Отраслевая структура мирового хозяйства на пороге XXI в. подвергнута серьезным изменениям, которые заключаются в последовательном уменьшении высокой доли таких отраслей, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, обрабатывающие производства и переходе лидирования к:
1) технически относительно несложным производствам, как легкая и пищевая промышленность;
2) капитало- и материалоемким отраслям, как металлургия, химическая промышленность;
3) наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий.
Другими словами, в процессе развития мировой экономики «первичные отрасли» в лице сельского хозяйства и добывающей индустрии уступают свое лидирующее положение и первенство в отраслевой структуре хозяйства переходит ко «вторичным» отраслям — обрабатывающей индустрии и строительству, а затем и к «третичной» — сфере услуг.
В целом надо отметить, что в отраслевой структуре самой промышленности также происходят изменения, которые можно свести к тому, что:
Среди всех сложившихся отраслевых комплексов мирового хозяйства по своей роли и значению особо выделяется машиностроение, которое отражает в себе развитие научно-технического и обороноспособного потенциала любой страны. Машиностроение является материальной основой НТП во всех отраслях народного хозяйства, с одной стороны, и, с другой, без развитого машиностроительного комплекса, особенно без приборостроения, нет развития НТП. В то же время в развитых странах происходит подлинная революция в этой отрасли. В современном мире машиностроение — основа обеспечения экономической независимости страны.
По своей масштабности оно является главной отраслью мировой промышленности. На его долю приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции, в том числе в развитых странах — 32-38%, в странах с переходной экономикой — 20-25%, в новых индустриальных странах -15-25% стоимости промышленной продукции.
По своей структуре машиностроение представляет сложный многоотраслевой комплекс, объединяющий в себе различные виды подотраслей, число которых достигает нескольких сотен. Так, по функциональному назначению отрасль подразделяется на общую, куда можно отнести производство оборудования, станкостроение, транспортное производство, в том числе автомобилестроение, судостроение, выпуск подвижного состава железных дорог; сельскохозяйственное и электротехническое, включающее в себя производство энергетического оборудования, военно-промышленную и бытовую электронику, производство оружия и т.д.
По удельному весу в мировом выпуске машиностроительной продукции лидирует общее машиностроение, затем транспортное и третье место занимает электротехническое машиностроение. В последнее десятилетие структура претерпевает изменения, что связано с быстрым ростом электроники, и, соответственно, за общим машиностроением закрепился умеренный рост развития, а темпы роста транспортного имеют тенденцию к снижению.
Однако, в мировом хозяйстве активность происходящих структурных сдвигов более рельефно проявляется, скорее всего, внутри сложившихся отраслевых комплексов. Наиболее сильно это заметно в изменении внутриотраслевых пропорций. Так, применительно к машиностроению можно заметить, что в развитых странах в составе общего машиностроения преобладает производство оборудования, станкостроение. Такая высокая динамичность изменений в отрасли является следствием воздействия различных факторов, среди которых особо можно отметить характер спроса и величину емкости рынков сбыта, обеспеченность трудовыми ресурсами и степень развития инфраструктуры, уровень общественной организации производств и инновационную активность предприятий и т.д. Пожалуй, нет другого такого отраслевого комплекса как машиностроение, где была бы так высока степень кооперационных связей, сочетающаяся с узкой предметной, технологической, подетальной специализацией в процессе создания продукции.
Ресурсная база рынка продукции машиностроения обусловлена наличием широкой сети инфраструктуры, среди которых особое место принадлежит качеству и квалификации кадров. Развитая сеть научных центров исследования и конструкторских разработок, информационная и транспортная сеть служат главными составляющими успеха автомобильных производств. И, как правило, на карте дислоцирования этих объектов можно выделить пространства развитых государств, и напротив — низкотехнологичные производства, сборочные цеха, продукция массового производства размещены на территории менее развитых стран. Состав основных поставщиков машинно-технической продукции на мировой рынок в течение уже длительного времени не претерпевает существенных изменений. Он возглавляется такими странами, как США, Япония, Германия. Вместе с тем, следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция наращивания экспорта такой продукции из развивающихся стран. По имеющимся оценкам, их доля в мировом экспорте машин и оборудования в ближайшие годы повысится до 8-10%. Это означает, что последние десятилетия НТП и мигрирующий капитал дали мощный всплеск ассортиментному взрыву, созданию новых производств как на территории развитых, так и развивающихся государств. В итоге, ныне мировой рынок машин и оборудования представляет собой три типа взаимосвязей: стран-продуцентов массовой продукции, стран-поставщиков наукоемкой продукции и различные формы сочетания развивающейся специализации и межстранового кооперирования.
В структуре рынка машиностроения одной из главных отраслей служит станкостроение, производство которого дислоцировано лишь в небольшой группе стран — Японии, Германии, США, Великобритании и Франции. Ими производятся сложные и дорогостоящие оборудования. Среди особых субъектов на данном рынке можно выделить и группу таких стран, которые производят парк более простого массового станочного оборудования, как Италия, КНР, Испания, ряд стран Восточной Европы, Корея, Индия и Бразилия. На рынке торгуют металлообрабатывающим оборудованием, в том числе автоматизированным, оснащенным ЧПУ, диагностикой, сенсорикой, мониторингом и т.д., кузнечно-прессовым оборудованием, в том числе гидравлическими и механическими прессами.
За последние десятилетия на данном рынке в мировой практике резких снижений производства и продаж было не так много, за исключением периода развала стран социалистического лагеря. Статистика показывает, что в 2000 г. в мире было произведено продукции, на 36,8 млрд долл. что ниже, чем во второй половине 90-х годов, но на 10 млрд долл. больше, чем в 80-х годах. Снижение было зафиксировано в странах постсоциалистического лагеря, однако оно не наблюдалось в странах развитого мира. Соотношение страновой дифференциации производства за эти годы менялось, однако по-прежнему 50% всех станков в мире производят Япония и Западная Европа. Среди азиатских стран выделились Китай, Корея, Тайвань, которые производят столько же, сколько и США. Страны Восточной Европы сегодня производят около 1% станков, тогда как в 80-е годы занимали более 15% объема мирового производства. В настоящее же время можно зафиксировать следующую тенденцию — сокращение доли японских фирм и активность стратегии германских и американских предприятий. Картина может быть принципиальным образом изменена в связи с ростом новой отрасли — роботостроения. Сегодня из 800 тыс. роботов в Японии сосредоточено более 310 тыс. в Западной Германии — 250 и в США — 170 тыс. ед.
Судостроение было одной из старейших отраслей рынка машиностроительной продукции. Современный мировой рынок изменил принципиальным образом спрос на его продукцию. Так, активность развития транспортной инфраструктуры привела к росту спроса на танкеры, суда-сухогрузы, суда-контейнеровозы, рефрижераторы, круизные лайнеры, плавучие базы, паромы, буровые платформы и др. Отрасль начала быстро развиваться в эпоху «дешевой нефти», т.е. в 60-е — первую половину 70-х годов. Так, если в 1960 г. на воду были спущены суда общим водоизмещением 8 млн брутто-регистровых т, то в 1975 г. — 35 млн брутто-регистровых т, т.е. почти в 4,5 раза больше. Однако, в последующие годы в связи с энергетическим кризисом, вызвавшим резкое сокращение морских перевозок нефти, спуск на воду морских судов сократился до 20 млн брутто-регистровых т в 1995 г., к началу 2000 г. этот показатель снизился до 17,5 млн брутто-регистровых т. Одновременно произошло перемещение предприятий судостроения из развитых стран в развивающиеся. Так, было свернуто производство судов в Западной и Центральной Европе, которые до начала II мировой войны занимали 50% мирового производства. Ныне крупными производителями судов стали латиноамериканские НИС — Бразилия, Аргентина, Мексика, а также азиатские — Китай и Тайвань.
На мировом рынке машин и оборудования не подвергается интенсивным всплескам производство и экспорт сельскохозяйственного машиностроения. Мировой тракторный парк в конце 90-х годов достиг примерно 30 млн машин. Но в развитых странах, на которые приходится 2/3 этого парка, в последнее десятилетие практически не наблюдается роста. Это обусловлено достижением ими предельного для современной техники уровня механизации сельского хозяйства. Теперь многие страны ориентированы не на количество тракторов, а на качество и рациональную структуру имеющегося парка. Соответственно, производство многих видов сельскохозяйственных машин и несложного оборудования вынесено за пределы этих стран и перемещено на территорию развивающихся.
В целом на мировом рынке, в том числе в транспортном машиностроении, наблюдаются последствия структурной реорганизации. Они проявились в форме интенсивного роста автомобилестроения, электротехнического машиностроения, электроники при резком сокращении темпов роста судостроения, тракторов, а также выпуска подвижного состава железных дорог.
Во второй половине XX века уже окончательно закрепилось лидирование автомобилестроения. Оно превратилось в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей. За 50 лет мировой выпуск автомобилей вырос более чем в 5 раз, превысив 51,2 млн штук в 2000 г. Из них легковые автомобили составили 40,3 млн штук, а остальная часть — грузовые автомобили и автобусы.
Производство легковых автомобилей размещено в 30 странах мира. Данный рынок характеризуется самой высокой монополизированностью и в 10 автогигантах Японии, США, Германии, Франции, Испании, Южной Кореи, Великобритании, Италии сосредоточено производство почти 80% автомобилей. В географическом разрезе структура производства легковых автомобилей представлена следующим образом: Европа — 16,4 млн, США — 12,7 млн, Японии — 8,3 млн, Корея — 2,7 млн и Бразилия — 1,3 млн штук.
Ситуация на мировом автомобильном рынке такова, что национальные компании прежде всего закрепляются на внутреннем рынке, обеспечивая запросы и спрос отечественных потребителей и выдерживая борьбу с конкурентами внутри страны. Так, Япония, производя более 20% автомобилей в мире, экспортирует 46%, США, производя 15% автомобилей в мире, экспортирует 9%, а Германия производит 14% машин, но экспортирует около 60%. Фирмы, укрепив собственные позиции на внутреннем рынке, испытав позитивы и негативы стратегических альянсов, активно продвигаются на новые иностранные рынки.
В последнее десятилетие произошла череда слияний крупнейших автомобильных компаний, вызванных мировым и азиатским финансовыми кризисами, отразившимися на объеме продаж. В 1999 г. произошло слияние автомобильных концернов «Даймлер-Бенц» и «Крайслер», произошла продажа компании «Роллс-Ройс» германскому «Фольксвагену», образовался союз французской компании «Рено» и итальянской компании «Фиат». В итоге, если во втором десятилетии XX в. в США работало около 80 компаний по производству автомобилей, то к 2000 г. лидирующую роль играли 3 компании. — «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер». Глобальная консолидация затронула такие японские компании, как «Ниссан» и «Мицубиси», изменения происходят в «BMW», «Хонда», и др. По оценкам экспертов, в результате слияний через 10 лет из 18 крупнейших автомобилестроительных компаний могут остаться только 10.
В целом на мировом рынке автомобилей в 50 годы ниши делили между собой японские, американские и немецкие автогиганты, захватив почти 100% его производства. Однако за последние два десятка лет доля их сократилась до 51%, уступив место продукции компаний стран Восточной Европы, Азии и Южной Америки, а также стран Африки и Ближнего Востока.
Большую роль в развитии автомобилестроения играет автосборка. Почти половина развивающихся стран имеют сегодня автосборочные предприятия. В автомобильной промышленности России и ряда стран-членов СНГ высока доля производства грузовых машин и меньше доля легковых автомобилей, а в Узбекистане, Казахстане, Россия и других странах СНГ в последние годы быстро разрастается сеть автосборочных производств.
В эпоху глобализации в мировом хозяйстве увеличивается выпуск энергетического оборудования, при этом особенно интенсивно растет торговля продукцией электронной промышленности, в том числе военно-промышленной продукцией и бытовой электроникой. Соответственно, интенсивный всплеск получает ассортиментное изобилие продукции электротехнического машиностроения. По-прежнему основными центрами военной и промышленной электроники являются США и Япония. Они, как и все другие развитые страны, постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, завозя ее из новых индустриальных стран, где она, благодаря дешевой рабочей силе, получила ускоренное развитие. Лидирующее положение на рынке оборудования и техники занимают новые отрасли.
Крупнейшим сегментом мирового рынка бытовой электроники выступает рынок компьютерной техники. Производящие их крупнейшие компании делятся на две категории: диверсифицированные и монокультурные. Компании первого типа IBM, Хьюлетт Паккард имеют длительную историю и работают сразу во многих секторах компьютерно-электронной индустрии. Это придает им большой запас прочности за счет диверсификации, позволяя финансировать временно убыточные направления за счет прибыльных производств. Однако организация внутренних финансовых потоков, расстановка приоритетов развития такой компании крайне сложна. Примером тому может служить ситуация в начале весны этого года, когда Хьюлетт Паккард объявил о серьезной реорганизации структуры компании, фактически признав, что не смогла воспользоваться в должной мере своим огромным потенциалом, а изменения на мировом рынке принуждали к внутренней перестройке корпорации.
Монокультурные компьютерные фирмы («Делл», «Ком-пак», «Гэйтвэй», «Эйсер» и др.) образовались сравнительно недавно и выросли на волне бума персональных компьютеров. За счет агрессивной ценовой политики, применения ряда новаций в технологиях продаж конечным потребителям, новички серьезно потеснили «грандов». Однако ухудшение конъюнктуры рынка поставило их в непростую ситуацию, так как основная сфера их оборотов — производство и продажа персональных компьютеров — почти перестала приносить прибыль. Поэтому показателен пример «Компака», который попытался перейти из второй категории в первую и диверсифицировать свой бизнес. Этому должна была содействовать покупка компании «Диджитал эквипмент кор-порэйшн» — ветерана компьютерной индустрии. Одного этого оказалось недостаточно для сглаживания негативных последствий от падения цен на рынке персональных компьютеров.
Другую стратегию выбрала тайваньская компания «Эйсер». Основную прибыль она получает не от продаж персональных компьютеров, а от сбыта программного обеспечения и оказания услуг. Подобная точка зрения становится общепринятой и ее перспективность подтверждают многочисленные данные. Так, компания IBM в 1998 г. получила почти 60% валовой прибыли за счет продаж программ и оказания услуг. Исследовательской компанией «Ай-Ди-Си» прогнозировалось падение для Западной Европы доли сектора персональных компьютеров в общем обороте рынка информационных технологий с 26% в 1996 г. до 20% в 2002 г. Согласно этому же прогнозу ожидается, что свыше 63% расходов западноевропейцев на компьютерные технологии будет приходиться на приобретение программного обеспечения и покупку услуг. Примечательно то, что некоторые виды услуг, например послепродажная поддержка пользователей программного обеспечения, из вспомогательного вида деятельности превращается в самостоятельную отрасль. По данным «Ай-Ди-Си» мировые обороты этого сектора в 1998 г. составили 22 млрд долл., а к концу 2003 г. достигли 42 млрд долл. В последующие годы прогнозировались темпы ежегодного прироста послепродажной поддержки пользователей программного обеспечения на уровне 14%. Наряду с этим продажа компьютеров все в большей степени рассматривается не как самостоятельный источник прибыли, а как средство, способствующее сбыту компьютерных программ и росту спроса на сопутствующие услуги.
В современных условиях торговля машинами и оборудованием развивается опережающими темпами по отношению ко всему внешнеторговому обороту ведущих промыш-ленно развитых стран. Признанными лидерами в производстве, экспорте машин и оборудования являются США, Япония, Германия, на долю которых приходится более 60% всего производства машинно-технической продукции. Примерно такая же доля приходится на эти государства в мировом экспорте индустриальных стран.
Доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30% и имеет тенденцию к росту. На расширение экспорта продукции машиностроения непосредственное влияние оказывает дальнейшее углубление международного разделения труда и высокие темпы научно-технического прогресса. На современном этапе ни одна страна, сколь бы развитой в отношении науки и техники, промышленности она ни была, не в состоянии обеспечить самостоятельно, не опираясь на достижения других стран в этих областях, поступательного движения во всех направлениях НТП, создавать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В этой связи взаимопроникновение хозяйственных комплексов промышленно развитых стран, особенно в науке и машиностроении, привело к развитию наиболее прогрессивных форм специализации и кооперирования, к объединению усилий производителей в международном научно-техническом и производственном сотрудничестве. «Международный рынок машин и оборудования характеризуется преимущественным развитием торговли товарами и машинно-техническими комплексами производственного назначения» /11/. Торговля машинно-техническими товарами культурно-бытового назначения развивается медленно, причем эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в обозримом будущем.
Важным фактором, способствующим развитию международной торговли машинами и оборудованием, является резкое сокращение «жизненного цикла» большинства видов машинно-технической продукции, ее искусственное моральное старение, которому зачастую способствует государственная политика ускоренной амортизации и налоговых льгот для покупателей новой и новейшей продукции. Быстрое создание такой продукции возможно лишь на основе глубокой международной научно-технической кооперации между странами-производителями машин и оборудования. Тем самым, дальнейшая интернационализация хозяйственной жизни, активно проявляющаяся в машиностроительном комплексе, является одной из важнейших движущих сил в развитии международной торговли машинами и оборудованием. Не менее существенное влияние на рост мировой торговли готовыми изделиями оказывают представительства индустриальных государств путем стимулирования экспорта машин и оборудования. Эта деятельность включает предоставление различных льгот в налогообложении экспортного производства, льготных кредитов на развитие ориентированных на экспорт производств, обеспечение государственного страхования товарных и финансовых кредитов зарубежным покупателям. Зачастую источники ссудного капитала мобилизуются национальными и международными институтами для осуществления кредитования иностранных покупателей машин и оборудования по сниженным ставкам с последующей компенсацией из госбюджета разницы между предоставленной и рыночными ставками процента.
Выделяются четыре главных мировых региона по выпуску машиностроительной продукции. По масштабам производства выделяется Северная Америка, где сосредоточено 30% производства сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники, других видов вооружений.
Второй мировой машиностроительный регион представлен странами Западной, Центральной и Восточной Европы, которые обеспечивают выпуск около 30% продукции мирового машиностроения.
Третий регион включает страны Восточной и Юго-Восточной Азии и производит около 25% продукции мирового машиностроения. Сюда продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония, переводя менее сложные подотрасли машиностроения в новые индустриальные страны, концентрирует усилия на развитии наукоемких производств.
Четвертый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ, обладающие полной номенклатурой машиностроительного производства. В них получили большое развитие отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложные производства — сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование. В то же время по наукоемким отраслям, за исключением авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой электронике, в странах этого региона отмечается серьезное отставание.
В целом, если в первую половину XX в. машиностроение получило развитие только в развитых странах, то во второй половине оно широкое распространилось и в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах. В итоге свыше 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на индустриально развитые страны -США, Японию, Германию, Канаду, Великобританию, Францию, Италию. Доля развивающихся стран составляет около 10%, на страны СНГ приходится 1% мировой торговли машиностроительной продукцией. Данные параметры могут оказаться зыбкими, что связано с постепенным перемещением машиностроительных производств низкой и средней сложности из развитых в развивающиеся страны. Страны же, освоившие выпуск несложных, но’ трудоемких видов продукции, постепенно переходят к изготовлению продукции более высокого уровня и, в свою очередь, передают несложные производства в менее развитые государства.
Интенсивный рост мировой торговли машинами и оборудованием вызван как углублением международного разделения труда, в особенности в странах Западной Европы и Северной Америки, так и резким сокращением «жизненного цикла» большинства их видов, из-за быстрого морального их старения, а также ростом предоставления программ помощи на льготных условиях в обмен на импортные преференции к товарам из стран-доноров, и наконец, стимулированием экспорта машин и оборудования правительствами стран.
Внешнеторговый оборот машиностроительной продукции возрастает с каждым годом. В настоящее время доля машин и оборудования в мировом экспорте составляет 37%, в экспорте развитых стран — 43%, развивающихся — 19%, стран СНГ — от 0,5% до 5-7%. Доля машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта достигает: в Японии — 64%, США и Германии — 48%, Швеции — 44%, Канаде — 42%. В то же время промышленно развитые страны Запада наряду с традиционными машинно-техническими изделиями увеличивают в своем экспорте долю наукоемкой продукции, электроники и электротехники, ЭВМ, средств связи, оргтехники и др.
Происходящие в мировом производстве и международном разделении труда сдвиги под воздействием НТР, интеграционных процессов и циклических изменений в мировой экономике оказывают определяющее влияние на товарную структуру международной торговли. Доминирующие пози-. ции в ней устойчиво занимают готовые промышленные изделия. Поэтому в структуре мирового экспорта на них приходится примерно 75%, в том числе 37% — на машины, оборудование, транспортные средства. В структуре экспорта развитых стран эти показатели еще выше — 80 и 43%. В экспорте развивающихся стран на них приходится 54 и 19% соответственно.
На основании имеющихся прогнозов на среднесрочную перспективу в товарной структуре развитых стран всевозрастающую роль будут играть высокотехнологические товары машиностроения. На них, в частности, в США, Японии, Великобритании, уже сейчас приходится 1/3, а во Франции, Германии, Италии — 1/5 экспорта. Определенный рост предвидится и на других рынках развивающегося мира, что обусловливается экспансией промышленно развитых стран. Она ярко проявляется в поощрении со стороны государственных органов машиностроительных монополий, вкладывающих свои капиталы в создание на территориях развивающихся государств дочерних фирм и филиалов. Те же, на основе использования местных материалов и сравнительно дешевой рабочей силы, производят по разработкам материнских компаний вполне конкурентоспособные машины и оборудование не только для удовлетворения внутреннего спроса и замещения импорта, но и для поставок на мировые рынки.
В развитии рынка машин и оборудования особый интерес вызывает постсоветское пространство. Почти каждая бывшая республика СССР ранее имела монопольное производство какого-либо изделия. Так, Украина была единственным производителем средних городских, всех видов туристских и междугородных автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа «Таврия»). В Республике Беларусь было сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-180 т и выше, большегрузных магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов МАЗ.