Во все времена у многих народов мира существовала традиция — давать ареалу обитания имена своих предков. Такая традиция была и у кочевых народов степных просторов Евразии. Легендарный праотец скифов Таргитай был обожествлен. Греческие писатели отождествляли его с Гераклом. Геракл же в период древнеримского политеизма выступает в качестве покровителя семейств, предка, наделенного сврехъестественными атрибутами. В легенде, приводимой Геродотом, Скифия названа по имени Скифа — предка скифского народа. Присутствие имени Геракла в генеалогических сказаниях скифов, видимо, не случайно. Это говорит о древних культурных взаимовлияниях греческого и кочевого населения Евразийских степей. Кочевые народы были вовлечены в сферу античной культуры и в то давнее время, когда шел процесс формирования и становления мифологии древних греков.
Многие герои, титаны и боги античной мифологии несут в себе черты эпической традиции кочевых народов. В трагедии Эсхила “Прикованный Прометей” в мифологической форме рассказывается о том, что будущий спаситель Прометея родился в стране, которая находилась за страной “грифов, стерегущих золото”. Так называли греческие авторы население степей Центрального Казахстана. Сведения античных авторов о “грифах, стерегущих золото”, перекликаются с казахскими преданиями о “Джигите, стерегущем золото” (Алтын корыган Жпт), широко распространенный по всей казахской степи. “Золото находилось в большом количестве на западной границе и на севере у азиатских скифов, где аримаспы тайком похищали его у грифов — стражей золота”, — сообщает Геродот. Скифская и казахская легенды идентичны. Место, изобилующее золотом в “азиатской Скифии” Геродота, соответствует Центральному Казахстану, включая Алтай.
Если установленная в научной литературе локализация легендарных грифов и аримаспов, сопричастным перипетиям появления на свет могущественного предка и героя древнейшей мифологии в центральных областях Казахстана, соответствует действительной картине исторического прошлого, то она дает основание понимать этот район не только родиной Геракла, что не столь важно для исследования, но и возможной родиной формирования некоторых циклов мифических традиций о героях -предках. Эти традиции кочевых народов были наиболее устойчивыми и имели мощные питательные корни в условиях их жизни. В результате взаимодействия культур степной мир не только заимствовал достижения передовой цивилизации своего времени, но и внес лепту в обогащение духовного опыта соседей. Что же касается мифических атрибутов аримаспов, грифов и других обитателей степей, то это древнегреческий стиль, намеренно искажающий облик “варваров”. Для греков миф является не только внешней формой творчества, но и их общественное сознание было тесно связано и взаимопереплетено с мифологией: греки, да и не только они, верили в реальность содержания мифов, которыми были охвачены античные фольклор, литература, театр, искусство, наука, историография и такая универсальная форма общественного сознания как философия.
Представление о том, что азиатский материк, особенно его глубинная часть, центральная область заселена человекоподобными чудовищами, “людьми с глазами в груди”, “с одной ногой”, “песиглавыми” (пт басты, сиыр сиракты) и пр. не без влияния античной традиции на средневековый мир, было широко распространено в Европе и Ближнем Востоке. К примеру, “Тартар” — подземное царство древнегреческой мифологии в средневековой Европе, превратился в дублирующий этноним, которым она называла тюркомонгольские племена Центральной Азии — татаров, с явной идентификацией их значений. Это ложное представление подкреплялось свидетельствами “очевидцев” — Плано Карпини, В. Рубрука, Марко Поло.
Именами предков называли страны не только древние скифы. Этнографическое явление превращения имени предка в название кочевых племен отмечают китайские хронисты: “ухуане (родственные хуннам племя. — С. А.)… имя сильного старейшины обращают в прозвание'», т. е. в название рода.
Согласно легендам, приводимым средневековыми авторами (М. Кашгари, Рашид-ад-Дин и Абулгазы), личное имя Огуз-хана превратилось в этноним огузских племени Среди названий тюркских народов и племен можно выделить ряд этнонимов, которые произошли на основании исторических фактов. Это, например, этнонимы, восходящие со всей очевидностью к именам предводителей племен и племенных союзов (огузы от имени Огуз-хана, ногаи от Ногая, узбеки — от хана Узбека и т. д.). “Тюркская этнонимия, — пишет Д. Е. Еремеев, — крайне разнообразна как по своей форме, так и по содержанию. Но в большинстве случаев она ярко отражает особенности происхождения, этнической истории той или иной общности и, бесспорно, может служить дополнительным источником при этногене-тических исследованиях'». Ученый подчеркивает, что тюркская этнонимика, благодаря своим особенностям, в сущности которых лежит почитание и культ предков, вождей и предводителей (в большинстве случаев реальных), служа дополнительным первоисточником, может осветить определенный ракурс истории, особенно по этногонии тюркских народов.
Это явление как результат этногенетических связей бытует и в казахской этнографической среде, где обычно имя седьмого предка наследует новая экзогамная группа патрилинейных родственников. Сохранение запретов вступления в брак членам одного рода у казахов соблюдается обычно до седьмого колена, что дало основание профессору А. Е. Хадсону, ученому из Йель-ского университета, прийти к выводу, что “за пределами семи отцов будет уже другой род (уру)”. Выводы А. Е. Хадсона не во всем справедливо критикуются С. М. Абрамзоном. Критик прав в том, что отмеченное А. Хадсоном явление не есть род в традиционном понимании, однако его подход к этому вопросу страдает недостаточностью доводов. На наш взгляд, род как продукт социально-исторического развития, не является чем-то навечно устоявшимся, а находится в постоянном изменении. Семисо-ставные этнические образования в истории кочевых племен Евразии имели известную традицию. Так, например, одно из про-токазахских племен средневековья, кимаки, состояли из семи племен1. Число семь в народной жизни казахов имело определенный магический смысл. Поэтому выделение особой экзогамной внутриордовой группы, носящей имя седьмого предка, в которой запрещены брачные союзы между ее членами, на наш взгляд, закономерно и не противоречит исторической тенденции развития рода.
По представлению казахов, все родоначальники и генеона-чальники племен, имена которых наследуются ими как название “ру” или “уру”, были конкретными историческими лицами, многие из них являлись участниками памятных событий истории. И они же, имена родоплеменных предков, отражены в боевых кличах — уранах, (отсюда русское “ура”), которые имеют, по народным верованиям, магическое значение и воззываются в трудные моменты жизни. Кроме племенных уранов, у казахов существовал общенародный уран “Алаш” как эквивалент самоназвания народа (алаштың азаматы — казак). Наличие одного общенародного боевого клича и существование представления об одном генеоначальнике Алаше или Алаш-хане, с именем которого связан этноним народа, свидетельствует о достаточно мощном моральном и политическом единстве этноса на протяжении длительного исторического времени. В обычае же наследования имен “сильнейших из старейшин” в конечном счете можно видеть неустойчивость названий кочевых племен, включая имени “казах”, возникшее в XV в. Сами казахи свое самоназвание представляют как имя далекого предка (атам-казак). Но, во всяком случае, факт связи этнонимов народа с именем обожествленного или почитаемого, а может быть, просто любимого предка, в ранней и новой истории народов Евразийских степей представляется бесспорным. А наличие этой традиции у казахов — закономерное следствие общей истории и культуры.