Транспортная система Казахстана. Еще в древние времена народы, жившие на территории современного Казахстана и Средней Азии, сполна познали преимущество соседства с трассой Великого Шелкового пути, общая протяженность которой от юго-восточных окраин Китая до средиземноморского побережья Турции составляла более 6,5 тыс. км. По Шелковому пути шло огромное количество товаров, происходил обмен передовой культурой. Понимая это, Казахстан сумел сделать первые шаги в его восстановлении, чтобы укрепить торговые и экономические связи на всей его протяженности. Сегодня Казахстан имеет связь – посредством всех видов современного транспорта (по железным и автомобильным дорогам, авиатранспортом) – с Китаем и практически может перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая и стран Юго-Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное (железнодорожно-автомобильное) – с Турцией. Для Казахстана транспорт имеет важнейшее значение. Огромная территория страны, низкая плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами, а также удаленность от мировых рынков делают обладание развитой транспортной системой жизненно необходимым для Казахстана. В то же время Казахстан, несмотря на удаленность от океанов, таит в себе исключительно высокий транзитный потенциал для других государств, являясь своеобразным мостом между Европой и Азией. Следовательно, существует необходимость в развитии транзитных участков континентальных сухопутных магистралей. Решение данной задачи является целью Стратегии развития транспортной отрасли государства до 2015 г. (Транспортная стратегия), утвержденной в 2005 г. и предусматривающей создание инфраструктуры транспортно-коммуникационного комплекса в соответствии с перспективной экономической стратегией государства. Реализация данной задачи позволит интегрировать казахстанский транспортный комплекс в мировую транспортную систему, обеспечить доступность, безопасность, скорость перемещения грузов между Востоком и Западом. Использование транзитного потенциала страны обеспечит существенные финансовые поступления в бюджет государства и транспортных компаний, развитие конкурентоспособного транспортно-логистического комплекса. По мере реализации отраслевой стратегической программы будет сформирована сеть основных транспортных магистралей и связующих маршрутов. Кроме того, будет осуществлена модернизация инфраструктурных объектов и обновление всех видов транспортных средств. Стратегия охватывает (помимо трубопроводного) все виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависит от политики государства. В Казахстане очень велико значение железнодорожного транспорта. Казахстанские железные дороги обеспечивают большую часть всего грузооборота и пассажиропотока страны. Основу железнодорожной сети республики составляют четыре меридианные магистрали: Турксиб, Трансказахстанская (Петропавловск – Караганда – Шу), Оренбург – Ташкент и Кунград – Бейнеу – Макат – Астрахань, а также три широтные: Транссибирская, Среднесибирская и Южно-Сибирская (с ответвлениями).
Протяженность железных дорог в Казахстане превышает 14 тыс. км. Пятнадцать стыковых пунктов (11 – с Россией, 2 – с Узбекистаном, 1 – с Кыргызстаном, 1– с Китаем) соединяют железнодорожную систему Казахстана с соседними государствами. В рамках Транспортной стратегии в Казахстане до 2015 г. будет построено 1,6 тыс. км новых и электрифицировано 2,7 тыс. км существующих железнодорожных участков.
Строительство пограничного железнодорожного перехода Дружба – Алашанькоу между Казахстаном и Китаем и открытие железнодорожного перехода Серахс – Мешхед между Туркменистаном и Ираном открыли новые транзитные коридоры по маршруту Великого Шелкового пути: от тихоокеанских портов Китая – Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин – в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья и Персидского залива. Сегодня по всему этому пути, через Казахстан, полным ходом идут грузы. Также Казахстан располагает сетью автомобильных дорог протяженностью более 88 тыс. км. Через Казахстан проходят пять международных автомобильных маршрутов общей протяженностью 17 тыс. км. Сегодня все областные города Казахстана имеют автомобильную связь со всеми районными центрами и поселками. Инвестиционная политика направлена на модернизацию существующих и строительство новых автодорог международного и местного значения. Из-за большой географической протяженности Казахстана воздушный транспорт играет значительную роль и зачастую не имеет альтернативы. В Казахстане имеется 22 крупных аэропорта, 14 из которых обслуживают международные перевозки. Большое значение для отрасли имеет транзит грузовых и пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией.
Крупнейшей авиакомпанией Казахстана является «Air Astana», которая освоила маршруты по Казахстану, странам СНГ и дальнего зарубежья. В республике также работают ведущие иностранные компании, такие, как British Airways, Lufthansa, KLM, Turkish Airlines, Iran Air и др.
Протяженность водных путей Казахстана, открытых для судоходства, составляет более 6 тыс. км. Водные маршруты проходят через реки Иртыш, Сырдарья, Ур а л и Кигач, Или и Ишим, а также Бухтарминское, Усть-Каменогорское, Шульбинское и Капчагайское водохранилища, озера Балхаш и Зайсан. Через Каспийское море Казахстан связан с Россией, Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Через реки и сеть каналов России Казахстан может сообщаться с Черным и Балтийским морями и далее – со странами Западной Европы. Порт Актау на побережье Каспийского моря является единственным незамерзающим морским портом Казахстана и стратегическим пунктом на международных маршрутах. Водным путем транспортируются зерно, руда, уголь, лес, нефтепродукты. С освоением нефтяных богатств страны грузооборот Каспийского моря значительно вырос. С развитием нефтегазового потенциала Казахстана трубопроводный транспорт приобретает все большее значение. Первый нефтепровод от промысла Доссор до порта Ракуши был введен в эксплуатацию в 1915 г. для перекачки Эмбинской нефти к Каспийскому морю. В 1930-х гг. с ростом нефтедобычи был построен магистральный нефтепровод Гурьев – Орск протяженностью около 900 км.
Разработка нефтяных месторождений Западного Казахстана способствовала строительству нефтепроводов Узень – Макат – Самара с ответвлением на Атырауский нефтеперерабатывающий завод, а также Уз е н ь – Жетыбай – Шевченко, по которому нефть подается в порт Актау. В 60-х гг. ХХ в., с пуском Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, был проложен нефтепровод Омск – Павлодар. Казахстан пересекают мощные газовые магистрали Средняя Азия – Центр и Бухара – Ур а л , от которых идут ответвления в промышленные центры западного и северного Казахстана. Юг республики получает газ по газопроводу Мубарек – Ташкент – Шымкент – Тараз – Алматы протяженностью 1317 км. Дальнейшая стратегия развития трубопроводного транспорта в Казахстане будет направлена на то, чтобы сооружение новых нефтепроводов обеспечило стабильность поставок на собственные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а также самостоятельную доставку казахстанской нефти на внешние рынки сбыта – по маршрутам, максимально удовлетворяющим грузоотправителей. В целом на современном этапе развития главной задачей для Казахстана в области транспорта стала необходимость дальнейшего совершенствования внутриреспубликанских и межгосударственных связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры. Однако для ускорения этих широкомасштабных и имеющих международное значение мероприятий Казахстану требуются большие инвестиции: в первую очередь, на развитие и модернизацию железных дорог, на модернизацию наземных коммуникаций и системы управления воздушным транспортом.