Тотемизм, несомненно, был своеобразным, таким же, как тенгризм, идейным средством синкретического осмысления единства человека и природы. Это своего рода материалистический ответ на основной философский вопрос об отношении сознания к материи. По тотемическому сознанию не идеальное является причиной происхождения природы, а природа происходит от живого мира же путем популяции. Каждый предмет, явление или процесс должен иметь, согласно тотемизму, своего родителя, предка, отца. Все — звезды, солнце, деревья, горы, реки, животные, люди — продукты элементарного акта рождения. Это своеобразное признание причинно-следственных связей действительности. Однако такое признание имеет свои объяснения.
Тотемическое мышление абсолютизирует, как, впрочем, социал-дарвинисты, биологическую закономерность, что все живое должно иметь родителей: отца и мать. Оно — наиболее древний исторический тип мышления, но еще не религиозное. Акт творения, созидания — результат деятельности человека сравнительно позднего времени. Для этого процесса необходимы совершенные орудия труда, т. е. определенный уровень развития производительных сил общества. Вот почему в древнейших языках отсутствовало слово “творить”. В санскрите также нет аналогичного понятия. Люди жили, исходя из модели живой природы. Творение — явление позднее, соответствующее возникновению мировых религий, которые человеческие способности творить и созидать объявили качеством, присущим исключительно богу. В этом отношении тенгрическое объяснение его было значительно ближе к истине. Главное противоречие тотемизма не только с наукой, но и со здравым смыслом заключается в том, что от одного вида живого существа происходит не только другой, но и от неживого — живой или наоборот. Он здесь обнажает агностическую суть. От тотема, к примеру, древесной коры («қабық», “қабук” у Рашид-ад-Дина) может происходить казахское племя кипчаков, а средневековые их братья кимаки — от реки Иртыш2. Скифы, согласно Геродоту, считали себя детьми реки Днепр (Борисфен). Как? — спросите вы. Конечно, естественным путем, т. е. вполне реалистично, коль все вокруг одушевлено: гилозоично. На этой же основе племена кангли (кацлы) связывали свое происхождение с повозкой, а карлуки — со снегом. Представление о том, что все живое должно иметь родителей, несомненно, реалистично, оно не противоречит научно-материалистическому мировосприятию. Религиозное в тотемизме скрыто, оно связано с признанием трансцендентности бытия тенгризма, которую в просторечии называем “святостью” или “священностью” природы. К. Ш. Шулемба-ев утверждает, что в тотемизме природное уподобляется социальному, а действительные связи мира отражаются искаженно как кровнородственные. Тотемическое сознание обусловлено. Согласно одному казахскому мифологическому сюжету, сначала были созданы только четыре человека и четверо животных: верблюд, лошадь, корова и баран, и все питались травой. Но люди рвали растения с кореньями и делали запас. Тогда животные с жалобой обратились к богу. Бог спросил: “Я запрещу людям питаться травой, но согласитесь ли вы, чтобы люди стали продавать вас, колоть и есть?”. Животные согласились.
Мифология полагает, что нет существенной разницы между людьми и животными, кроме отношения их в еде. Здесь сознательно стерты социальные признаки различия людей и животных, но зато подчеркнуто выявлен трансцендентный характер жизни. Ничего не поделаешь — это и есть результат обыденности уровня мировоззренческого синкретизма.
“Любопытно, каким образом — как это можно наблюдать у так называемых первобытных народов — возникло представление о святости. Священно, первоначально то, что мы переняли из животного мира, -животный элемент»‘. Тотемизм возникает из превратного понимания социальной сущности людей, поэтому не тотемизм определял структуру общества, а общественные отношения получили свое искаженное отражение в тотемизме.
Согласно тенгрическому сознанию, в мире все равны, ибо у каждой вещи свой тенгри (если у собаки есть хозяин, то у лисы — тенгри). Поэтому взаимопревращение вещей, предметов, животных и людей друг в друга вполне возможны. К примеру, “медведь и обезьяна некогда были людьми, но тенгри их проклял и они стали зверьми. Сурок прежде был богатый человек… у него были тысячи лошадей, коров, верблюдов и овец. Тенгри наказал его за скупость, обратив его в сурка, а его многочисленные стада в диких животных: коров — в маралов, баранов — в архаров, козлов — в горных козлов, лошадей — в куланов, а верблюдов — в диких верблюдов”. Легенда была записана Г. Н. Потаниным от тарбагатайского казаха из рода Жаста-бан, но в замечаниях к тексту собиратель отмечает, что вариант этой легенды он слышал от казаха Акмолинского уезда. Миф о происхождении животных от человека был распространен почти по всему Казахстану: крот и камышовый кот — люди, брат и сестра, проклятые отцом, сурок и выдра — охотники, еж — бий-старейшина, кукушка — девица, а дятел — раб. В казахском языке есть специальное слово, означающее тотемическое превращение “азу” — “азгын” — худеть, ухудшаться, опускаться, превращаться. Например, “Маймыл адамнан азган” — обезьяна произошла от человека в результате перевоплощения. Живые существа по воле тенгри могли видоизменяться в объекты природы. Ка-станье приводит легенду о том, как верблюд корыстолюбивого шамана Мурум Карамыша превратился в гору Верблюд1. Кон-гратское рудное месторождение названо в честь, согласно легенде, окаменевшего коня, возлюбленного джигита. Ак-Шауле (вершина Тарбагатайского хребта) — самки беркута и другие. Казахская степь славится уникальной топонимией, множество из этих наименований вошло в жизнь благодаря гилозоизации природных явлений.
С тотемическим сознанием связаны поэтические мифы о пирах-покровителях домашних животных: Ойсыл-Кара — покровитель верблюдов, Сексек-ата — коз, Шопан-ата — овец, Зецп-баба — коров, Камбар-ата (иногда Жылкышы-ата) — лошадей, путника. Согласно исламизированной легенде, дошедшей до нас в записях известного этнографа А. Диваева, происхождение домашних животных казахские легенды связывают с именем библейского пророка Ноя (по-казахски — Нух), спасшегося от мирового потопа с представителями животного мира.
На горе Казыкурт, южнее Шымкента, лежат останки Ноева ковчега. На нем нашли спасение пири — предки верблюда, лошади, коровы и овцы. Об аборигенности легенды говорят имена персонажей, которых нет в книжной традиции. Народное сознание полагало, что поголовье скота зависит от предрасположения духа пиров-покровителей их, поэтому кочевники почитали самих домашних животных: запрещалось бить скот по голове, особенно пинать ногами. Такие действия табуировались формулой “жаман болады”, “обал болады”, “ырыс кетеда» — плохо будет, будет худо, благо уйдет. Идиоматизм “обал болады”, “оба-лына калма!” означает: нельзя! — будет худо тому, к чему направлено действие (фигурально: будь благородным, будь человеком! не трогай!). Освящение любого явления природы, невмешательство в естественный порядок мира — основа учения тенгризма. Некоторые образцы казахской мифологии показывают, что во многих из них в качестве тотема выступают целостные объекты природы, а иногда их элементы или части, или их отдельные свойства.
Как известно, в мировой мифологии мотив о непорочном зачатии является одним из самых распространенных. Он не имеет отношения к догматам известных религий. В более поздний период, по мере укрепления индивидуальной семьи и изживания группового брака, вместо суеверного начинает циркулировать более здравое представление о зачатии. Поверье о “непорочном зачатии”, не исчезая совсем, переносится в отдаленную эпоху и приурочивается лишь к отдельным, более знаменитым личностям: ведь надо же подчеркнуть, что эти личности появились на свет не так, как все. Среди казахов существуют осколки таких мифов в форме легенд о непорочном зачатии династии ханов “тюре”, потомков Чингиз-хана. Вообще миф живет дольше, чем обряды и ритуалы, вытекающие из мифа, и он часто перерождается в сказку и предание, — убеждает нас В. Я. Пропп.
Г. П. Потанин записал несколько казахских легенд, давно потерявших жанровые признаки, но тем не менее с четко обозначенными тотемическими персонажами, где солнце и солнечные лучи выступают в качестве первопредка Чингиз-хана. Тотемическое сознание проявляет себя как идеологическое средство, обосновывающее неземное происхождение хана, его династии и власти. Одновременно легенда пытается дать объяснение имени монгольского хана: “Был прежде казахский хан, имя которого неизвестно. У него была дочь. Он удалил ее в отдельное помещение и приставил к ней верную женщину-прислугу, чтобы дочь не видела, не знала, не общалась ни с одним мужчиной. Кроме прислуги, она видела солнце, луну и звезды. Дочь выросла. Однажды она лежала, в это время солнечные лучи упали на нее и она почувствовала в теле приятность и забеременела. Рожденного мальчика назвали именем “Чингиз-хан” (Шын кыз хан), т. е. рожденный от истинной (непорочной) девицы»1.
Другая легенда, имеющая тот же мотив, утверждает, что от лунного света зачат не сам хан, а его отец по имени Тенгриберген. “Оттого, что он зачат от света, о Чингизе говорят: “Дуин-баян Шынгыз-хан, нәсілінің нұрдан жаралған” — Дуин-баян Чингиз-хан! Твой род сотворен от света. В конце легенды участвует волк в роли тотема-первопредка. Дуин-баян, согласно легенде, отец Чингиз-хана, умирая, сказал своей жене Алангу, что он будет приходить к ней в виде света, а уходить в виде волка. И он приходил в виде света, а уходя восклицал: “Чингиз! Чингиз!” У Алангу родился сын Чингиз!”3.
Все легенды стараются убедить в божественности происхождения выдающихся личностей. Но для того, чтобы безоговорочно закрепить это в сознании тех, кто в это поверил, легенда прибегает к традициям тотемических мифов, где должен присутствовать персонаж, способый нести функции родителя. Поэтому во второй легенде совершенно неожиданно появляется волк, который как бы объясняет значение необычного имени. Что касается присутствия в легенде солнца, луны и их лучей, то их тотемное назначение объясняется семантикой народного символа монголов “соенбо”, не утратившее свое первоначальное значение и по сей день. Б. Ринчен объясняет знак “соенбо”, изображаемый на знамени Монголии как древнемонгольский солярный тотем. В древних легендах пелось: “Народ монгольский, чей отец — молодой месяц, чья мать — золотое солнце!».
По преданию легендарный праотец казахского народа Алаша-хан был также зачат солнечным светом, как и скифский Тарги-тай. Впрочем, это не единичный факт, тяготеющий к тотемизму. Аналогично трактовали свое происхождение хунны, тюрки, чингизиды и китайские тянь-цзы. От света, по мифологии, якобы были зачаты Заратуштра, Будда, Иисус.
Казахская мифология проливает свет на события более древнего периода, переданные в форме легенды, которая в подробностях изложена в китайских анналах. Легенда повествует о происхождении двух родственных народов, оставивших неизгладимый след в истории и культуре казахов и сыгравших значительную роль в этногенезе народа. Китайский летописец сообщает, что одна из дочерей хуннского шаньюя, посвященная отцом тенгри, родила сына, ставшего родоначальником одного из тюркских племен. В летописи “Вэйшу” написано: “Рассказывают, что у хуннского Шаньюя родились две дочери чрезвычайной красоты. Вельможи считали их богинями. Шаньюй сказал: можно ли мне таких дочерей выдать за людей? Я представлю их Небу. И на севере от столицы в необитаемом месте построил высокий терем, и, поместив там обеих дочерей, сказал: молю Небо принять их. По прошествии трех лет мать пожелала взять их. Шаньюй сказал: нельзя — еще не пришло время. Через год после этого один старый волк стал денно и нощно стеречь терем, воя при этом. Он вырыл себе нору под теремом и не выходил из нее. Меньшая дочь сказала: наш родитель поместил нас здесь, желая предоставить Небу, а ныне пришел волк, может быть, его прибытие имеет счастливое предзнаменование. Она только хотела сойти к нему, как ее старшая сестра в чрезвычайном испуге сказала: это животное, не срами родителей. Меньшая сестра не послушала ее, сошла к волку, вышла замуж и родила сына. Потомство от них размножилось и составило государство”.
В двух генеалогических легендах средневековых тюрков, также приводимых китайскими источниками, волк-тотем уступает место волчице-тотему. Согласно им, предки тюрков были истреблены. В живых остался десятилетний мальчик, которого спасла от голода волчица, ставшая затем его женой. Волчица рожает 10 сыновей. Один из их становится вождем алтайских тюрков, основоположником и родоначальником царствующего дома Ашины.
Вторая легенда повторяет мотивы первой. Турки свое происхождение также связывают с серой волчицей. Мотивы о волке — родоначальнике очень устойчивы. Они встречаются среди казахских преданий, напоминая о несомненных генетических связях с древним миром. На родовом знамени рода Шапрашты, например, изображалась голова серого волка. Так устрашал своих противников известный народный акын XIX в., фаворит и наставник Джамбула, Суюнбай, сын Арона. Верхи копий батыров Суранчи и Бугыбая из рада Шапрашты украшались литыми объемными изображениями волчьей головы из золота. Согласно преданиям, родоначальница старшего жуза Домалак-ана во время беременности захотела есть волчью печень. Тамга этого рода — треугольник — идеограмма волчьей головы.
Казахи весьма суеверно почитали различные части тела волка. Пятки, когти, уши, клыки и др. использовались как обереги и сопровождали детские принадлежности. Осколками этих легенд также можно считать мотивы казахской сказки “Серая волчица и джигит”. Джигит, спасая табун от террора серой волчицы, бросился в погоню за ней. Но волчица вдруг заговорила человеческим голосом, попросив у джигита пощады и в знак благодарности пообещав выдать за него свою сестру. Джигит соглашается и женится на сестре волчицы. Все трудности жизни он преодолевает благодаря сноровке волчицы-жены1. Казахский эпос “Мунлык и Зарлык” также построен на подобном мотиве.
Существенной разницы между казахскими, тюркскими и хуннскими легендами нет. Это наводит на мысль о том, что они представляют различные исторические материалы одного и того же тотемического мифа, который восходит к древним мифологическим струям “о единстве животного и человеческого существ. Всех их объединяет не только единый мотив, но и общая идейная основа — представление о возможности происхождения людей от животного мира. Существование среди казахов легенд с одинаковой мифологией с тотемическими преданиями ранних и средневековых кочевников не случайно — оно выявляет направление формирования синкретизма мировоззрения населения Казахстана.
На основе принципов тенгризма, согласно которому тотемом могли быть все: тела, животные, люди, духи, например, считалось, что корова создана из воды, верблюд — из солнца, конь — из ветра, баран — из неба, козел — из камня. Однако в средневековых легендах со всей очевидностью один тотемический мотив наслаивается на другой, в результате чего в рождении, например, Огуз-хана участвуют различные тотемы — предки. Это обстоятельство освещает реальные этногенетические процессы, ибо смешение родовых тотемов есть отражение реального историко-политического процесса — консолидации племен и племенных конфедераций. В некоторых образцах мифов наблюдается затушевывание родительских признаков, как например, в легенде хуннов: кто отец — волк или лучи солнца? Это характерная черта всех позднейших тотемических мифов, на которые напластовались другие явления, возникшие на основе иных идейных канонов. Это, в частности, подтверждает генеономистиче-ская легенда об Огуз-кагане, где представления о тотемических функциях космических божеств и животных находятся в гетерогенном единстве.
Согласно “Огуз-наме” (XIII в.), “в один из дней озарились глаза Ай-Каган (мать Огуз-хана), и она родила сына. Лицо ребенка было голубым (цветовая символика тенгри. — С. А.\ рот -огненно-красным, глаза — алыми. Он был красивее прекрасных ангелов'». Огузкаган вырос, возмужал. Однажды поклонился Огузкаган в одном месте небесному владыке (Тенгри). Стало темно. С неба упал голубой луч. Был он светлее солнца и более блестящий, чем луна. Направился к нему Огуз-каган и увидел, что посередине этого луча находится дева. На голове ее была огненная светящаяся родинка, подобная Полярной звезде (Алтын цазьщ). Дева была так красива: если смеется, голубое небо (тенгри) хохочет, если плачет — небо голубое рыдает».
Обожествление происхождения Огуз-кагана предопределено присутствием тенгри, которое активно вмешивается в личную жизнь предводителя тюркских племен, дозволив его вступление в половую связь с девой. А если сопоставить обстоятельства происхождения кочевых скифов от Геракла — Таргитая, впрочем, ничем не уступающие по своим сверхъестественным атрибутам Огуз-кагану, то эти два скифо-огузских предания оказываются во всех аспектах тесно взаимосвязанными. Огузкаган, так же, как Геракл, “увидев деву, взял, был с нею вместе, насладился. Бремя отяжелило ее. После долгих дней и ночей она засияла, трех сыновей родила (ср.: по Геродоту девушка родила также трех сыновей, младший из которых Скиф стал родоначальником скифов)1. Первому из них дали имя Солнце (Кун-хан), второму — Луна (Ай-хан), третьего назвали Звездою (Ж^лдыз-хан)”.
Вообще присутствие образа быка (“огуз” в переводе — “бык”) в генеалогических легендах кочевников, начиная от сюжетов о Геракле, гнавшего быков Гериона в Скифию, где он оставил своих сыновей, будущих предков в скифов и Маодунем (II в до. н. э.), вторым, известным истории хуннским шаньюем, имя которого идентифицируется с эпическим предком тюркского народа Огуз-каганом, кончая казахскими преданиями, на наш взгляд выявляет некоторый генетический ряд связей. Оно также свидетельствует о наличии общих моментов между культом быка и Солнца -тенгри.
Античный мыслитель Лукиан, несомненно, опираясь на раннюю письменную традицию разъясняет некоторые подробности тотемических элементов предания Геродота, в свете чего “быки Гериона” оказываются не лишним элементом родословной скифов. Лукиан от имени скифского мудреца Токсариса, сына Давкета, пишет: “…Обычай садиться на шкуру вола заключается у нас в следующем: если кто-нибудь, потерпев от другого обиду, захочет отомстить за нее, но увидит, что он сам по себе недостаточно силен для этого, то он приносит в жертву быка, разрезает на куски его мясо и варит, а сам, разостлав на земле …куру, садится на нее, заложив руки назад, подобно тем, кто связан по локтям. Это у нас считается самой сильной мольбой. Родственники сидящего и вообще все желающие подходят, берут каждый по частям лежащего тут бычьего мяса, и, став правой ногой на шкуру, обещают, сообразно со своими средствами, один — доставить бесплатно пять всадников… другой — десять… Таким образом, иногда у шкуры собирается большая толпа, и такое войско держится очень крепко и для врагов непобедимо, как связанное клятвой, ибо наступление на шкуру равносильно клятве”. Связь описанного скифского обычая с тоте-мическим культом быка не вызывает сомнения. Небезынтересно сопоставить этот обычай ранних кочевников с казахским обрядом празднования “Наурызмейрамы”. В день весеннего равноденствия казахи угощали наиболее почитаемых стариков сваренной головой быка. После этой ритуальной трапезы старики произносили благословие (бата) о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов.
В известной мере с культом быка связаны биографические детали хуннского шаньюя Маодуня и Огуз-кагана. Как показали исследования известного востоковеда А. Н. Бернштама, выводы которого опирались на данные археологии, этнографии и лингвистики, “имя Огуз-кагана… гуннского происхождения, а сходство его этнической биографии с биографией Моде позволяет видеть в них обоих одного и того же исторического реального лица”. В основном соглашаясь с утверждением исследователя, нельзя не упомянуть о критических замечаниях, сделанных В. С. Таскиным по поводу ряда неточностей, в некоторой степени ослабляющей аргументацию А. Н. Бернштама. Тем не менее, вывод Бернштама не столь уж умозрительный и надуманный, как это показалось В. С. Таскину. Предпосылка критики о том, что фамилия Огузь (Хуянь) никак не принадлежала хуннским шаньюям, нисколько не умаляет то значение вывода автора, которое было направлено на выявление этнокультурных связей между хуннами и тюрками — проблема, остающаяся неразрешенной и по сей день. Дело в том, что род Хуань (“бык” — тюркск. огуз, т. е. “бык”) первенствует среди знатных хуннских семейств. Сыма Цянь пишет: “Все сановники занимают должности по наследству. Три фамилии Хуань, Лань и позднее появившаяся Сюйбу считается у сюнну знатными родами». Существование в хуннских правящих кругах фамилии Ху-янь является непременным доводом правомерности вывода Бернштама, что Маодунь (Модэ), сын Тоуманя — второй ша-ньюй хуннов (ср.: тюрк, тишап — туман, мрак, мгла) и Огуз-каган (по Рашид-ад-дину, Абулгази), второй легендарный каган тюрков, сын Карахана (тюрк. Кара — черный, темный, лишенный света, погруженный во мрак, злосчастный, злополучный, горестный, безрадостный, плохой, скверный; — темнота, тьма, мрак) имеют не только одинаковую этническую биографию, но и, насколько нам позволяют утверждать данные лингвистики, одного отца, этимология имени которого семантически связана с понятием “черный”, “мрак”, “мгла” и т. д. Сравните: когда к Огуз-кагану спускалась дева в облике голубого луча, было темно4. Это типичный для многих космогонистических мифов мотив, где мрак, мгла, туман выступают синонимами мирового хаоса, который впоследствии упорядочивается первочелове-ком — обычным носителем сверхъестественных и божественных качеств — качеств культурного героя. К примеру, у Гесиода хаос — безграничная темная пропасть. Древнеегипетское представление о хаосе — мрак, тьма. Первоначальное состояние мира “Ма-хабхарата” изображает мраком. Отождествление хаоса с мраком привело к представлению о том, что все произошло от ночи. А ночь была первым порождением хаоса. У Гомера ночь выступает в образе великой богини, на которую Зевс взирал с трепетом. У философа античности Эпименида ночь — изначальная перво-сущность. Согласно Эвдому, ученику Аристотеля, орфики верили, что все произошло от ночи, от которой родились Уран (небо) и Гея (земля). По Ригведе — “Вначале тьма была сокрыта тьмою, все это было неразлучно, текуче».
По казахским мифам, когда родился Коркут, мир превратился во мрак, и он заговорил тут же. Люди испугались, почему и назвали мальчика Коркутом (буквально — пугай, пугни, страх). Во многих мифах свет появляется из хаоса только после победы героя над мраком и ночью, олицетворенных в драконе, укравшем солнце. Изображение такого космического чудовища, глотающего солнечный диск, было найдено известным археологом А. П. Окладниковым в Центральной Азии. Гегель считал, что древние греки, признавая изначальный хаос, вынуждены были вследствие этого рассматривать бога не как творца Вселенной, а только преобразователя. Платон в “Тимее” именно так понимает бога, который приводит в порядок хаос.
Очевидно, отец Огуз-хана (Маодунь) Карахан (Тоумань) был персонифицированным образом первоначального всеобщего хаоса и тьмы, против кого и восстал его сын Огуз-каган, устанавливая насильно, вопреки воле отца, везде и всюду “человеческие нормы”. Это обстоятельство хорошо проявляется в антагонизме между отцом и сыном (Огуз-каган и Карахан, Маодунь и Тоумань. Ср.: древнегреческий теогонистический антагонизм между Кроном и Зевсом). Но столь мифические и фантастические черты героев никоим образом не отрицают допустимость их как реальных лиц.
Понятие “кара” в редуцированной форме бытует и в казахском фольклоре, которое подчеркивает величие, являясь символом многовекового существования, мощи, древности и архаичности субъекта. Қара-тау; карашаңырақ — отцов дом; қарамал — крупный скот; кара сөз — проза; Каракесек; Қара-Ертіс, Қара-Сеңгір, Каратеңіз — Большое море, Черное море и т. п. Термин “кара” также означал планету Юпитер и созвездие Весов. «Кара» у тюрков также синоним севера. Понятие “кара” — постоянный компонент имен собственных правителей из династии Караха-нидов. Наличие в составе большой части тюркской и монгольской антропонимии, средневекового компонента “кара”, на наш взгляд, убедительнее всего показывает его известный культово-магический смысл. “Кэ-ло (кара) имеет значение и “черный” и, по-видимому, “старый”, как это отмечено в “Гундянь”: “Черный цвет называют кэ-ло (кара)… Чин очень высокий, только в преклонных годах бывают ими»‘.
Что касается фамилии Люанди или Сюйляньти, которая была, согласно историографии династии Хань, фамилией хуннских шаньюев, включая Маодуня, на что ссылается В. С. Таскин, то нет уверенности однозначно утверждать, что только она была фамилией хуннских шаньюев. Тем более, что существование как в ханьской, так и в кочевой среде обычая наречения параллельных имен, фамилий, прозвищ, псевдонимов, титулов и т. д.в зависимости от возраста, вех жизни, социального положения: религиозных норм, предполагает некоторую проблемность истинности того или иного суждения по этому вопросу.