Для Республики Казахстан формирование и организация эффективной работы такой экономической системы, как транспортный комплекс, имеет важнейшее стратегическое значение, как для расширения внутреннего рынка, так и для углубления внешнеторговых связей республики. Кроме того, географическое положение Казахстана обусловливает его большую связующую роль в развитии торговых взаимоотношений на Евразийском континенте. Республика входит в число стран, от которых напрямую зависит формирование новых транспортных направлений. Около 200 государственных и более 500 частных компаний функционируют в секторе транспортных перевозок. Около 80% частных компаний — это совместные предприятия с иностранным участием. В этой связи важно отметить, что уже сегодня Казахстан имеет достаточный потенциал, для того чтобы обеспечить себе серьезные позиции на рынке международных и транзитных перевозок. Исторически сложилось так, что наиболее развитыми видами транспорта в Казахстане являются железнодорожный и автомобильный. В целом на их долю приходится более 90% транзитных перевозок. Участие водного и воздушного транспорта в транзитных перевозках в настоящее время незначительно.
Треть железных дорог республики представляет собой двухлинейные и электрифицированные линии. В казахстанской железнодорожной системе задействовано 3000 локомотивов, более 90 000 товарных и 2300 пассажирских вагонов, 42 локомотивных депо и 2 завода по ремонту вагонов. Государственная железнодорожная компания «Казахстан Темир Жолы» является основным национальным оператором.
Железнодорожный комплекс Казахстана играет ведущую роль в обеспечении международных, в том числе и транзитных, перевозок. Республика располагает достаточно широкой сетью железных дорог. Железнодорожные линии связывают Казахстан с соседними странами: восемь — с Россией, одна — с Кыргызстаном, две — с Узбекистаном, одна — с Китаем.
Таким образом, казахстанские железные дороги, предоставляющие возможность товарным потокам иметь выход на международные рынки (через ст. Дружба — в Китай, Северную и Южную Корею; ст. Чингельды — в Узбекистан, Туркменистан и ст. Серахс — в Иран и к портам Персидского залива, далее через Турцию — на Черное море и Средиземноморье, через Россию — в страны Балтии, в Украину, на Кавказ, в Европу и к Тихому океану), уже сегодня представляют собой базу для реализации транзитного потенциала республики. Однако состояние их активов и внутриотраслевые проблемы не дают возможности эффективно его использовать. Сложившаяся ситуация привела к тому, что затраты на транзитные перевозки, при существующем низком техническом уровне железных дорог, не позволяют получать весомые прибавки к бюджету за счет доходов от транзита.
Национальный перевозчик «Казахстан Темир Жолы» стремится обеспечить достаточно высокий уровень работы коридоров и повысить объем трансконтинентального транзита — создать систему гарантии сохранности грузов. Компания повышает уровень сервиса по отслеживанию контейнеров, планирует оснастить современными магистральными средствами связи, что позволит обеспечить самое главное в транспортировках — точные сроки доставки грузов. Современные тенденции производства предполагают работу предприятий без склада, то есть по принципу «с колес», что снижает издержки производства за счет устранения расходов на складирование. При этом предъявляются повышенные требования к точности работы транспортной системы государства, которая, работая ритмично и стремясь к высоким показателям, во многом обусловливает ее конкурентоспособность. Вторым по значимости в Казахстане является автомобильный транспорт. Достаточно широкая внутренняя сеть автомобильных дорог, соединяющая все регионы республики, имеет и значительный транзитный потенциал. Из общей сети автомобильных дорог протяженностью в 86 000 километров почти 13 000 имеют международное значение и обеспечивают связь между азиатскими шоссейными дорогами и сетью европейских автодорог.
Сеть автомобильных дорог Казахстана обеспечивает транзитный пропуск автотранспорта по трем основным направлениям: Россия, страны Европы, Балтии; Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии; республики Центральной Азии и Закавказья, Иран, Турция. В Казахстане более 1,5 млн автомобилей, из них 80% находится в частном владении. Общая протяженность казахстанских автомагистралей составляет 87 400 километров, 93% которых заасфальтировано. Строительство и дальнейшее развитие автомагистралей, наряду с реконструкцией и строительством мостов, а также открытием центров обслуживания и мест отдыха вдоль автострад, являются привлекательными идеями для инвестиционных проектов.
Водный транспорт — это третий наиболее важный элемент казахстанской транспортной системы, в котором задействованы как государственные, так и частные компании. Протяженность водных маршрутов составляет около 6000 километров. Иртыш, главная судоходная река страны, которая обслуживает около 80% грузов, перевозимых речным транспортом. Повышение важности Каспийского моря как международной транспортной артерии, географическое положение казахстанских портов и большой потенциал нефтегазового сектора республики создают благоприятные условия для быстрого развития морской транспортной сети в Казахстане. Государственное предприятие «Актауский Торговый Морской Порт» было создано на базе основных портов города Актау. Его предполагаемая мощность по переработке грузов составляет 3,6 млн тонн в год. Сегодня порт обеспечивает связь с Ираном, Закавказьем и через речные каналы России — с Черным, Балтийским морями и Западной Европой.
Водный транспорт Казахстана представлен предприятиями речного и морского транспорта, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров, переработку грузов в речных и морских портах. По объему грузооборота водный транспорт занимает третье место.
Поскольку Республика Казахстан — внутриконтинентальная страна, то в общем объеме ее перевозок участие морского транспорта составляет доли процента. Однако исследования потенциальных грузопотоков показывают, что к направлению на страны Прикаспия, Персидского залива, Юго-Восточной Азии тяготеет от 20 до 40 млн тонн груза. В водном транспорте Казахстана основной транзитный грузопоток идет через порт
Актау — важный ключевой пункт для смешанных железнодорожно-водных перевозок в Иран и Закавказье, а через систему рек и каналов — в европейские страны. Порт Актау обеспечивает экспортно-импортные связи Казахстана с Россией, Закавказьем (около 80%), Ираном, а через Иран — со странами Ближнего и Среднего Востока. С развитием экономических связей между прикаспийскими странами Казахстана, Закавказья, Средней Азии, Ирана и России увеличивается значение порта как основного узла транспортного коридора ТРАСЕКА.
Специалисты Актауского порта отмечают, что с введением регулярных паромных линий у Казахстана появится возможность привлечения значительной части транзитных грузопотоков из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, ориентированных на Европу и в настоящее время проходящих по южным маршрутам через Суэцкий канал. Открытие паромного терминала в Актау позволяет Казахстану также создать серьезную альтернативу так называемому Южному коридору международной транспортной системы ТРАСЕКА, проходящему по территории Туркменистана.
Устойчивое паромное сообщение с портами Ноушахр, Астрахань и Баку, а также развитие контейнерного терминала в Актау в обозримой перспективе открывают обширные возможности для привлечения новых транзитных грузопотоков, которые движутся через Туркменистан между Юго-Восточной Азией, Китаем, Ираном, арабскими странами и Европой. Чтобы увеличить насыщенность новых линий, в Актау планируют переориентировать транспортные потоки с порта Туркменбаши (где в основном идет перевалка контейнерных, крупных негабаритных грузов, стройматериалов и ТНП) на северное направление, используя механизмы благоприятного тарифного режима при железнодорожной доставке и перевалке в казахстанском порту.
Росту грузопотока через Актау с юга, очевидно, будет способствовать также завершение строящейся в Узбекистане железнодорожной ветки Учкудук — Нукус, что позволит привлечь в казахстанский порт дополнительные грузы из республик Центральной Азии. Участие порта Актау в транзите этих транспортных потоков позволит полноценно задействовать транспортную инфраструктуру западных областей страны, где после распада Советского Союза значительно упала активность всех видов перевозок.
Что касается воздушного транспорта, то в Казахстане зарегистрировано более 50-ти авиакомпаний, из них более 2/3 частные. Развита сеть аэропортов, при которой половина аэропортов имеют национальный статус и десять — разрешение совершать международные рейсы. Казахстан заключил около 40 межправительственных соглашений по воздушной связи. Большинство грузовых рейсов направляются в Россию, ОАЭ, Турцию и Германию.
Над территорией Казахстана пролегают наиболее выгодные по протяженности маршруты между Европой и Юго-Восточной Азией. Республика Казахстан имеет 71 воздушную трассу со странами СНГ. Загруженность воздушных коридоров со странами СНГ неравномерна. Одним из самых загруженных является коридор на границе Республики Казахстан с Российской Федерацией в районе Уральска, где в сутки проходит до 70—74 воздушных судов. С другими странами СНГ загруженность воздушных коридоров составляет от 10 до 25 воздушных судов в сутки. Основной поток приходится на полеты из Европы в страны Юго-Восточной Азии и обратно. Транзитные воздушные маршруты Казахстана являются выгодными для иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты между Европой и Юго-Восточной Азией, так как позволяют значительно сократить протяженность маршрутов.
Открыты дополнительные воздушные коридоры на границе Казахстана и сопредельных государств (Китай, Азербайджан и Узбекистан). Общее количество воздушных коридоров, обеспечивающих международное транзитное и межгосударственное воздушное сообщение, увеличилось с 56 в 1998 году до 71 в 2000 году. Протяженность международных воздушных трасс составляет 45 000 километров. Это позволило получить дополнительно доходов на сумму более 3 млн долларов США.
С 1995 года Казахстан проводит модернизацию аэронавигационной системы. К настоящему времени введены в эксплуатацию современные радиолокаторы, системы навигации и два автоматизированных центра управления воздушного движения. Проводимая модернизация позволила осуществить переход на международные процедуры, что соответствует стратегии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по гармонизации национальных систем. Вместе с тем возможности транзитных воздушных коридоров республики в настоящее время используются менее чем на 20%. В целом транзитный потенциал воздушного пространства страны, по данным экспертов, оценивается в 200 млн долларов США в год.
Трубопроводный транспорт имеет ключевое значение для экономического роста республики, обладающей большими запасами нефти. Система трубопроводов интенсивно развивается для обеспечения прямой связи с потенциальными клиентами на Западе и других регионах.
Транспортировка газа также является приоритетным направлением энергетического сотрудничества государств Центральной Азии. Транзит природного газа Средняя Азия — Центр (САЦ), Бухара — Урал. Крупнейшим по объемам транспортировки газа направлением является магистральный газопровод САЦ. В 2003 году по системе САЦ было транспортировано 42,3 млрд куб. м газа. К 2010 году объемы транспортировки газа по системе САЦ планируется увеличить до 75—90 млрд куб. м.
Важным условием обеспечения стабильности транзита газовых ресурсов является принятие странами Центральной Азии и Российской Федерацией мер по реконструкции системы газопроводов. В частности, в 2001 году Казахстан приступил к осуществлению программы модернизации газопроводов. В рамках реализации этой программы в 2001—2003 годах были построены участки газопровода САЦ-2 и САЦ-4 общей протяженностью 84,2 километров, в результате чего пропускная способность системы САЦ была увеличена с 31 млрд до 54,6 млрд куб. м газа в год. За период с 2001 по 2003 год и шесть месяцев 2004 года построено и восстановлено 327 километров участков магистральных газопроводов.
В настоящее время рассматривается несколько проектов расширения пропускной способности САЦ, которое планируется провести в семь этапов. На данный момент энергетическими ведомствами Казахстана ведется работа по привлечению иностранных инвесторов для участия в казахстанских газовых проектах, связанных с расширением транзитного потенциала магистральных газопроводов.
Важное значение в эффективном использовании транзитного потенциала государств Центральной Азии имеет развитие сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Знаковым событием 2004 года стало начало строительства нефтепровода Атасу — Алашанькоу, который является частью более крупного проекта поставки нефтегазовых ресурсов из Западного Казахстан в Китай. Реализация данного проекта будет способствовать развитию экспортного потенциала республики и, в свою очередь, покрытию потребностей Китая в нефтяных ресурсах. Общая протяженность нефтепровода Казахстан — Китай проектной мощностью не менее 20 млн тонн составит порядка 3000 километров. Грузовые перевозки в стране осуществляются 623 транспортными предприятиями, из которых 68 — государственные и 555 — частные. В первой половине 2000 года объем перевозок составил 151,3 млн тонн. Активизация объемов перевозок наблюдается во всех видах транспорта, кроме воздушного. На железную дорогу приходится большая часть грузовых и более половины пассажирских перевозок.
Развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры выделяется правительством как одна из приоритетных задач. Ежегодные инвестиции в этот сектор составляют 320 млн долларов США, однако общая стоимость запланированных проектов превышает 2,5 млрд долларов США. Программа включает предложения по развитию системы коммуникаций, транспортной мощности и оборудования, а также запуск местного автомобильного производства.