“Тұл ат” — конь умершего. Как явствует из изложенного материала по культу духов умерших предков (мы уже отмечали, что почитались духи не каждого умершего, а особо заслуженных при жизни людей), погребальные мероприятия касались не только умершего, но и его любимого коня. Конь умершего — один из основных объектов всеобщего внимания близких, а после погребения тела умершего — почти единственный. Его холят, стригут, берегут, о нем постоянно заботятся. Отныне он считается культовым, неприкосновенным, “тұл ат” — сирота конь, как сэтэр у калмыков и монголов или ыдык (ыйык) у многих тюркоязычных народов. При переездах его снаряжают траурно-торжественно: покрывают черным сукном, кладут на круп коня седло (только непременно задом наперед) с пикой, переломанным пополам древком, и ведет его жена или старший сын первым в караване коча.
Итак; траурный конь с переломанной пикой на седле. Это придает передвижению рода наряд трагической процессии, которая напоминает обычай похорон скифских царей, описанный Геродотом. Исключительно все кочевники к лошадям относятся почтительно, что доходит иногда до боготворения. Ссыльный польский революционер А. Янушкевич писал своим родным, что казахи почитают сначала мужчин, затем — коня, и лишь в третью очередь — женщин2. Написано это в форме шутки об экзотике далекого азиатского края, однако читатель обязан наблюдательности автора, метко подметившего главные штрихи быта казаха. Но следует сказать, что роль женщины и место ее в кочевом обществе были довольно высокими, что хорошо отражено в этнографической литературе. Патриархальные ценности не смогли помешать древней традиции почитания женщин. И это особый разговор. А. Янушкевичу это сравнение потребовалось для того, чтобы особо подчеркнуть, что значит для степняка хороший конь. Вот как описывает значение коня для казаха известный хан Касым: “Мы — жители степи, у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит в лошадях; мясо и кожа их служат нам лучшею пищею и одеждою, а приятнейший напиток для нас — молоко их и то, что из него приготавливается, в земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений — пастбища скота и табуны коней, и мы ходим к табунам любоваться зрелищами коней. У меня есть два коня, которые одни стоят всего табуна”.
Известный в народе поэт и композитор Ахан-сере оплакивает смерть своего любимого коня по кличке Кулагер так, как вменяет обычай оплакивать смерть близкого человека: “Баспа-бас кызга бермес жануарым” — бесценное сокровище мое — не променял бы тебя на красавицу. По традиции казахи делят домашних животных на “ак мал” и “кора мал” — белый и черный скот. К белым относятся исключительно лошади, а к чёрным — все остальные. Это сближает казахское понимание лошади с монгольскими сэтэр, что также означает “белый”. Истоки культа коня у кочевых народов связаны со спецификой их хозяйства. Лошади — автохтоны степей. Их ближайшие и отдаленные предки — тарпаны и дикие лошади — в прошлом составляли основную фауну аридной зоны. Степь богата травами, которые идут на корм лошади. Они неприхотливы, так как сами являются продуктом степной зоны. Они относительно легко переносят превратности континентального климата -засуху и суровые снежные зимние периоды, добывая тебеневкой корм из-под снега. Археологические открытия ученых Казахстана последнего времени дают основание думать, что в неолитическом Казахстане существовало табунное коневодство. Именно в неолите! Раскопки неолитических поселений Ботай на севере Казахстана показали, что жители их разводили в больших количествах лошадей. По утверждению казахстанских археологов, табунное коневодство заложило впервые основу производящего хозяйства и создало предпосылки кочевого скотоводства. Без лошадей было бы немыслимо не только скотоводство, но и жизнь на бескрайних просторах аридной зоны. Таким образом, вся древняя казахстанская цивилизация в определенной мере связана с конем и не без основания ее называют конно-кочевой цивилизацией. Эта связь, разумеется, была обусловлена разведением и содержанием лошадей, влиянием этого фактора на развитие производительных сил кочевых обществ как главного средства транспорта, тяговой силы, продукта питания, обмена и другого материального предназначения. Все эти явления, в которых проявляется ведущая роль лошади в экономической жизни, нашли идейное отражение в форме культа коня. Вот почему культ коня встречается у всех кочевых народов и на всех этапах развития кочевого хозяйства как экономической системы. У казахов возникло своеобразное идейное отражение этого культа, выражавшееся в представлении, что лошади являются перевоплощенными людьми (“жылкы адамнан азған”), и человек своим поведением похож на лошадь (“жылкы адам мінезді»). Следующее выражение, отражающее народную мудрость, несомненно, возникло под влиянием почитания коня: “Асыл ею нэрсеге паналайды. Bipi — адам, екіншісі — жылкы. Ирак олар сирек кездеседі» — отличные качества (буквально: драгоценность, сверхсвойство) встречаются в двух явлениях: в людях и лошади, но они большая редкость. Покровителем лошадей казахи считают мифического патриарха Жылкышы-Ата (Табунщик-Дед), по другим сведениям и Камбар-Ата. Перед нами здесь контаминированный образ Камбара как покровителя не только лошади, но и дороги, ибо кони выступают главным элементом дороги как средство транспорта,
Почитание коня во всех сферах жизни кочевого народа не могло не отразиться в похоронно-погребальном культе. Поэтому и понятна забота ближнего о коне умершего. Раньше его закапывали в полном снаряжении, что характерно для погребального обряда кочевых протоказахов. По крайней мере, русские застали этот обряд у якутов. Они зарывали “в другую яму любимую им при жизни лошадь со сбруею и принадлежностями для верховой езды», иногда — живую лошадь вместе с ямщиком. В одном из исламизированных обрядов казахов конь условно сопровождает своего хозяина на “тот свет”: к двери дома, где находился умерший, на цветном шнуре “ала жш” подводили лошадей, в количестве 7 или 9, после совершения определенных религиозно-магических обрядов, они подлежали жертвоприношению. Впоследствии этот обряд видоизменился: лошадей уже не резали, а раздавали бедным, которые, сидя у ног покойника и держась за один конец цветного шнурка (другой конец находился на руке мертвого), клялись, что принимают на себя все грехи покойного. В более позднее время, в XVIII-XIX вв., этот скот обычно забирали муллы, которые читали так называемый “ысқат” (уменьшение) — ритуал передачи грехов покойного другому лицу. Мусульманское духовенство превратило “языческий” обряд в неиссякаемый источник обогащения, поэтому оно отказывалось и сейчас нередко отказывается совершать ритуалы по бедным умершими.
Обычай принял внешне исламские черты, но в содержании его нет ничего мусульманского. Учение ислама предполагает персональную ответственность людей перед всевышним и не допускает “перепродажи” грехов другому лицу. В противном случае догматика ислама теряет смысл, ибо ничем не ограниченная торговля грехами ставила бы под удар религиозно-этическую нравственность, на которой держится идеология ислама. Однако социальная сущность ислама как религиозной идеологии такова, что допускает продажу догмата, когда дело касается экономических факторов. Местный характер обряда подчеркивается присутствием сугубо кочевнического элемента — цветного шнурка, несущего определенное магическое значение. “Ала жіп» — буквально: разноцветная веревка, участвует во многих древних ритуалах казахов. Так, в обычноправовых нормах ответчик и пострадавший держали концы разноцветного шнурка, а бий после вынесения решения разрезал его пополам. Это означало, что решение было справедливым и приемлемым для обеих сторон1. В казахском языке на основе этого ритуала существует этнографизм: “Біреудің ала жібін аттамау” — не переступать пестрый шнурок, кому бы тот ни принадлежал. Этот ритуал присутствует и в погребальных обрядах древнейших племен, например, у жителей Центральной Азии I в. н. э. — ухуаней. Китайская хроника сообщает, что ухуане при проводах умершего “берут одну откормленную собаку и ведут ее на цветном шнурке, также берут лошадь, на которой любил ездить покойник, его одеяние и вещи и все сжигают, несут за гробом для препоручения собаке, чтобы она охраняла душу умершего”. По всей вероятности, веревку использовали в качестве своего рода проводника, по которому могла бы проходить душа. Здесь в определенной степени проясняется значение другого реликта зороастризма, ставшего идиоматизмом: “Ит — жеті казынаның бірі — собака является одним из семи сокровищ мира. “Собака — священное животное, потому что она когда-то разговаривала с человеком и была его другом”, — сказывают некоторые современные казахи и считают грехом убивать собаку. Магическое значение шнурка более наглядно просматривается в свидетельстве Биру-ни: “Тюрки-огузы поступают обычно с утопленниками (так): они кладут его труп на берегу и привязывают веревку к его ноге, а конец бросают в воду, чтобы душа могла подняться по ней для воскрешения”. Показание Бируни полностью подтверждает предположение о том, что шнурок служил проводником для отправления анимистических ритуалов в древности. С. И. Ру-денко пишет, что обряд, описанный Бируни во всех деталях, существовал среди башкиров. У якутов в прошлом обряд разрезания веревки совершали, если в семье часто умирали дети. “В юрте производился ожигом тройной круг, в середине которого ставилась женщина, у которой умирали дети, ее опоясывали по поясу, бедрам и голеням волосяными шнурками. Шаман становился на четвереньки и заставлял женщину сесть на него верхом, при этом восклицал магический призыв: “Халахыйа!. Затем резал каждую опояску в трех местах'». Обряд с пестроцвет-ным шнурком встречается и в бытовых ритуалах казахов под названием “тұсау кесу” разрезание пут ребенка, начинающего ходить. Монголы запрещают перешагивать через веревку, сделанную из шерсти барана или верблюда. Также нельзя перешагивать через узду лошади. “Грехи” умершего в указанном казахском обряде “переходили” к лошади по цветной веревке, прямо скажем, как по телеграфным проводам! Тут могла быть использована веревка любого цвета. Но цветная веревка необходима для обозначения ее ритуальной функции. Если любой обычай понимать как условный знак совокупности целенаправленных действий, всегда продиктованных определенными идейными мотивами, то в таком случае он имеет внутреннее содержание. Семантика этого обычая ясна: грехи покойника по веревке переходят к лошади, лошадь передается другому лицу, тот вместе с лошадью получает чужие грехи… Все это происходит почти по Гомеру: именно таким образом, как известно, предприимчивые ахейцы взяли Трою. Лошадь — жертва. Но прежде чем стать жертвой, она “начинается” «грехами”, т. е. на нее оказывается магическое воздействие. Разумеется, такое толкование жертвы полностью согласуется с религиозными канонами.
Геродот, описывая этнографические подробности азиатских скифов, замечает, что “в жертву приносятся всякие домашние животные, преимущественно лошади”. И скифы лошадей не просто кололи — в таком случае они стали бы обыкновенной трапезой. Прежде чем заколоть лошадь, ее “обрабатывали идейно”. Лишь после этого она приобретала определенную духовную ценность и превращалась в жертву во имя умилостивления духов умерших предков.
Казахи к жертвам относились избирательно и, как скифы, приносили в жертву преимущественно лошадей, причем жертвенное животное должно быть непременно любимым конем умершего, т. е. тұл ат — осиротевший конь. Жертвоприношение сопровождалось различными религиозными ритуалами. Согласно нашим полевым записям, жители с. Джаланаш Кегенского района Алматинской области, приготовив заранее жертвенную лошадь к заколу головой на восток, ждали восхода солнца. Одновременно с появлением шапки солнца кололи животное. В момент закола специально присутствующие при жертвоприношении женщины начинали причитать. Кровью жертвенной лошади окроплялся снег.
Казахи приносили жертвы не только исключительно во имя умерших. Жертвоприношения делались по поводу рождения сына, его первой джигитовки (“тоқымқағар” — буквально: стряхнуть пыль с подседельника, пережиток инициации), при болезнях, в засуху и т. п. Баран, заколотый в честь гостя, — тоже жертва во имя гостя. Ибо барана резали даже в том случае, когда в доме было заготовлено много мяса. Вероятно, здесь мы имеем дело с почитанием духа жертвенного животного. Однако при невозможности по экономическим соображениям приносить жертву, угощение ограничивалось подачей определенной цельной анатомической части животного. Самой почетной считалась голова, которая адресовалась старшему из сидящих, Вслед за ней шла берцовая кость (жамбас). Угощение грудинкой (tөctik) имело сакральный смысл: она предназначалась в основном для зятей и молодух. Локтевую кость (кэрэ жшк) запрещалось есть девушкам. Шейные позвонки (мойын) играли магическую роль при свадебных церемониях (кайым айту) и обрядах с новорожденными.
Жертва во имя духов предков совершается и в других случаях. Исследователь обрядовых комплексов в свадебном церемониале казахов Н. П. Лобачева упускает из виду такую важную деталь культа предков, входящую в эти комплексы, как жертвоприношение в честь умерших предков “өлі-тipi» — буквально: “умершие и живые”. Даже тогда, когда брак совершается по обычаю “умыкания”, т. е. хищения невесты, сторона невесты требует возмещения расходов, жертвоприношений во имя предков. “Өлтіpi той” у казахов носит относительно самостоятельный характер и отправляется отдельно (в отдаленное время өлтірі проводилось в доме родственников невесты). Вероятно, на шкуру этого ритуального барана и сажали невесту в момент посещения ею дома жениха. Семантика этого обычая тождественна с идейной основой ритуала присягания скифов, описанного Лукианом, ибо, по поверью скифов, “наступление на шкуру равносильно клятве”. Невеста, садясь на шкуру барана, как бы давала клятву в верности очагу, семье и всему роду жениха. Освящались и другие более менее крупные мероприятия, а жертва лошадью, тем более магически обозначенной масти, подчеркивала их важность. Жертвоприношениями скреплялись события общественной жизни, к примеру, международные договоры, основанные на клятве. “Кто из них нарушит договор, да воспримет кару от неба, и потомство его из рода в род да постраждет под сею клятвою. Чан, Мын (чиновники китайского двора. — С. А.), Шаньюй и его старейшины взошли на Хунн-скую гору по восточную сторону реки Но-Шуй и закололи белую лошадь». Обильные жертвы лошадьми белой масти удивляли В. Рубрука. В 9-й день мая месяца монголы собирали всех белых кобылиц стада и освящали их. Кумыс белых кобылиц, по Рубруку, предназначался, главным образом, богам, ханам и ханскому семейству. Этот обряд и по сей день распространен среди монголов. Плано Карпини немногословно передает бытование этого обряда среди тюркомонголов, подчеркивая весьма важную для нас деталь, которая имеет место и в жертвенных процедурах казахов: “Посвящают ему (хану. — С. А.) также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти. Посвящают ему и иных животных, и если убивают для еды, то не сокрушают у них ни единой кости, а сжигают огнем”. Пережитки указанного обряда П. Ходырев находит среди казахов. Он пишет, что кости жертвенных животных, заколотых для поминок, “никогда, не пересекаются, иначе отдается собаке”. Мы приводили уже сообщение А. Левшина о том, что “убивали лошадь и мясо оной сварив, едят, а кости на той могиле сжигают”. Подобных регламентации придерживаются тувинцы и хакасы при жертвоприношениях ыдык. Этот обряд также связан с требованиями заупокойного культа. В ином мире умершему нужна “здоровая” лошадь с целым скелетом.
По традиционным представлениям якутов, при смерти человека необходимо убить какое-нибудь животное, которое называется холджуга. У казахов этому термину соответствует другое значение и называется калжа. Жертва калжа приносится при рождении ребенка. Этнографизм “Мен туғанда шешем қалжа жемеді ме?” — фигурально означает — что, я не мужчина?! (калжа закалывали бедняки лишь при рождении сына). Якуты при разделке халджуга старались не повредить кости и главные сухожилия, дабы жертвенное животное не хромало на том свете. Череп с первым шейным позвонком вешали на дерево. Все мясо халджуга должно быть съедено на поминках. Сохранность костей жертвенного животного обычно казахские муллы объясняют тем, что над ним была совершена молитва. Однако существование этого обряда у родственных казахам якутов, совершенно свободных от ислама, делает правомерность подобного суждения сомнительной. Это касается и масти жертвенного животного. В этнографии якутов масть жертвенного скота имела устойчивую традицию. Шаманы определяли, какой масти животное при какой болезни должно быть принесено в жертву! Тут нет никакого утилитаризма, ибо казахи как традиционные животноводы, знающие толк в мясной пище, предпочитают обычно мясо животных черной масти (например, овец), мясо, жир и свежие шкуры которых шли и на народные медицинские цели. У казахов масть жертвы играла большое культовое значение. Так, “ақсарбас” — буквально: белый баран с желтым пятном на голове — приносили после выздоровления, во имя предков, для предотвращения угрожающей стихийной или иной опасности и т. п. Это считалось “легкой”, доступной всем жертвой. В древнем Шумере в жертву приносился пестрый козленок. Отрывок поясняет в некоторой мере и семантику петроглифов с изображением козлов, которые могли быть условными жертвами в честь древних божеств, а не сами божества-тотемы, как полагают многие исследователи. Именно в синхронное с древними шумерами время была развита культура петроглифов Казахстана.
Якутский шаман, купив специальный костюм, у другого шамана, устраивал пирушку. Для этого он закалывал животное желтой масти с белым пятном на лбу или с белой мордой, т. е. такой же масти, что и казахский “аксарбас”. Кровью убитого животного другой шаман смазывал бубен, костюм и другие атрибуты шамана. Обряд, завершался угощением мясом жертвенного животного. Шаман приглашал и кузнеца, который закалял металлические принадлежности костюма в крови жертвен-ног о животного.
Жертва “бозкаска” приносилась исключительно лошадьми. “Бозкаскд» — лошадь белая с лысиной другого цвета закалывалась казахами в прошлом при перемирии враждовавших племен у могилы известного в народе авторитета. Враждующие давали клятву сохранять мир. “Бозқасқа” приносили в жертву казахские, ополченцы в знак верности знамени предводителя Бекбулата Ашикеева в 1916 г. у истоков р. Каргалы в ур. Ушконур во время восстания против царизма.
Таким образом, жертвоприношения “преимущественно лошадьми” характерны исключительно для кочевников и связаны с культом коня. Культ лошадей — важная сторона верований и кочевников-скотоводов, для которых коневодство является новейшим видом хозяйства. Индейцы Нового Света не отстали от классических кочевников Евразии в размерах жертв во имя духа умерших предков. Согласно сведениям Р. Линтона, у команчей бывали случаи “уничтожения всего табуна”. Г. Ярроу сообщает, что по смерти богатого кайова было убито 170 лошадей, а по данным Максимилиана, на могиле одного черноногого были принесены в жертву 150 лошадей. Вплоть до начала XX в. у многих степных племен Северной Америки сохранялся обычай погребения лошади с ее собственником.
“Небесные лошади” (тянь-ма) китайских анналов, якобы обитавших у “Большого юечжи” (усуни Семиречья. — С. А.), не что иное, как проявление культа этих животных. Культ мифических “небесных коней” нашел отражение в верованиях кангюйско-кушанского периода. Сведения о культе коня имеются в Ши-цзи и Цяньхань-шу, в отчете о путешествии Чжан Цяня. От “небесных коней” вели происхождение знаменитые “потокровные лошади”, ставшие причиной первых китайских походов в Среднюю Азию в конце II в. до н. э. “Сии лошади имеют кровавый пот и происходят от породы небесных лошадей». Согласно хронике, в Средней Азии имеются высокие горы, на которых водятся “горные лошади” редкой породы. “Выбирают пятишерстных, т. е. пестрых кобылиц и пускают для случки с горными. От сих кобылиц родятся жеребята с кровавым потом; и посему называются жеребятами породы небесных лошадей». Табуны породистых лошадей кочевников Средней Азии были не только поводом для воины, но и люоимои темой переговоров ханьскои дипломатии: “Иностранные государства славят, что Поднебесная имеет три множества: множество людей в Срединном государстве (т. е. в Китае. — С. А.), множество драгоценностей в Дацине, множество лошадей у юечжи (усуни. — С. А.)”, —читаем в китайских источниках». Интересна еще одна подробность записей о лошадях: “Вначале сын неба (т. е. император. -С. А.) открыл… что священные лошади должны прибывать (происходят) с северо-запада. Достав усуньских лошадей, полюбили их и назвали “небесными
лошадьми”. Конь — традиционно излюбленный образ скифского изобразительного искусства. Он же главный персонаж фольклора поздних кочевников. Якутский шаман во время камлания дергал ногою назад (жер тарпу) и подражал ржанию жеребца. Этот момент исследователь дохристианских культов современных якутов А. Н. Алексеев объясняет проявлением пережитка культа коня. Культ коня широко представлен в казахском фольклоре. Такие мифические тулпары, как, например. Тайбурыл, Тарлан, Шалкуйрык, Кокбуйра обладают сверхъестественными качествами. Конь — боевой товарищ героев. Он наделен чудесными свойствами, спасает героя от врагов и т. п. Потому и понятно, почему в жертву приносятся “преимущественно лошади” (Геродот), причем непременно любимые кони умерших.