Имя Тараса Григорьевича Шевченко известно всему миру. Гениальный украинский поэт-революционер занимает почетное место (среди виднейших писателей) в мировой литературе. В первую очередь благодаря его творчеству украинская литература заняла видное место в истории мировой литературы и культуры.
Т.Г. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Он вывел родную литературу на широкие творческие просторы, надолго утвердил в ней критический реализм и первый дал образы народных по идейно-художественному содержанию произведений. Он поставил литературу — «живой орган жизни» — на «единственно достойный путь служения отечеству» (Грабовский), — превратил ее в трибуну народных интересов и стремлений, в могущественное орудие классовой борьбы против гнета и насилия.
Т.Г. Шевченко — народный гений. В его лице счастливо сочетались исключительная поэтическая одаренность и столь же природная по своей глубине и стойкости народность понятий и взглядов на жизнь. Следует отметить необычность биографии поэта, его полной страданий жизни, сконцентрировавшей и отразившей в себе всю тяжесть существования простого народа в период крепостничества. Сам он заявлял: «История моей жизни составляет часть истории моей родины». Все это определило особое место Шевченко в истории украинской и мировой культуры как самобытного поэта, а также как очень талантливого и своеобразного драматурга, беллетриста, художника и крупнейшего представителя наиболее прогрессивной общественно-политической, философской и эстетической мысли своего времени.
Т.Г. Шевченко развернул свою деятельность в последние два десятилетия крепостничества, когда наиболее прогрессивные общественные деятели России — революционеры-демократы Герцен, Белинский, Чернышевский — призывали народы Руси к организованному выступлению против крепостничества и самодержавия. «В тесном единении с русскими революционными демократами, — отмечается в тезисах «О 300-летай воссоединения Украины с Россией», — вел борьбу против царизма и крепостничества великий сын украинского народа, поэт и революционный демократ Т.Г. Шевченко. Своими произведениями, проникнутыми непримиримой ненавистью к угнетателям, он сыграл поистине громадную роль в развитии национального и социального самосознания украинского народа. Путь к освобождению украинского народа он видел, прежде всего, в революционном единении всех славянских народов с русским народом».
Родился Тарас Григорьевич Шевченко 9 марта 1814 г. в селе Моринцах на Киевщине в семье крепостного крестьянина, принадлежащей помещику Энгельгардту. Вскоре Шевченко переехали в село Кирилловку, принадлежащее тому же помещику.
«До 9 лет Тарас Шевченко жил, так сказать, на воспитании и содержании у самой природы» (М. Горький). Рано оставшись сиротой, он испытал нужду и голод, издевательства мачехи, а также учителей-дьячков, у которых пытался научиться грамоте, рисованию.
В юношестве Тарас Шевченко учился у маляров, служил пастухом, а затем был зачислен в дворовую челядь молодого помещика, который держал его в качестве прислуги-казачка, вначале в кирилловском имении, затем в Вильно и Петербурге (куда помещик-офицер направлялся по службе). Несмотря на побои и угрозы. Тарас в каждую свободную минуту ухитрялся заниматься любимым рисованием, к которому проявил большие способности еще с детства. Энгельгардт решил иметь своего художника-крепостного и отправил восемнадцатилетнего Шевченко к петербургскому «разных живописных дел цеховому мастеру» Ширяеву на четыре года.
Тяжелой была наука у Ширяева. После трудового дня Тарас Шевченко убегал в Летний сад и в белые петербургские ночи рисовал статуи. За этой работой его однажды застал художник-земляк Иван Сошенко, который сразу обратил внимание на талантливого юношу. Он познакомил Шевченко с влиятельными людьми, с секретарем Академии художеств Григоровичем, известным художником Брюлловым, с поэтами Гребинкой, Жуковским. Эти люди решили выкупить Шевченко из неволи и определить его в Академию художеств.
Начались переговоры с Энгельгардтом, в которых самое активное участие принимали известные русские художники Брюллов и Венецианов. Энгельгардт, «эта самая крупная свинья», по определению Брюллова, назначил 2500 рублей за выкуп Шевченко («своего художника»). Брюллов нарисовал портрет Жуковского, который был разыгран в частной лотерее. За вырученные деньги 22 апреля 1838 г. Шевченко получил отпускную.
Со слезами радости встретил Тарас Григорьевич весть о свободе. Вскоре он поступил в Академию художеств, которую и закончил в 1845 г., став известным художником-реалистом.
В Академии художеств Шевченко изучал технику гравирования. После ссылки он всецело отдался этому делу, достигнув больших успехов в офорте и гравюре — том искусстве, которое, в первую очередь, по мнению Шевченко, должно дойти до народа, служить ему. За великолепные офоргы в 1860 г. он получил звание академика-гравера.
Еще работая у Ширяева, Шевченко начал писать свои первые стихотворения на украинском и русском языках. В Академии художеств он усиленно занимался поэтическим творчеством и обнаружил новый талант — талант гениального поэта.
В 1840 г. появился небольшой сборник его стихотворений и поэм под названием «Кобзарь», состоявший из восьми произведений. В 1841 г. им написаны поэма «Гайдамаки» и ряд стихотворений, опубликованных в альманахе «Ластовка», в 1842 г.- отрывок драмы «Никита Гайдай» (написана на русском языке), в 1843 г.- некоторые стихотворения в альманахе «Молодик», в 1844 г.- поэмы «Гамалия», «Тризна» и «Бесталанный» (последние на русском языке). Эти и последующие произведения принесли Шевченко широкую известность народного поэта, который, как говорили тогда простые люди, «про волю пише». сделали его имя популярным не только на Украине, но и в России. Белоруссии, а затем и в других, в первую очередь славянских, странах. С первых шагов своей литературной деятельности Шевченко создаст произведения нового качества — блестящие образцы рево-люционно-ромаггтической и критически-реалистической литературы. «Его картины блещут яркими, живыми красками»,— справедливо отмечалось в рецензии «Литературной газеты» на первое издание «Кобзаря».
Произведения Тараса Шевченко быстро распространились в народе, который любовно называл поэта своим кобзарем, т. е. народным певцом. По свидетельству современников, «Кобзарь» и «Гайдамаки» широко разошлись по Украине и были «причиною сильного волнения умов». Многие песни и думы украинского кобзаря перешли в устную поэзию: «Шевченко был избранник народа в прямом значении этого слова: народ как бы избрал его петь вместо себя» (Костомаров).
Уже в первых произведениях Шевченко с несравненным мастерством выразил глубокие патриотические чувства («Думы мои…», «Н. Маркевичу»), воспел героическое прошлое украинского народа («Гайдамаки», «Иван Подкова». «Тарасова ночь», «Гамалия»), правдиво изобразил тяжелую жизнь крепостных, в частности девушек-крестьянок («Катерина», «Слепая») и т. д. Ив идейном, и в художественном отношении он сразу превзошел своих предшественников и современников — Котляревского. Гулака-Артемовского. Квитку-Основьяненко, Гребнн-ку, поэтов-романтиков и других украинских писателей. Кроме того, уже в начале своего творческого пути Шевченко выступил как разносторонний писатель — создатель лирических стихотворений, баллад, социально-бытовых и исторических поэм и драм. Это богатство и разнообразие его творческой палитры с течением времени еще больше умножилось и выросло.
В ранних лирических стихотворениях Шевченко высказал высокие мысли о значении поэзии и роли поэта-певца, выражающего народные думы («Думы мои…», «Перебендя»); здесь в ряде случаев поэт перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. В стихотворении «Перебендя» он рисует романтический образ народного певца (кобзаря), но, в отличие от современников-романтиков, не возвышает певца над народом, а делает его слугой народа, выразителем его настроений. Так, уже в раннем творчестве Шевченко органически сочетаются романтические мотивы с реалистическими тенденциями.
В стихотворениях «Вечной памяти Котляревского» и «К. Основьянснко» он славит своих предшественников, подчеркивая в их творчестве патриотизм, верное отражение истории и духа народа. В ряде лирических произведений этого периода Шевченко разрабатывает песенные мотивы о сиротах, бурлаках, страданиях девушек в разлуке с любимыми: «Ветер буйный, ветер буйный», «Течет вода в сине море», «Думка» («На что черные мне брови»).
В 1843 — 1845 гг. окончательно сформировалось мировоззрение Тараса Шевченко. В его творчестве прочно укрепляется идея крестьянской революции. Украинский поэт выступал предшественником и единомышленником великих революционеров-демократов и вместе с ними боролся за счастье трудящихся всех наций.
В 1845 г. после окончания Академии художеств, получив звание «неклассного художника», Шевченко по собственной просьбе был направлен на Украину для «художественных занятий» и вскоре устроился как художник и этнограф в Киевской археологической комиссии. За 1845 — 1847 гг. Шевченко, работая в комиссии, объездил значительную часть Украины, зарисовывая исторические памятники, собирая фольклор.
С 1844 г. все большее место в литературной деятельности Тараса Шевченко занимает политическая сатира. Такие его поэтические произведения, как «Сон», «Послание», «Кавказ», являются мировыми шедеврами политической сатиры. В этих произведениях украинский Кобзарь выступает как убежденный революционер, непримиримый борец за национально-социальное освобождение украинского народа и других угнетенных народов.
Поэма «Сон» (1844) — памфлет эпохального значения, с неслыханной до этого смелостью и силой направленный против самодержавия и крепостничества, против русской монархии с ее бюрократией и царедворцами-«кабанами» с роскошными палатами и разоренными селами.
В 1847 г. Шевченко был зачислен преподавателем рисования Киевского университета. Однако он не успел приступить к работе: весной этого же года его арестовали по делу Кирилло-Мефодиевского братства — тайного украинского общества, выступавшего, как уже отмечалось, за уничтожение крепостничества, распространение просвещения в народных массах и создание федеративной славянской республики.
Власти не смогли доказать участия Шевченко в Ки-рилло-Мефодиевском обществе, да это и не имело для них особого значения. Поэт был жестоко наказан за свое революционное творчество. В приговоре отмечалось: «Шевченко… сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе… и прежней вольности казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома… Шевченко приобрел между друзьями своими славу знаменитого малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны… По возмутительному духу и дерзости, выходящей из всяких пределов, он должен быть признаваем одним из самых важных преступников». Дальше указывалось: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений». Царь Николай I собственноручно прибавил: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».
Т.Г. Шевченко предвидел, что царь не пощадит его. Ожидая около трех месяцев приговора в каземате Петропавловской крепости, поэт-революционер не просил помилования и не раскаивался, как большая часть «брат-чиков». Даже здесь он продолжал свое литературное творчество, создавая произведения на любимую тему о родине и свободе (цикл «В каземате»). Кобзарь пламенным словом ободрял «соузников», призывал их быть мужественными и до конца своей жизни верно служить народу и родине («Сойдемся ли мы с вами снова?»).
В каземате Шевченко написал ряд великолепных песен в народном духе (например, «Ой одна я, одна», «Три широкие дороги» и др.). Из них особо выделяется лирическая песня «Вишневый садик возле хаты» («Садок виш-невттй коло хати»). которая стала чрезвычайно популярной в народе. В этой песне, по определению И. Тургенева, «вся южнорусская задумчивость, мягкость и кротость… ясно выступила на поверхность». В ней Шевченко нарисовал картину желаемого счастья украинского села, выразил свою мечту о тех светлых минутах, которые могли бы быть на свободной Украине. Подобные мысли мог высказать, будучи в заключении, только истинно народный поэт, до конца убежденный и непоколебимый революционер, которого не могли запугать ни тюрьмы, ни ссылки.