Эпоха распада Тюркского каганата (VIII в.) предоставила возможность феодальному Китаю вторгаться в районы западнее своих границ с целью завоевания чужих земель и порабощения народов. Против экспансии Китая выступили все племена Восточного Туркестана, Семиречья, джунгарской степи и Юго-Западного Алтая: найманы, кереи (кереиты), жалаиры, карлуки, канглы, кипчаки, чигили, усуни и др. Необходимость в объединении укреплялась. Тенденция к политическому объединению проявляется в среде чуйских и сырдарьинских племен, соседствовавших с Китаем. На основе объединения семиреченских племен формируется ядро будущего Старшего жуза казахов. В концу существования каганата из его состава вышли кипчаки, огузы, канглы, карлуки, усуни, найманы и кереи. Эти племена создают самостоятельные раннефеодальные образования — улусы.
В домонгольское время на основе древней военной тактики деления войск на жуз (сто) и мын (тысяча) формируется первое объединение казахских племен «Уш жуз» (архив Потанина, ТРУ). Первым предводителем союза «Уш жуз» был Алаша-хан. Родоначальником Старшего жуза был Майкы бий, Среднего -Котан бий, Младшего — Алшын (Алчын). Котан бий и Алшын жили в IX-X в.в. Майкы бий дожил до монгольского завоевания. История «Уш жуз» отражена в преданиях казахского народа. Варианты исторических преданий обнаружены Г.Н.Потаниным в древней рукописи, хранящейся в его архиве при библиотеке Томского университета. Один из вариантов предания был опубликован учителем Омской национальной школы Абдрахимовым в 1894 г. в Казахской степной газете. В предании записано, что в домонгольское время казахов называли потомками «трех жузов» — «уш жуздщ балалары» -деп атайды.
Предания об Алаша-хане повествуют: на Сырдарье казахскими племенами управлял один хан, у которого от первой жены не было детей. Он женился на красавице, взятой в плен, от которой родился сын «ала», что в переводе означает пегий, полосатый. Старшая жена хана, завидовавшая младшей, посоветовала хану избавиться от ребенка, иначе он по достижении совершеннолетия взбунтует его ханство. Хан поверил ей и отдал приказ отвезти ребенка в такое место, куда не доходят его повеления. Согласно приказу хана ребенок был увезен за реку Сырдарью и брошен в степи во владения народа кара-ногай. Ребенка нашел и воспитал один бедный человек. Мальчик подрос, стал юношей и собрал вокруг себя сверстников. Вместе с ними охотился, спуская собак и ловчих птиц, устраивал конные скачки. Он отличался красотой телосложения, острым умом, был искусен в стрельбе и владении шашкой. Слава о нем быстро разлетелась и дошла до его отца. Отец узнав, где находится его сын, прибыл со свитой к почетным биям своей страны. В то время в сырдарьинском союзе «уш ок» самыми влиятельными были бии Котан и Майкы. Хан обсудил с ними, как вернуть сына. Котан и Майкы посоветовали хану послать к нему людей. Хан послушал их. Котан имел трех сыновей: старшего звали Усунь, среднего Булат, младшего Алшын. Разыскивать царевича послали Усуня в сопровождении ста человек. Усунь со своей сотней переехал через Сырдарью и нашел ханского сына. Они были восхищены царевичем и остались с ним. Через два года после этого хан явился к Котан бию и спросил: «Наши люди не вернулись, что будем делать?» Котан послал второго сына Булата в сопровождении ста человек, но и они остались с царевичем. На следующий год хан вновь приезжает к Котану. Хан и Котан были едины в желании вернуть своих сыновей. В этот раз Котан послал своего младшего сына Алшына в сопровождении ста человек. Они нашли царевича, Усуня и Булата и тоже остались вместе с ним. Все триста джигитов объединившись, подняли ханского сына на белом войлоке и провозгласили своим ханом, дав ему имя Алаш. Прибывшего первым Усуня с его сотней Алаш поселил на землях в верхней части течения Сырдарьи до р.Чу, Булата поселил на землях средней части Сырдарьи, Алшына поселил в нижней части Сырдарьи. Персонажи, упоминаемые в предании, реально жившие исторические лица. Алаша-хан, Котан бий, Усунь, Алшын, Майкы бий были чрезвычайно популярны в народе. О каждом из них сложено много легенд и преданий.
Слова «жуз» и «мыц» в эпоху Тюркского каганата и позже были определением объединения племен, как военно-политических сил. В.В.Бартольд писал: «Необходимость в образовании жузов была обусловлена обширностью территории расселения древних племен» — писал В.В.Бартольд( Т.VI, с.512).
Казахский просветитель Нуржан Наушабайуглы, живший до революции 1917 г., писал, что казахские племена, вошедшие в состав объединения «алаш» с древних времен обитали на своих исконных землях.
«Жузы» и союз «Алаш» возникли до появления народа по имени «казах». «Алаш» — это первое объединение протоказахских племен в один политический союз, происшедшее на Сырдарье после распада Тюркского каганата (VIII в.). В период появления объединения «Алаш» казахские племена занимали свои исконные земли: Старший жуз (синоним усуни) — земли от среднего течения Сырдарьи до Семиречья и Джунгарского Алатау, Средний жуз — берега средней Сырдарьи и Центральный Казахстан, Младший жуз — низовья Сырдарьи, берега Арала, Северную прикаспийскую равнину. По словам Ч.Ч.Валиханова «алаш» — одно из имен казахского народа. (Валиханов, т.1, с.201-203). До монгольского завоевания племена назывались «алты арыс алаш елі» или «алаш мыңы».
Деление казахов на три жуза сохранилось до наших дней в форме Старшего (усуни), Среднего и Младшего жузов. Жузы -это федеральная форма родоплеменной организации, союз племен, осознающих свою принадлежность к одному народу.
Деление казахов на три жуза сохранилось до наших дней в форме Старшего (усуни), Среднего и Младшего (алшын) жузов. Жузы — это федеральная форма родоплеменной организации, союз племен, осознающих свою принадлежность к одному народу. Во всех жузах сохранились древние этнические элементы. Так, в составе Старшего жуза сары-усуни, канглы, дулаты, икей (шапырашты), абаки, албаны, суаны, мекрены, байшора, шумай, входившие в союз он-ок Западно-Тюркского каганата. В составе Младшего жуза древние этнические элементы: ак-гунны, абдалы, кердеры (эфталиты), древне-огузское племя адай, табыны, телеу. Много древних этнических элементов в составе Среднего жуза: кипчаки, аргыны, кереи, найманы, входящие в состав племени басентин древние басымели, а также встречаются древние родовые названия коган-чурек, бори, чуйе, ак-телес — названия племен, входивших в состав чуйских племен тюркского каганата. Одно из древних племен онгит входит в состав племени уак Среднего жуза. Племена трех жузов обитают на просторах Великой степи с древних времен и с тех же времен их быт, хозяйственный уклад, обычаи и традиции имеют общие черты.
Этническую историю казахов и, в частности, вопросы расселения племен, помимо письменных источников, устных преданий и легенд, хорошо передает большое число эпиграфических памятников: надписи на надгробиях, памятники культуры, характерные для племен. Эпиграфические памятники Казахстана — это бесценный источник для воссоздания истории нашего народа, истории культуры. Это — источник сведений о местах обитания племен. Особенно ценные материалы обнаружены археологами при раскопках городищ Отрар, Сыгнак,Туркестан и других на р.Сырдарье, в Семиречье, в северном Каратау, в Таласской долине, на рр. Чу и Или -местах обитания Старшего жуза, в Центральном Казахстане — на земле Дешт-и Кипчака, в Прикаспийской равнине и в Мангыстау, где обитали протоказахские племена и происходили исторические события, где обнаружены предметы культуры, хозяйственной деятельности и быта протоказахских племен.
Эпиграфические памятники, собранные в бассейнах рр. Эмба, Сагиз, Хобда, Илек и в Мангыстау отражают жизнь кипчаков и огузов VIII-ХI вв., племен Восточного Дешт-и Кипчака, ставшие ядром Казахского ханства. Во владениях Казахского ханства находились все города средней и нижней Сырдарьи, в том числе Ташкент, являвшийся центром Старшего жуза, а также города Туркестан, Отрар, Сыгнак, Сауран, Сузак и др., представлявшие политическую и культурную основу казахского общества. На этой территории казахи говорили на одном языке, восходящем к древнему кипчакскому.
Слово «алаш» носило собирательный характер, оно не имело узко-этнического значения. Как писал Кадыргали Жалаири, «алаш мыны» было самым крупным объединением с многотысячным войском, во главе которого стоял предводитель. Ведущая роль в объединении «алаш мыны» принадлежала племенной знати кипчаков, жалаиров и канглы. В монгольское время союз «алаш» сохранился в Восточном Дешт-и Кипчаке в составе Ак-Орды в форме «алты арыс алаш елі». Со времени образования Казахского ханства и официального появления народа по имени «казах», имеющего этническое содержание, объединение «уш жуз» называют «алаш», а казахский народ происходящим от «алаша».