Прежде чем начать разговор о формировании и функционировании общей структурной единицы — трехжузовой организации казахского кочевого народа, следует сказать несколько слов о процессе этнизации, в частности, отметить некоторые моменты, касающиеся происхождения казахов. Эти моменты непосредственно связаны с образованием трех жузов, которые, в свою очередь, были обусловлены образованием таких субструктур, как род, племя, народ, нация. Причём проблема не ограничивается только схематическим построением генеалогического древа с указанием его местоположения и времени возникновения. Установление точного смысла и значения этнонима «казах» также не решает проблемы этногенеза, казахов. Причина. в том, что между, историческим появлением народа и проявлением его самосознания лежит дистанция огромного размера, следовательно, контаминация истинного исторического происхождения не только казахов, но и любого другого народа с историей происхождения его самоназвания была бы веш-гчайшей ошибкой. Можно категорически утверждать, что нет народа, который в своем историческом развитии не смешивался бы с другими родами, племенами, даже с другими расами. В истории происхождения сообществ вполне реально существует миф об их появлении от праотца Адама и праматери Евы. Возникает простой вопрос: «Почему по своим биофизическим признакам люди так похожи друг на друга? Если разные расы существуют сами по себе, изолированно, то почему они в основном мало отличимы одна от другой в противовес, например, четким видовым разграничениям среди обитателей животного мира?» Это относится к общему пониманию происхождения человека от одного корня. Проблема этногенеза — иной вопрос, точнее, она связана с тенденцией людей, проживающих в определенное историческое время на определенной географический точке, укрепившихся там и имеющих определенные этнические признаки, выделиться благодаря эндемичности, неповторимости этих признаков. Из истории известно, что в Евразии более, чем в каком-либо другом ареале, круговорот жизни, смешение проходили интенсивнее, напоминая плавильный тигель. Это обстоятельство придавало более усложненный характер этническим связям, существовавшим в среде кочевников, в частности, у казахов. В мировой науке с исследованием этих вопросов связана теория этнизации. Когда речь идет о рассмотрении проблем этногенеза, то в первую очередь нужно обращать внимание на образ жизни этнической группы, на ее культурно-производственный тип. Каждый отдельный образ жизни и хозяйственно-культурный тип своими особенностями формируют тождественные этнические свойства. В этой связи, основной хозяйственно-культурный тип является определяющим фактором этно-дифференцирующего и этно-
интегрирующего свойства.
Механизм этнизации можно понять только через раскрытие этих принципов. Доминирующий образ жизни и хозяйственно-культурный тип оказывают влияние на все стороны формирования общества. Самобытная доминанта делает известную группу не похожей на другие и выделяет ее на основании особенностей бытия. Таким образом, этнизация — это выделение известной общественной группы из конгломерата других по каким-то особым признакам детерминированным политически, культурно, экономически, мировоззренчески. Осознание этих особенностей, отличительных признаков ведет к расслоению по принципу: этот «свой», а этот «чужой». Укрепление такой дихотомии «мы — не мы» и есть стержневой признак этнизации. Из сказанного следует, что в процессе этнизации выделяется определенный общественный организм, который и концентрирует этнические признаки.. . Когда этногенетический процесс подходит к своему апогею, когда этносоциальный процесс полностью стабилизируется, тогда особые национальные свойства и признаки укореняются в общественном сознании, и самобытность и исключительность сами представители нации и их соседи начинают называть специальным словом, то есть, созревают предпосылки для определения этнонима. Однако этого еще недостаточно. Помимо всего прочего нужно, чтобы социально-экономические чаяния и надежды соединились с политическими устремлениями и целями. В связи с этим нужно сказать, что тезис, согласно которому народ, прежде чем стать нацией должен пережить классовое расслоение и прийти или к капиталистическому строю, или к социалистическому, неприемлем для процесса этногенеза у кочевников. Произвольная контаминация в общую модель этногенеза других социально-экономических отношений, иных типов хозяйственно-культурных обществ выглядит с научных позиций некорректной. В этом плане самобытную особенность этнизации кочевников можно понять только при условии, демонстрации природы всего комплекса процессов в динамике. Вся жизнь кочевников, вся их этническая история может быть понятна и объяснена на основе анализа социально-экономических процессов, происходящих в их обществе. Безусловно, этнические признаки способствуют повышению уровня сознания членов общества, и это постепенно приводит к формированию культуры, призванной сыграть этноинтегрирующую роль. Иными словами, согласно законам этногенетических процессов начало этнизации осуществляется посредством опредмеченной деятельности членов общества. Это значит, что каждый этнос придает значение выработке особых форм своей производственной деятельности, то есть, у каждого этноса в соответствии с обычаями его жизни, с особым культурным типом имеется соразмерный материальный базис. Разумеется, речь не идет только о предметах материальной культуры, сюда относятся и духовная сфера, и мировосприятие, и нравы и обычаи, несущие в себе особые качества. Таким образом, общество осуществляет этнизацию относительно уровня культуры и ее уникальных качеств. Причем процесс осознания единства осуществляется комплексно: тут и обычаи, и язык, и нравы, и нормы поведения, и этические табу, и система жизненных ценностей, и родственные связи и социальные отношения. Для ретроспективного анализа следует обратиться прежде к типу кочевого хозяйствования, который укрепился на просторах Евразии в середине 1-го тысячелетия до н. э., и на его основе перейти к рассмотрению этногенеза собственно казахов. Три тысячи лет тому назад в Казахской степи кочевое скотоводство стало основным видом хозяйствования, определившим этническое формирование автохтонного населения. Этот процесс поддерживался хозяйственно-культурным типом, а также специфическими социально-экономическими, политическими, культурными, родственно-кровными и другими связями и отношениями. Это, в свою очередь, от поколения к поколению устанавливало в обществе диахронно-вертикальные связи. Такая преемственность поколений послужила причиной кристаллизации культурно-духовного состояния общества.
Процесс концентрации этнических признаков в Казахской степи начался еще в гуннскую эпоху. Время от времени агрессия внешних сил дестабилизировала этническое единство и культурно-духовную целостность и растягивала во времени интенсивность этногенеза. Несмотря на это, в течение последних трех тысяч лет степные кочевые племена сохранили тенденцию к консолидации, постоянно находясь во взаимообщении, образовывая с каждым разом все более крупные родо-гшеменные союзы. В итоге, на месте рухнувшей империи Чингисхана казахский народ стал формировать свою государственность. Прежде чем говорить о трех жузах, ставших структурными компонентами казахской нации, обратимся прежде к хозяйственно-культурному типу и образу жизни, а также к географическому ландшафту, которые способствовали реализации этой уникальной системы. Облик Казахской степи, его природно-географические условия разделялись на три хозяйственно-культурных района (К. Акишев) — это: 1. Западный и Центральный Казахстан, его просторные равнины; 2. Восточный Казахстан и юго-восточный район, Еренкабырга (Тянь-Шань и Алтайский край); 3. Южный Казахстан, реки Сыр-Дарья, Шу, Талас, Арысь и их окрестности. Эти природные зоны Казахстана, обусловившие возникновение трех хозяйственных районов, впоследствии оказали прямое влияние на адмистстраттпшо-территориальное разделение при строгом соблюдении принципов централизованной власти. Три составные части казахской земли первоначально определялись по движению солнца и назывались «запад, восток и срединный народ». Позднее кочевники стали обозначать свою территорию пятицветным колором: восток — синим, запад — белым, север — черным, юг — красным цветом, а центр получил желтую окраску. Таким образом, единое государство стали образно различать по цветовой гамме. Гуннов, отправившихся на запад, стали называть Белыми гуннами, тюрок, оставшихся на востоке — Синими тюрками (Синяя Орда), Западное ханство — Белая орда, Среднее ханство — Желтая Орда (Сары Орда). Эти названия были даны в соответствии с прочно установившейся традицией, перешедшей и к Казахскому ханству. В связи с различением трех частей бескрайней Степи по культурно-хозяйственному признаку его внутренние структурные части стали называть Улы жуз — Старший жуз, Орта жуз — Средний жуз, Киши жуз — Младший жуз, то есть, сработала триединая структура государства, определённая характером степной цивилизации кочевников. Однако главными причинами образования тройственной структуры организации государства были не только система хозяйствования и система ее осуществления, находившихся в отношениях взаимозависимости, тут сыграло свою роль и тенгрианство, поклонение Небу. Для кочевников, в частности, для тюрок тенгрианство было не только религией, но прежде всего образом жизни, потому что в его основе лежит идея единства, согласия с Природой. Для кочевников жизненным принципом было не покорение Природы, а взаимопонимание, слияние с ней. В представлении кочевников Тенгри (Небо) — это бескрайний синий небесный простор, объект вечного познания и вместе с тем космос, который невозможно до конца измерить. То есть, Тенгри для кочевников не являлся, как в других религиях, персонифицированным существом, человекоподобным божеством. Согласно миропониманию кочевников Тенгри — синее Небо, где самым почитаемым выступало Солнце. Солнце было глазами — Оком небесным, и казахи ставили свои юрты таким образом, чтобы порог обращен был в сторону солнца, а на рассвете приносили ему жертву, разбрызгивая молоко. Современные обычаи: подливать масло в очаг, когда невестка впервые переступает порог дома, или обносить огнем младенца, лежащего в колыбели, также являются сохранившимися пережиточными представлениями о земном огне как посланнике Солнца. Для определения же четырех сторон света нужно было встать лицом к восходящему солнцу, тогда сзади будет Запад, слева Север, справа Юг. Следовательно, у кочевников, и у казахов в том числе, верным ориентиром и мерилом пространства было солнце, и ориентация по нему служила компасом с глубокой древности. В тесной связи с этим идет утверждение у казахов трех-жузовой организации государства, восходящее к архаическим представлениям о мире. Поклоняясь Солнцу, связывая его со всем живым за земле, ориентируясь в пространстве по ходу солнца, казахи называли племена, обитающие на востоке, где начинается путь светила, Старшим жузом, племена, живущие по середине солнечного пути, Средним жузом, а племена, населяющие Запад, Младшим жузом.
С вышеуказанной точки зрения слово «жуз» нужно понимать как обозначение пространства. В языке до сих пор сохранились выражения «айдың жүзі болды», «дүзге шығу», «дүз тағысы Тәңірмен тілдес», «жүзін кұбылаға қарату», говорящих о пространстве и времени в которых пребывает человек. Сакральные представления о тройственной структуре подтверждаются историческими фактами. Китайские древние хроники свидетельствуют, что с XII в. до н. э. на территории Восточного Туркестана или на северо-востоке современного Казахстана проживали племена гуннов. То, что гунны имели в своем составе племена саков (скифов, уйсуней, канглы), в современной науке не вызывает никаких сомнений. Наряду с этим в китайских хрониках упоминается племя гуннов «Улы жуз» (да юечжи) на востоке страны в округе Гансу (Бей шу. Шанхай, 1937, Т. 50. С. 351-357; Оразбай Мухтархан. Проблемы этнополитической истории Казахстана в V веке до н. э. — V в. н. э. Кандидатская диссертация. 1991. Институт истории и этнологии имени Ч. Ч. Вали-ханова). Оно входило в состав Союза гуннских племен. В 174 г. н. э. скончался известный хан Моде (Богда), престол занял его сын Кошу (Ересен). В этот момент Старший жуз, не без влияния Китая, поднимает бунт, и Коше хан был вынужден изгнать смутьянов за пределы Еренкабырга (Тянь-Шань). Но бунтовщики не смогли прижиться и на новом месте, и постепенно их вытеснили до пределов Усть-Юрта, Арала, Каспия. Позднее кочевые племена объединились и создали свой союз. Старший некогда жуз вдруг превратился в Младший жуз, ибо новое их местопребывание было не на востоке, а на западе, в то время как юго-восточные уйсуны, ставшие первым народом на пути движения Солнца, стали называться Старшим жузом. Племена, составляющие сегодня Младший жуз, некогда населяли восточный край исконных тюркских земель, а именно — Южную Сибирь, Монголию, Ганьсу (Провинцию Китая). Об этом можно судить по сохранившимся топонимам. В связи с этим историк М. Тынышпаев пишет: «Кузнецкий Алтай является водоразделом двух притоков р. Оби: восточного — Чулыма и западного — Томи. Один из левых притоков Чулыма называется Берш, от которого на Запад в 40 верстах расположено оз. Берчикуль; в 70-80 верстах от них на р. Томи расположены подводные скалы Буриш, опасные для судов и плотов в половодье. В 50 верстах Западнее Берчикуля начинается р, Алчадет. Один из первых притоков р. Катуни, впадающий в Обь, называется Черкиш. В 100 верстах к северу от Ачинска начинается река Большая и Малая Кеть (по которым в XVII веке жили Кетские остяки).