Проблемы периодизации основных этапов человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней, тенденции развития национальных культур, процессы современной глобализации — все эти ключевые культурологические вопросы в достаточной мере обсуждаются в среде исследователей. Посильное участие в определении места и значении национальной культуры в общей структуре общечеловеческой цивилизации принимают и отечественные ученые. Тем не менее, реалии сегодняшнего дня все настойчивее диктуют нам, чтобы в центр заинтересованных дискуссий была помещена тема выяснения истинного образа современной эпохи, существа и значения происходящих в ее рамках цивилизационных изменений. Кто мы? Куца должна двигаться национальная культура? В чем суть глобализации и что она нам несет? В каком направлении движется отягощенный вековыми устоями и страдальческим опытом караван человеческой цивилизации?.. Поиск ответов на эти вопросы становится особенно актуальным в свете наметившихся на геополитической карте мира линий «разломов» цивилизаций и инициирования идей «конца истории».
Давая оценку некоторым явлениям нынешней эпохи, Элвин Тоффлер в своем труде «Шок будущего» привел такое наблюдение: «Я родился приблизительно в середине человеческой истории. Со времени моего рождения произошло почти столько же событий, сколько до него. В самом деле, эпоха, в которой мы проживаем, становится в определенном смысле кульминационной во всей истории человечества. По оценкам исследователей цивилизации, из последних 50 000 лет существования жизни на Земле только за 10 000 лет представители человеческого рода выбрались из пещер и начали создавать блага цивилизации. В человеческой истории в особенности выделяется период последних 2-х тысячелетий, который в действительности стал временем поступательного развития. В этой череде последнее столетие, наряду с очевидным индустриальным, экономическим взлетом, характеризуется и как время крупнейших гуманитарных потрясений, весьма недвусмысленно сигнализирующих о небывалых цивилизационных кризисах. В чем суть этих кризисов? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны, в первую очередь, проследить некоторые общие закономерности развития человеческой цивилизации. В сегодняшней культурологической науке существует целый ряд идеологем, которые при отсутствии надлежащего теоретического осмысления готовы лопнуть, как гнойный нарыв. Их основные тезисы сводятся к следующему:
— время, в котором мы живем — время «конца истории», возможно, предсмертная судорога человеческой цивилизации;
— современная эпоха — арена «столкновения» цивилизаций;
— глобализация — процесс, необратимый для всех без исключения наций и народностей. Причина же обострения подобных умонастроений заключается в том, что в общей структуре современной эпохи доминирует такая иерархия ценностей, что абсолютно все государства и народности осознают себя прежде всего как уникальный культурно — исторический феномен, а уже затем — как составную часть человеческой цивилизации. И если это так, то стратегическая задача не только культуролога,но и каждого народа — это поиски наиболее ясных и перспективных, только ему присущих ориентиров, ведущих к обновлению и процветанию, при этом, сохраняя возможность гармоничного продолжения веками наработанных и выстраданных культурных устоев и традиций. С.Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» пишет: В мире после «холодной войны» наиболее важные различия между людьми уже не идеологические, политические или экономические. Это культурные различия. Народы и нации пытаются дать ответ на самый простой вопрос… «Кто мы есть?». …Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями и — на самом широком уровне — цивилизациями. Не определившись со своей идентичностью, люди не могут использовать политику для преследования собственных интересов».
Действительно, проблемы идентичности, определения своего места в мировой системе координат — становятся едва ли не самыми насущными в судьбе национальных государств, вступивших на стезю независимости, как в постсоветском, так и в постколониальном пространстве. Причина тому — стремительный индустриальный скачок ведущих мировых держав и последующее за ним социальное, технологическое инновапионное расслоение, кризис вековечных морально-нравственных ценностей и глубочайшее цивилизационное разочарование, идеологические, военные, экологические катаклизмы нашего времени. Все эти факторы «подорвали изнутри» казавшиеся незыблемыми традиционные верования, устои и ценности человечества.
Мы живем в эпоху тотальной информатизации человеческой цивилизации, которая требует кардинальной переопенки устоявшихся ценностей и ментальных установок. В мире ежедневного «вала информации» и «пределов роста» инноваций, невозможно выжить без постоянного, активного самосовершенствования, непрерывного образования и интеллектуального тренинга. С другой стороньт, подобная интеллектуализация цивилизации (тотальная информатизация) как никогда обнажает ее основную суть — значение «культурного прорыва», т.е. непрерывного образования и прогрессирующего интеллекта в ней. В постиндустриальном обществе суть даже не технологии и машины, а человеческий интеллект как главный обладатель и креативный распространитель информации может преобразовать мир в угоду своих своих потребностей и предпочтений. В связи с этим, происходит определенная перестановка внутренних составляющих цивилизации. Если раньше технологии, индустриальные новации определяли основной перечень и своебразный «прайс-лист» цивилизационных благ и услуг, то теперь, в насквозь информатизированном, постиндустриальном мире человеческие желания, сиюминутные и вечные, определяют «моду», повадки и сумму «культурных» и иных потребностей, т.е. определенньгй стиль жизни. Миром постепенно начинают править определенные ментальные стили. В любом случае, в наше время большое значение имеет не просто быть в курсе ведущих мировых событий и процессов, но, что гораздо важнее — разбираться в их истинной природе, подлинных истоках и причинах. Потому что цивилизация пробудилась не сегодня и даже не пятнадцать лет назад: ее бессмертный караван издревле шагает по тем извилистым путям и дорогам, которые дано было проложить лучшим умам и наиболее звездным нациям.