Сложившийся на сегодняшний день расклад геополитических сил в Центральной Азии устраивает всех или почти все государства, сферу национальных интересов которых охватывает данный регион. Этот расклад устраивает Соединенные Штаты и Запад, в целом, потому что является гарантией не только против возрождения антиамериканского или антизападного альянса, каковым являлся Советский Союз, но и гарантией ослабления влияния в данном регионе России, Китая с одновременным укреплением своих позиций в нем. Это устраивает и Китай, поскольку противостояние между Россией и США в данном регионе, экономический и политический хаос в центральноазиатских государствах дает возможность «использовать благоприятный момент» для наращивания собственной мощи и решения более значимой для Китая задачи воссоздания «Большого Китая». Устраивает исламские страны, прежде всего, потому, что возникновение на просторах Центральной Азии новых независимых государств существенно расширило ареал распространения влияния ислама и идей тюркской и мусульманской солидарности.
Хотя не в полной мере, но это устраивает и Россию. Не обладая на сегодняшний день достаточными материальными, финансовыми и военными ресурсами для безусловного доминирования в регионе, она может обеспечить свое присутствие и влияние в нем, только используя так называемые «общие угрозы» и «общегосударственные проблемы» и играя на противоречиях между государствами Центральной Азии. Наконец, данный расклад устраивает сами государства Центральной Азии, поскольку обеспечивает им возможность не только суверенного развития, но, что существенно, — материального благополучия местной политической элиты. С другой стороны, возникает ряд вполне закономерных вопросов. Во-первых, насколько долго может продлиться подобная ситуация, и насколько долго имеющие место объективные противоречия и угрозы будут носить латентный характер? Во-вторых, по каким правилам предстоит играть на международной в ближнее-, средне- и долгосрочной перспективе? В-третьих, какое мироустройство будет способствовать геополитической стабильности, а какие процессы могут привести к обратному результату, каково место конкретного государства в общей схеме будущего мироустройства? В этой связи возникает еще один вопрос о том, какова роль государств Центральной Азии в новом «геополитическом пасьянсе», и какую позицию следовало бы занимать им в собственных национальных интересах? Сегодня Центральная Азия в силу объективных обстоятельств занимает ключевое место в системе складывающихся международных отношений, которые будут определять содержание мировой политики в ближайшем десятилетии. Соответственно, интерес к ней растет и будет продолжать расти, как со стороны западных стран, заинтересованных в контроле ситуации в критически важных зонах российских, китайских и исламских интересов, так и со стороны России, Китая и государств «исламской дуги». В сложившемся раскладе политических сил в мире и Центральноазиатском регионе Казахстан, в силу своего географического положения, масштабов территории, ресурсного и человеческого потенциала, объективно занимает центральное геостратегическое положение. Это создает для республики, как комплекс проблем, так и дает шанс приобрести статус реального политического игрока, на котором будут замыкаться интересы, как всех государств региона, так и ведущих держав мира. Исходя из этого нового для него положения, Казахстан должен выработать собственную геополитическую стратегию развития и иметь программу действий по ее реализации. Главная цель этой стратегии — отработка программы тактических действий, обеспечивающих максимально выгодные условия для Казахстана в современной ситуации, особенно в преддверии предстоящих существенных изменений по периметру
Наиболее актуальными здесь видятся пять направлений:
Центральной Азии в своей политике Запад и США стремятся к вытеснению России из этого региона и усилению своего политического и экономического влияния в нем.
США сегодня уже контролируют почти все мировые финансовые институты, их интересы доминируют в большинстве стран Европы и АТР Предпринимаются попытки расширить свое влияние на страны «исламской дуги», контроль над которыми и обеспечивает мировое господство. Однако предварительным условием является контроль над государствами Евразии, на просторах которой и развивается новая «геополитическая игра». Главная цель Соединенных Штатов — предотвратить появление на политической арене соперника, «способного господствовать в Евразии и, следовательно, бросающего вызов Америке». В перспективном плане Казахстан должен учитывать эту тенденцию и четко определиться со своими стратегическими союзниками в регионе. Пока, к сожалению, приходится констатировать, что такая определенность отсутствует. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев коммерческие интересы оказываются выше национальных интересов. А та опасная тенденция, о которой говорилось ранее, просто не замечается или игнорируется. Что касается южного направления, то здесь принципиально важными представляются следующие аспекты. Во-первых, напряженность в Афганистане имеет тенденцию к эскалации и переносу экстремистской активности за его пределы. Причем наибольшую опасность представляет не столько гипотетическая вероятность прямого вооруженного вторжения талибов, сколько реальная угроза беженцев и экспорта критического потенциала войны в регион Центральной Азии. Если говорить о накопившемся мощном критическом потенциале, то на сегодня реалии таковы, что он способен не только окончательно сокрушить Таджикистан, но и создать серьезную угрозу дестабилизации обстановки в Узбекистане, что, в свою очередь, моментально отразится на ситуации в Республике Казахстан. Во-вторых, серьезное влияние, как на формирование внешней политики Казахстана, так и на внутриполитическую ситуацию в республике оказывает проблема взаимоотношений с государствами Центральной Азии, и прежде всего, с Узбекистаном. Значимых аспектов здесь несколько: проблема водных ресурсов; т.н. «проблема лидерства»; критический потенциал т.н. «исламской угрозы» и наркотранзита; проблема обеспечения коллективной безопасности; наконец, проблема внутриполитической и социально-экономической стабильности в государствах региона, в первую очередь, в Кыргызстане.
Особое место для Казахстана занимают отношения с Российской Федерацией. Заметная потеря политических и экономических позиций России в Центральной Азии уже не позволяет ей оставаться доминирующим ориентиром для стран региона. С одной стороны, образовавшийся вакуум заполняется усилившимся влиянием в регионе США, Китая, Турции и Ирана, а с другой — попытками создания «общего рынка Центральной Азии». За исключением общих угроз, о которых речь ниже, в остальном лидеры стран Центральной Азии, по-видимому, больше не склонны ждать, пока Россия справится со своими проблемами. Существует проблема и несколько иного рода. В последнее время все более отчетливые очертания приобретает процесс ренессанса российской государственной идеи, принимающей то националистическую, то имперскую форму Вполне очевидно, что кто бы ни пришел к руководству Россией в 2012 году, придет он на волне возрождения российской государственности. В восьмидесятые годы мир с удивлением наблюдал экономический расцвет, казалось бы, еще сто лет назад закостеневшего Китая. Удивление было тем большим, что обширному азиатскому государству не помешали ни коммунистическая ориентация, ни «культурная революция», ни долгая экономическая изоляция от западной цивилизации. В девяностые годы удивление сменилось затаенным страхом. Американская пресса не хотела даже замечать своего тихоокеанского соседа, а когда замечала, старательно приуменьшала его экономические успехи. И лишь совсем недавно Запад решил открытыми глазами взглянуть на «китайскую угрозу». Согласно прогнозам «Рэнд корпорейшн», в 2015 г. ВВП Китая (без учета Гонконга и Тайваня) составит $11-12 трлн., военный капитал достигнет $410 млрд. (сегодня только на закупки вооружений Китай тратит до $150 млрд. в год). В условиях сокращения экономического (в результате глобального кризиса) и военного потенциала России (особенно в ходе недавней реформы) противопоставить этому растущему влиянию в случае изменения его политики просто нечего. Хотя на данном историческом этапе ставить во главу угла вопрос о прямой военной угрозе Казахстану со стороны КНР представляется лишенным оснований, однако, не менее опрометчивым было бы и не учитывать ее вообще. Причем, как показывает мировая практика «локальных войн», сама военная угроза может выражаться в различных дефинициях и порой не сопровождается прямым вооруженным вторжением. И если говорить сегодня о прямом вооруженном конфликте между Казахстаном и КНР нельзя, то ставить вопрос о последствиях развития этн од ем о графической, экономической, политической ситуации в КНР и ее отдельных регионах (прежде всего, СУАР КНР) просто необходимо. Реанимация сепаратистских тенденций в СУАР изменение их сущностного содержания и тактики действий, в перспективе могут привести к ощутимым межгосударственным конфликтам на этнической основе, в которые с большой степенью вероятности будут втянуты и регулярные вооруженные формирования.