Для конкретного анализа евразийской философии изберем метод расчленения философской концепции на три структурных части: содержание, цели и метод. Этот метод позволяет выявить особенности и назначение любого философского направления. Содержание евразийской философии мудрости определяется центральным положением проблем человека в системе ее взглядов. Эта тенденция четко просматривается в «Книге слов» Абая и в «Записках забытого» Шакарима. Данную тенденцию можно рассматривать как продолжение традиций «Трактата о взглядах жителей добро-детального города» аль Фараби, а также философии Конфуция, в которых проблема человека является главной. Человек есть — центр вселенной. Такой подход сочетается с представлением о космологическом единстве и известном тождестве функционирования Человека и Вселенной. Недаром существует выражение: познай себя, и ты познаешь Вселенную. И, наоборот, познай Вселенную, и ты познаешь себя. В этом же русле находятся идеи философской концепции — софиогонии, стремящейся возвратить философию к ее первородному, изначальному значению, как учению о природе мудрости, путях ее постижения и укоренения в жизни человека. Основное содержание софиогонии определяется парадигмой — «Познай и измени себя». Задача эта самая трудная из всех, которые существуют в человеческой жизни. Недаром Лао-Цзы говорил, что, познав других, ты доказываешь, что умен. Постижение себя — доказательство мудрости. В короткий отрезок земной жизни человеку решить ату задачу бывает очень трудно, поскольку трудно и познать себя, но еще труднее — изменить самого себя. Для того, чтобы понимание этого имело глубокое обоснование, надо осознать, что реальность существует не за пределами человеческого бытия. Для человека реальность — это сам непосредственный процесс его бытия, его существования, его жизни, с ее внутренними и внешними параметрами. Направленность и содержание жизни каждого человека определяется законом: «Как мыслю, так и живу»! Бытие человека в мире и мира в человеке как процессы непосредственной человеческой жизни являются не только главной проблемой онтологии евразийской философии, но и ее гносеологии, аксиологии, этики, а также -философской креатологии. В отличие от креационизма, учения о творении всего существующего неким абсолютном, мною предлагается выделить в структуре философии особый аспект креатологию (лат. «креатор» — творец, создатель, а также «креацио» — созидание, порожденние, избрание). Необходимость креатологии в евразийской философии очевидна: познать и изменить, то есть сотворить себя — «другого» без творческого подхода и знания путей самосотворения, невозможно. Думаю, что со временем креатология, какучение о самосотворении человека, может стать одной из важнейших составных частей евразийской философии. Творение — зто вечный процесс самосозидания, саморазвития и вселенной, и человека. Творчество — органическое, родовое качество человека. Хочу подчеркнуть, что процесс самосозидания человека должен происходить по законам космической мудрости, по законам человеческой природы. Если этого соответствия нет, то человек допускает массу глупостей и ошибок, что приводит к серьезным дисгармониям в отношениях с природой, с самим собой и другими людьми. Для евразийской философии характерно также, что анализ проблем человека, избавления его от пороков, осуществляется через призму мудрости. С точки зрения рационалистической философии или философии как науки проблема мудрости лишена смысла, поскольку софийность будто бы иррациональна. На этом же основании не может быть причислена к разряду философских идея Абая о том, что в триумвирате воли, разума, сердца — главная роль должна принадлежать сердцу (любви, доброте, душевности). Точно также для философюв-ортодоксов выражение Шакарима «совестливый разум» неприемлемо с точки зрения логики. Более того, это словосочетание бессмысленно, поскольку абстрактно-логический разум не может быть совестливым, а совесть не может быть рациональна. В действительности, это выражение Шакарима, на мой взгляд, является одним из гениальных прозрений великого философа. Не останавливаясь на других не менее важных проблемах содержания евразийской философии, таких как триединая целостная природа человека, или взаимосвязь эволюции человека с типами цивилизаций, перейдем к следующему структурному элементу любого философского направления: его целям. Цели евразийской философия должны быть в наше время близки, понятны и дороги любому гражданину. Ее система взглядов должна выполнять функции надежного паруса нашей житейской лодки в бурном океане жизненных обстоятельств, подверженных непостоянным и, часто коварным, ветрам перемен. Чтобы не потерять жизненных ориентиров, не заболеть разными духовными, социальными и телесными болезнями и не погибнуть в бурном океане жизни, — подсказывает эта философия, надо быть хорошим капитаном. Вдумчивый Человек должен уметь отобрать для своей личной философии как жизненного паруса надежные, гуманные идеи, принципы и цели, которые помогли бы каждому, кто этого захочет, решать сложнейшие и запутанные жизненные головоломки. Вот здесь то и понадобятся человеку его духовные задатки, софийные способности и навыки. Духовные качества человека, опирающегося на евразийскую философию мудрости, помогут сформировать ему оптимистическое мировоззрение, понимание того, что он появился в этой жизни не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия. В результате, софийная евразийская философия подводит к пониманию того, что человек может достигнуть успеха, крепкого здоровья и жизненного счастья не путем воровства, не обманом, не хитростью и мошенничеством, не бандитскими приемами, а на основе любви и сострадания к людям. Любой человек, чтобы встать на путь духовного возвышения должен познавать и постоянно изменять себя. Чтобы иметь, надо стать. Стать достойной личностью, то есть научиться познавать, а, главное, изменять, уметь вытаскивать «себя любимого» за волосы из трясины эгоизма и пороков. Задача» замечу, не из легких. Для ее решения надо стать ни много, ни мало — мудрым. Каковы же конкретные цели евразийской философии? Главная цель евразийской философии в лице такого ее направления как софиогония определяется так: помочь ее стороннику достигнуть жизненного успеха на основе мудрости. Она может быть разделена на подцели, осуществляя которые человеку доступно достижение четырех высших совершенств: любви и мудрости в душе; крепкого здоровья на трехуровнях — духовном, социальном, телесном; гармони ческого соединения материального богатства с богатством духовным и обретение полноты жизненного счастья»! Третьим структурным элементом — или методом евразийской философии является все та же мудрость, но уже как способ, или Путь более глубокого, системного познания себя в мире и мира в себе, как духовный инструмент преобразования жизни отдельного человека и человечества в целом. Для того, чтобы понять эту мысль, напомним позицию Абая о главенстве сердца (любви) в трио человеческих качеств: воли, разума и сердца. В мудром человеке знания, разум и воля направлены не во зло, а на добрые дела, на любовь к людям. Мудрость в человеке обязательно сочетается с душевностью, добротой, с ранимой совестью, «совестливым разумом» (Шакарим), со стремлением к правде и справедливости. Софийное познание и изменение себя — это постижение своей природы как воплощения Космической Мудрости. Ее объективные проявления и интуитивное постижение мудрости заложены уже в инстинктах человека, в архетипах его подсознания. Надо только посредством любви (особенно в детстве), многих других способов и методов помочь раскрыть софийные задатки человеческой природы. Данный процесс означает постепенное изживание негативных сторон человека с одновременным укоренением его позитивных способностей и навыков, их культивирование и взращивание, превращение их в устойчивые черты характера, реализуемые в повседневной жизни. Любовь — это Путь к мудрости и основа духовного возрождения, обретения понимания и согласия между людьми. По сути дела, мудрость и любовь становятся духовным фундаментом общечеловеческой культуры, ее ценностным кодом, ее паролем.