переработку имеющихся отходов и извлечения из них дополнительных полезных ископаемых увеличивается сырьевой баланс (запасы) того или другого металла (компонента). Вторичные сырьевые ресурсы в виде отходов превращаются в новую потребительную стоимость, способствуя улучшению состояния окружающей среды.
Ресурсосбережение ввиду его особой важности в экономическом процессе общества и прямой зависимости от форм собственности на средства производства следует считать экономической формой реализации собственности. Она не совместима с потребительским подходом к природе. Такой подход носит антинародный характер и должен быть категорически исключен из хозяйственной практики. Рациональное использование имеющихся в стране природных ресурсов, уменьшение негативных последствий загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха и воды должно быть кардинальным направлением политики ресурсосбережения. Отсюда следует взять курс на строительство современных газопылеулавливающих установок и сооружений, ликвидацию источников загрязнения, внедрение мало- и безотходных технологий, утилизацию вредных веществ из отходящих газов, использование экологически чистых видов топлива.
Создание в процессе технического перевооружения производства замкнутых технологий, предприятий без вредных выбросов и стоков является наиболее эффективным путем сохранения экологического равновесия. Однако такое направление защиты природы и достижения максимальной экономии сырьевых ресурсов еще недооценивается. В научных исследованиях и на практике не всегда берется в расчет экономический ущерб от загрязнений. Например, в проектной практике при технико-экономическом обосновании модернизации предприятий зачастую не учитываются выбрасываемые вредные вещества, дополнительная продукция, которая может быть получена в результате утилизации вредных веществ и необходимых затрат на эти цели. Принимавшиеся до сих пор меры оказались малоэффективными, не остановили ухудшение экологической обстановки в стране. К этой проблеме следует подойти по-новому. Прежде всего нужно повысить ответственность самих предприятий, в полной мере задействовать права и полномочия местного самоуправления, установить строжайший государственный и общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства. В то же время для защиты природы нужны координированные действия — это должно найти отражение в международных соглашениях. Другая задача — объединить интеллектуальные и материальные ресурсы, в том числе на международном уровне, для экологического спасения природы. Все это должно стать органичной частью национальной программы по экологии.
Необходимо в рыночную модель хозяйствования ввести условие — за каждую тонну выбросов в окружающую среду взимать с предприятий независимо от формы собственности на средства производства соответствующую плату. Тем самым усилится экономическая ответственность за ресурсосбережение.
Экономия как форма реализации собственности характеризуется достижением определенного позитивного результата не только от использования природных материальных ресурсов, но и всех вещественных факторов производства (предметов и средств труда). Ресурсосбережение характеризует качественную сторону процесса труда и должно рассматриваться как один из важнейших его результатов. Полученная экономия является результатом использования вещественных и личных факторов производства, средств и предметов труда, с одной стороны, работников и их труда — с другой. Способ соединения данных факторов производства в ресурсосбережении будет специфичным для различных форм собственности. Но есть и общие черты. Так, независимо от конкретных форм собственности существует общая потребность в обеспечении достижения наибольших результатов при наименьших затратах живого и прошлого труда. В смешанной экономике, переходящей на рыночные методы хозяйствования, реализация принципа экономичности становится стратегическим направлением расширенного производства. Закон экономии времени действует во всех секторах экономики.
Все это говорит о том, что принцип экономичности не следует понимать слишком узко, без учета новой роли человеческого фактора в обществе и перспектив развития экономики. Экономичность отражает бережливое отношение работников производства к собственности, рациональное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов, устранение непроизводительных затрат и потерь во всех сферах народного хозяйства. Реализация принципа экономичности обеспечивает снижение затрат труда и средств производства в расчете на единицу конечной продукции, улучшение всех социально-экономических показателей деятельности предприятий и увеличение накоплений. Как видим, здесь речь идет о получении обществом максимума полезного народнохозяйственного эффекта, который сводится не только к достижению максимума общественно полезного экономического эффекта при минимуме затрат, но и улучшению социальных условий жизни людей.
Важно отметить, что при неодинаковых затратах живого и овеществленного труда отношение между полезным эффектом и затратами бывают, как правило, различными. Отсюда следует, что применение принципа экономичности при использовании ресурсов связано с выбором наиболее выгодного отношения между полезным эффектом и затратами. Эта задача стоит перед обществом при обосновании оптимального решения широкого круга вопросов расширенного воспроизводства и особенно в использовании средств производства и рабочей силы. В зависимости от соотношения между эффектом и затратами будут меняться размеры и виды ресурсов и общество может принимать обоснованные решения об их соответствующем использовании. Тем самым будет проявляться одна из сторон производственных отношений, характеризующая ресурсоэко-номное использование собственности на средства производства.
Важный результат проявляется и в экономии рабочего времени, позволяющей увеличивать количество материальных благ при тех же затратах труда. К экономии рабочего времени сводится в конечном счете любая экономия, в том числе сбережение материальных ресурсов, вызванная совершенствованием форм собственности, оптимизацией инвестиционной и структурной политики, повышением квалификации работников, внедрением прогрессивного хозяйственного механизма.
Методологическое изучение действия закона экономии времени позволяет выделить следующие формы его проявления в условиях функционирования различных форм собственности. Прежде всего это сказывается в сокращении затрат труда на единицу потребительной стоимости. Тем самым создаются предпосылки поиска методов эффективного управления экономией рабочего времени. Другим направлением этой экономии является изменение в соотношении затрат живого и овеществленного труда. Но здесь возможны два варианта. Первый — при замене ручного труда механизированным, когда снижаются затраты живого труда, а затраты прошлого (овеществленного) труда на единицу продукции растут как относительно, так и абсолютно (при уменьшении совокупных затрат). Второй вариант — затраты прошлого труда растут лишь относительно, но их абсолютная величина снижается. Этот случай имеет место при замене устаревшей техники новой, ресурсосберегающей, более прогрессивной и эффективной.
Наконец, действие закона экономии времени проявляется в скорости оборота производственных фондов. Он протекает во времени, которое включает время производства и время обращения. Сокращение времени оборота является одним из крупных резервов ресурсосбережения. Создается объективная возможность при тех же самых ресурсах произвести за данный период больше продукции, Значит, ускорение оборота равнозначно по своим результатам экономии ресурсов. И наоборот, замедление оборота, связанное с созданием сверхнормативных запасов, неизбежно ведет к вовлечению в производство дополнительных ресурсов.
Экономия ресурсов как форма реализации собственности может и должна иметь более позитивные результаты, чем в настоящее время. Это объясняется тем, что в реализации принципа экономичности заложены огромные резервы роста эффективности общественного производства. Правильность этого положения рассмотрим на основе анализа степени использования прежде всего материальных ресурсов. Факты показывают, что ресурсосбережение еще не стало стратегическим направлением роста эффективности народного хозяйства и особенно материального производства. Мы крайне неэкономно и зачастую бесхозяйственно расходуем сырье, материалы, топливо. Как ранее отмечалось, из 15 млрд т добываемой в бывш. Союзе ежегодно горной массы (26% мировой добычи) только 10% переходит в полезный продукт. При этом извлечение ряда полезных компонентов из недр характеризуется весьма низкими показателями. Велика металлоемкость станочного оборудования. По расчетам НИИТМаша, в среднем наши машины примерно на 20% тяжелее, чем лучшая зарубежная техника того же назначения. В начале 90-х годов в такой ключевой отрасли советской индустрии, как черная металлургия, при производстве горячего проката терялось 30% выплавляемой стали.
Особенно остро стоит проблема экономии энергетических ресурсов. Энергоемкость валового национального продукта стран бывш. СССР выше, чем в США,на 75%, в ФРГ — на 80%, а в Японии — более чем вдвое. На выпуск единицы продукции мы тратим намного больше энергии, чем передовые промышленно развитые страны. Здесь действуют те же самые причины, по которым на производстве единицы продукции у нас занято вчетверо больше людей, чем в США, и в пять раз больше, чем в Японии: плохая организация труда, отсталая техническая база, недостаточная квалификация персонала, неэффективная структура экономики и др.
Как считают многие ученые, необходимо осуществлять прежде всего технологическое энергосбережение. Если бы можно было заменить наше оборудование лучшими мировыми образцами, то сегодняшнее ежегодное энергопотребление удалось бы сократить более чем на треть. Это наш неиспользованный технический потенциал. Но реализовать его в полном объеме при наших относительно дешевых энергоресурсах оказывается экономически нецелесообразно. Народнохозяйственному оптимуму (с учетом экологических последствий) отвечает реализация 55-60% технологического потенциала энергосбережения.
Для ресурсосбережения важно ускорить процесс перестройки производственной структуры экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей. Этому должно способствовать перепрофилирование экономики с преимущественного развития производства средств производства на увеличение товаров народного потребления, что может обеспечить большую экономию энергоресурсов. В целом за счет структурной перестройки представляется возможным на одну треть снизить потребности в энергии. Если учесть при этом рост энергооснащения населения, необходимый для повышения уровня благосостояния, то в целом прогнозируемый уровень энергопотребления в 2010 г. составит 2,6-2,8 трлн кВт • ч. В прежней Энергетической программе он намечался на 2000 г. [3].
Новая стратегия в отличие от прежней Энергетической программы, предусматривающей развитие в основном ядерной энергетики и угольной промышленности, ориентирована на преимущественное развитие в течение 4-6 пятилетий газовой промышленности. Использование газа радикально меняет экологические характеристики энергетики. Позволяет полностью устранить выбросы окислов серы и золы, в 3—4 раза уменьшить по сравнению с углем и мазутом эмиссию окислов азота и вдвое — окиси углерода, порождающей парниковый эффект, способный повлиять на климат планеты. Применение газа на 20-30 % уменьшает по сравнению с углем и ядерной энергией затраты на добычу, транспортировку и использование топлива, одновременно давая большой социальный эффект за счет коренного улучшения условий труда и жизни. Широкомасштабное применение газа позволит многократно ускорить техническое перевооружение электроэнергетики и теплового хозяйства страны.
Международное сравнение итогов ресурсосбережения, как видим, не в пользу советской экономики. Поэтому необходима интенсификация процесса экономии ресурсов, уменьшение относительной доли потребности в них народного хозяйства. Тем более, что с ростом объемов общественного производства возрастают потребности народного хозяйства в сырье, материалах, топливе, энергии, оборудовании. По расчетам некоторых исследователей, объем потребляемых в бывш. Союзе материальных ресурсов каждые 10 лет удваивался, а по электроэнергии, природному газу, минеральным удобрениям, цементу возрастал еще быстрее.
Ситуация с обеспечением общественных потребностей материальными ресурсами с каждым годом усложняется. Здесь можно назвать следующие основные причины. Первая, существенно усложняются условия добычи исходного сырья в легкодоступных районах ввиду значительного истощения освоенных месторождений. Например, при добыче нефти и газового конденсата значительно увеличился объем глубокого бурения. В 1950 г. средняя глубина нефтяных скважин составляла 1350 м, в 1970 г. — 2500, а в настоящее время превышает 3000 м. В 70-е годы на добычу 1 т нефти создавалось новых мощностей на 46 руб., в 1985 г. — на 88 руб., а к 1990 г. эта величина достигла примерно 129 руб. Кроме того, в значительно выработанных месторождениях ухудшилось качество исходного сырья, что обусловливает дополнительную добычу и вызывает рост затрат на ресурсообеспечение. Так, среднее содержание железа в добываемой руде снизилось за последнюю четверть века на 15—20%. Если в 1955 г. для получения 1 т обогащенной руды нужно было добавить 1,2 т сырой руды, то в 80-е годы уже более 2 т. В силу этого удельные капитальные вложения на добычу железной руды возросли по сравнению с 60-ми годами более, чем втрое.
Вторая причина. Положение с ресурсообеспечением усложняется тем, что доступные и разработанные источники исходного сырья в легкодоступных регионах истощаются и поэтому приходится осваивать все более удаленные от созданной инфраструктуры районы. Например, 80% материальных ресурсов стран СНГ находятся на востоке, в Сибири и Казахстане и их освоение стоит огромных средств. Ресурсы становятся все более труднодоступными, это удорожает ВНП. Приведем пример такого удорожания: перевозка 1 т сибирского угля в центр России, к основным пунктам потребления, обходится в 5 раз дороже доставки его из Донбасса. Исследования показывают, что в 60-е годы для добычи минерального сырья стоимостью в 1 руб. приходилось расходовать примерно 2 руб. капиталовложений, а в 80-е годы — уже 7,4 руб. [4].
Приведенные данные о постоянном усложнении и удорожании ресурсообеспечения общественных потребностей свидетельствуют о том, что альтернативы переходу на ресурсосберегающий тип воспроизводства нет. Затратный путь развития экономики обрек страну на застой, так как экстенсивные методы развития в основном уже исчерпаны. Расчеты показывают, что если и дальше обеспечивать намеченный прирост национального дохода на прежней, в значительной мере экстенсивной основе, то для этого потребуется каждую пятилетку увеличивать добычу топлива и сырья на 10-15%, объем капитальных вложений — на 30-40%, а в народное хозяйство вовлекать дополнительно 8—10 млн человек. Но таких возможностей мы просто не имеем. Да и необходимости в этом нет. Надо отказаться от экстенсивных методов экономического роста. Будучи самой обеспеченной ресурсами страной следует по-хозяйски ими распорядиться.
В условиях перехода к рыночным отношениям, а рынок является мощнейшим рычагом ускорения НТП и экономии ресурсов, возможен более быстрый перевод экономики на интенсивный путь развития при повышении эффективности всего народного хозяйства. Потребность в ресурсосбережении, особенно материалов, будет увеличиваться. В связи с этим значение всех факторов экономии ресурсов будет возрастать. Особое значение будет иметь переход к эффективным формам реализации собственности, превращение непосредственных производителей в подлинных хозяев на производстве. Вопрос ставится принципиально: должна быть ликвидирована сложившаяся отчужденность работников от средств производства и результатов труда. Это кардинальный путь, предопределяющий достижение максимальной экономии ресурсов, их сбережение. Данный процесс возможен на основе развития различных форм собственности, но таких, которые исключают эксплуатацию и отчуждение работников от средств и предметов труда.
Без глубокого анализа экономических отношений собственности нельзя понять многообразие и противоречивость интересов различных субъектов хозяйствования в осуществлении процесса экономии материальных и трудовых ресурсов. Это наиболее сложный вопрос ресурсосбережения и в условиях рыночной модели хозяйствования. Необходимо прежде всего отметить, что собственность раскрывает отношения людей по поводу присвоения средств производства и результатов их использования. В этом экономический смысл и содержание собственности как научной категории.
Собственность на средства производства составляет социально-экономическую базу возникновения и развития соответствующих производственных отношений. Как считалось, общественная собственность на средства производства — необходимое условие прогресса развития производительных сил. Однако для рациональной и эффективной организации экономики на основе ресурсосбережения такой абстрактной трактовки отношений собственности недостаточно. Приведенные выше факты бесхозяйственности в использовании ресурсов во многом связаны с отчуждением работников от средств производства. Особенно это проявилось на государственных предприятиях, имевших подавляющее значение в экономике. Переход к цивилизованному рынку возможен в условиях многообразия форм собственности, побуждающих каждого работника поступать исходя из интересов экономии всех ресурсов.
В конечном счете подлинный режим экономии может осуществляться только на отношениях собственности, осознанных каждым работником в отдельности и материализованных в хозяйственном механизме. Существенный недостаток сложившегося к началу перестройки хозяйственного механизма состоял в том, что общественная собственность на средства производства хотя и декларировалась, но фактически в полной мере не реализовывалась. И сейчас она остается для большей части людей лишь провозглашенным принципом, который в действительности трудно реально ощутить как для реализации процесса ресурсосбережения, так и сохранности имущества.
В условиях формирования рыночной экономики переворот в отношениях собственности на средства производства разворачивается по следующим направлениям. Первое принципиальное направление характеризуется тем, что средства производства переходят в распоряжение тех работников, которые заинтересованы и способны их экономно использовать в технологических процессах. Здесь нет монополиста, присваивающего средства производства. Каждый работник является собственником средств и предметов труда, которые можно использовать лишь совместно, осуществляя наиболее эффективно режим экономии.
Второе направление — утверждение коллективной собственности на средства производства — характеризуется тем, что при ресурсосбережении отношения присвоения приобретают трудовой характер. Ни один работник не может жить за счет труда другого; как собственники все участники производства равны. Основой их социально-экономической дифференциации становится количество и качество вложенного в конечные результаты труда, его экономное, а значит, производительное использование.
Наконец, важным направлением преодоления отчуждения работников от средств производства является их трудовое участие в управлении процессом ресурсосбережения. Это обязательный признак коллективной собственности, одной из экономических форм реализации которой является экономия факторов производства. В результате происходит значительная демократизация экономики, расширяются масштабы разгосударствления, проводится демонополизация, приватизация в первую очередь небольших предприятий. Развивается предпринимательство и конкуренция. Обеспечивается стабилизация народного хозяйства, позволяющая более экономично использовать материальные ресурсы и создавать оптимальные производственные запасы. Высвобождающиеся ресурсы пополнят рынок средств производства и способствуют его устойчивости. Тем самым эффективные формы собственности и режим экономии органически связаны между собой. В любом случае обеспечивает ресурсосбережение тот, кто является собственником средств производства. Реальная степень участия трудящихся в управлении средствами производства, а значит и в ресурсосбережении, является показателем зрелости отношений собственности в условиях состязательности ее различных форм.
В процессе разгосударствления и приватизации возникает акционерная форма собственности, коллективная, смешанная, частная и другие формы собственности. Все эти формы материализации собственности связаны с повышением эффективности общественного производства, а значит, и ресурсосбережением. Последнее становится экономической формой реализации собственности, которая с наибольшей полнотой раскрывается в рыночном хозяйстве. Рынок в современном его понимании отрицает монополию одной формы собственности, требует их многообразия, экономического и политического равноправия. Различные формы собственности, в том числе государственная, коллективная, собственность кооперативного или акционерного объединения и собственность фермера, ремесленника или семьи — все они в их взаимодействии укрепляют демократические основы общества, поскольку трудящиеся становятся подлинными хозяевами средств производства и результатов труда, лично заинтересованы в эффективной работе и высоких конечных результатах. Для этого необходимо правильно регулировать экономические процессы, опираясь на законы рынка и тем самым создавать новые мощные стимулы для хозяйственной деловой активности.
В условиях полнокровного рынка открывается возможность реально выяснить потребности и найти способы их эффективного удовлетворения, уравновесить спрос и предложение, создать нормальную, естественную среду для развития производства. Однако рынок не следует рассматривать как самоцель; он служит важнейшим средством повышения эффективности экономики, жизненного уровня людей. При соблюдении необходимых предпосылок и должной последовательности в переходе к социально направленному рынку он позволяет полнее подчинить экономику интересам человека. В этой связи возникает острейший вопрос о том, какими путями реформировать отношения собственности, как выйти на многообразие и равноправие их форм.
Общим принципом, о котором можно договориться на уровне СНГ, является многообразие и равноправие форм собственности, позволяющее использовать каждую из них в тех сферах, где ее потенциал раскрывается наиболее полно. Можно совместно констатировать, что мы идем к смешанной экономике. Исходя из трезвой оценки реальной обстановки, можно прогнозировать, что сами условия современного производства, исторические традиции, социальная среда обусловят преобладание общественных форм собственности: акционерной, кооперативной, коллективной.
Вместе с тем с учетом нашего собственного и мирового опыта правомерно говорить и о существенной роли государственной собственности. Там же, где частная собственность конкурентоспособна и дает эффект, там и она имеет право на жизнь.
Каждую форму собственности необходимо рассматривать конкретно-исторически в органической связи с достигнутым уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Государственная и коллективная формы материализации собственности экономически эффективны при высокой степени механизации, концентрации и специализации производства. Мелкая частная (индивидуальная) собственность, будучи неэффективной там, где производство достигло высокого научно-технического уровня и крупных масштабов, обладает экономическими преимуществами в отраслях и сферах, в которых концентрация и техническое состояние производства не достигли еще высокой ступени. Она выгодна всюду, где производство товаров или услуг в силу своих особенностей предполагает преимущественно небольшие объемы. И если же в какой-либо сфере производительные силы не развились до надлежащего уровня, но несмотря на это произошло полное упразднение мелкой индивидуальной собственности, то неизбежно вызывает отрицательные экономические и социальные последствия, ограничивает удовлетворение соответствующих потребностей трудящихся.
По мере создания соответствующих материальных и организационных предпосылок сфера применения государственной собственности будет сужаться, а сфера подлинно общественной собственности на средства производства — расширяться. Отношения собственности приобретут более многообразные формы с четкой дифференциацией их правового регулирования. Путь к этому лежит через демокра■газацию органов государственной власти и управления, повышение роли общественных организаций, различных форм самоуправления. Переход к полному хозрасчету и превращение трудовых коллективов в реальных хозяев неотделимы от политической демократии, расширения действительных прав предприятий, повышения роли трудящихся масс в управлении и контроле за производством, распределением, обменом и потреблением. Без этого немыслима реализация всех экономических, социальных и нравственных потенций государственной и коллективной собственности.
Экономические исследования и анализ практики показывают, что в создании условий для формирования и развития многообразных и равноправных форм собственности, их интеграции и свободного соперничества следует шире использовать акционерную форму организации предприятий. Вопрос о развитии акционерных отношений принципиально важен и должен решаться не только с учетом прогрессивного опыта других стран, но исторических традиций наших государств.
Рассматривая различные формы собственности как экономическую реализацию ресурсосбережения, необходимо устранить нечеткость формулировок их сущности. При определении объектов прав собственности следует исходить из того, что все национальное богатство, включая землю, недра, другие природные ресурсы, созданный потенциал в пределах границ соответствующей республики, является ее неотъемлемой собственностью. Это принципиально важный исходный момент, без которого суверенитет останется декларацией. Не владея собственностью, нельзя быть экономически самостоятельным. Мы это уже доказали всем ходом нашего развития. Для Казахстана данный принцип имеет жизненно важное значение, поскольку основу его экономики составляют сырьевые отрасли и базовое производство, которые до последнего времени практически являлись вотчиной центра.
Например, в Казахстане уровень темпов приватизации собственности, особенно на первом этапе, будет значительно ниже, чем в целом по бывш. Союзу и по многим другим республикам. Это связано как с утяжеленной структурой экономики, так и с крайне неравномерным размещением производительных сил на территории республики, а также с многонациональным составом населения. Недоучет каждого из этих обстоятельств может повлечь за собой не только новый экономический перекос и рост социальной напряженности, но и обострение политической ситуации. Надо отказаться от заманчивого стремления добиться форсированного перехода к рынку. Мы ведь уже имеем горький урок «ускорения». Важно осознать, что для вхождения в рынок потребуется немало вре-меви. Становление полнокровного рынка продлятся гораздо дольше, поэтому надо как можно правильнее и объективнее определить степень риска в этот поистине переломный момент.
Общий принцип, по которому должны проводиться разгосударствление и приватизация, состоит в том, чтобы все это огромное дело проводилось с участием самих трудящихся и, в конечном счете, в их интересах. А вот конкретные, наиболее целесообразные пути, позволяющие серьезно продвинуться в развитии многообразных форм собственности, придется искать всюду. Необходимо критически оценить масштабы и сроки приватизации. К примеру, в некоторых программах намечалось за какие-то 400 Дней передать в собственность предпринимателей 56% основных фондов в промышленности, 75% строительного потенциала, 65% сельскохозяйственного и 80% имущества сферы торговли и услуг. Вряд ли такой размах приватизации реален, да и необходим. Нельзя не учитывать тот очевидный факт, что производственная база многих государственных предприятий сложилась, в общем-то, в нерыночном виде. Бывш. СССР напоминает огромный хозяйственный организм, где вписаны в единый технологический ритм и производство, и снабжение, и сбыт продукции, создана очень сложная инфраструктура. Можно полагать, что в ближайшее время может подлежать приватизации не более одной трети государственной собственности. Это будет залогом устойчивости новой экономической политики.
Приватизацию желательно проводить на добровольной основе, о чем не говорится в программе, с согласия трудовых коллективов, через местные органы власти. Другими словами: сначала передать этим органам собственность, подлежащую приватизации, а затем решать вопрос о судьбе этой собственности. Эта мера позволит усилить роль местных органов власти всех уровней и исключить возможные ошибки в осуществлении реформ.
Приватизация собственности — одно из основных звеньев экономических реформ. Тем не менее создается впечатление, что наши представления именно в этом вопросе наименее глубоки. Мы явно недостаточно владеем имеющимся в мире опытом, проявляем очевидную склонность к упрощенным выводам, незамысловатой замене старых лозунгов, а чаще догм — новыми.
Ключевой проблемой является преобразование госсектора. Как заинтересовать его в рынке? Устраняя препятствия на пути индивидуального и группового предпринимательства, думается, не следует впадать в иллюзии относительно того, что возникающая приватная экономика может стать буквально завтра основной движущей силой перехода к рынку. При той львиной доле, которая приходится сейчас на государственную собственность, нельзя не видеть, что будущее частного предпринимательства в решающей мере зависит от эволюции госсектора.
Сегодня у нас в качестве монопольного собственника выступает государство, владеющее 92% имущества производственного назначения. Естественно, такой сверхмонополизм не дает народному хозяйству эффективно функционировать, ибо государство до последнего времени диктовало, что и сколько делать, по каким ценам продавать, кому поставлять, и решало все другие вопросы. Рынок же может возникнуть, когда монополия государства будет заменена взаимодействием множества конкурирующих собственников, самостоятельных, свободных. А это требует разгосударствления и приватизации собственности до определенных пределов. Во всех развитых странах доля государственной собственности — от 5 до 35% всего производственного имущества.
Мы считаем, что государственная собственность не должна у нас превышать четверти основных фондов промышленности. Эта собственность разграничивается на республиканскую и муниципальную (коммунальную). По нашим оценкам, первая из них должна составлять примерно 20%, вторая — 5-10% всей ныне существующей производственной собственности. Если занять такую позицию, то тут же надо подумать, как разгосударствить и приватизировать ее львиную долю. Здесь есть несколько путей. В первую очередь можно назвать приватизацию сферы услуг, т.е. продажу в частные руки мелких и средних магазинов, столовых, ремонтных мастерских, ателье и т.д. Намного ли такой шаг продвинет разгосударствление собственности?
В известных программах, в том числе «500 дней», «Паритет» эта задача считается первоочередной. Но распродать мелкие и средние предприятия торговли, сферы обслуживания, строительства, транспорта и ряда других отраслей можно только на ту сумму, которую население в силах выложить. По разным данным так называемых «лишних»денег у него было от 100 до 150 млрд (по оценкам 1990 г.). Если стоимость основных фондов в бывш. СССР порядка 1,8 трлн руб., то с помощью приватизации торговли, сферы услуг и других подобных объектов объем государственной собственности сократится меньше чем на 10%.
Есть и другие пути разгосударствления собственности. Большие надежды можно возложить на аренду государственных предприятий с последующим выкупом их трудовыми коллективами. Однако путь этот в известной мере тупиковый. Во-первых, аренда не относится к разгосударствлению. Она не меняет форму собственности, которая остается государственной. Это скорее форма организации труда, повышающая его эффективность, заинтересованность тружеников и т.д. Если же говорить об аренде с выкупом, то по расчетам всех специалистов, в том числе и тех, которые разрабатывали программу «500 дней», выкуп этот до нормального уровня, скажем, до получения контрольного пакета, займет не менее 10 лет, а полный -25-30 лет. Следовательно, до тех пор на возникновение полнокровного рынка рассчитывать не приходится.
Другой путь — это акционирование части средних государственных предприятий. Они выпускают акции, которые покупают в основном государственные предприятия. Ибо большинство населения уже вложило «лишние» деньги в приватизацию сферы услуг. Выходит, и в этом случае деньги из одного кармана государства перекладывается в другой карман. Тем самым разгосударствление собственности носит ограниченный характер. Решение этой задачи можно ускорить путем передачи в собственность граждан 50 или 70% имущества государственных предприятий. Для этого необходимо выпустить и безвозмездно распределить среди населения народные акции на всю стоимость подлежащей разгосударствлению собственности. Их обладателями станут все работающие, пенсионеры, военнослужащие, студенты. Сумма получаемых акций зависит от вклада человека в создание имущества страны. Видимо, главным критерием, позволяющим обеспечить социальную справедливость, станет трудовой стаж. Хотя возможны и другие подходы.
Имея народные акции, человек может получить от государства небольшие ежегодные дивиденды. Однако ему выгоднее вложить эти акции в любое предприятие, которое обеспечит ему большие доходы. Можно, объединив акции всех членов трудового коллектива, а также акции других граждан, выкупить предприятие. Реализация этого подхода ведет к более динамичному процессу разгосударствления собственности. Его можно провести в течение двух-трех лет. Такой путь не только более динамичный.