Одним из самых великих философов всех времен является Гераклит Эфесский. Он — родоначальник диалектического способа рассмотрения мира. Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, приблизительно около 540 г. до н.э. По некоторым данным, философ принадлежал к царскому роду, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Диоген Лаэртский сообщает, что мыслитель, возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльем и травами.
Биографы подчеркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей весьма значительно. С сочинением древнегреческого философа были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кра-тил стал героем платоновского диалога.
Гераклит, создавший свою оригинальную философию, является одним из основоположников диалектики. Согласно мыслителю, существует мир, космос, и понять этот мир, космос необходимо, исходя из некоторого начала. На первый взгляд размышления эфесского мудреца мало чем отличаются от мыслей, высказанных до него милетскими философами Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром, так же искавших первоначало: Фалес определил в качестве такого начала воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр- апейрон. Однако философия Гераклита коренным образом отличается от философии его предшественников, поскольку милетцы, исследуя первоначало, рассматривали его, как нечто, присутствующее во всех природных вещах. Например, началом мира, космоса Фалес считал воду, которая благодаря своей пластичности присутствует во всех творениях природы.
Гераклит также исследует мир и космос, но, прежде всего, рассматривает их не проста как некую совокупность вещей, как некое совокупное целое, а высказывает при этом величайшую идею о Логосе. Что это означает? Космос, согласно философу, — не просто хаотическая, беспорядочная совокупность предметов, вещей, в нем господствует Логос- порядок, связь, сцепление всех вещей, где начало связано с концом, конец с началом, где одно порождает другое, а другое следует за ним. В поисках начала космоса, необходимо учитывать это обстоятельство. «Выслушав не мою, но эту вот Речь (Логос), говорил он, -должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно».
При этом мыслитель пришел к важной мысли о становлении Логоса и космоса. По его мнению, Логос не просто существует извечно, он становится в процессе постоянного движения. Поэтому древнегреческий философ считает, что все внутри Логоса постоянно возникает, непрерывно уничтожается, из уничтожения следует возникновение, возникновение есть также уничтожение: таким образом, в Логосе постоянно господствует становление как единство возникновения и уничтожения.
Но Гераклит и этим не ограничился. Он впервые открыл главную мысль диалектики, а именно: если в космосе господствует Логос, следовательно, Логос является целостным, а целостное существует только благодаря единству противоположностей, благодаря борьбе противоположностей, внутренний ритм логоса является тождеством противоположностей, взаимопревращением всех сторон. Это была гениальная идея, которую до Гераклита никто не высказывал, и даже долгое время после него эта идея в такой развитой, глубокой форме в философии не проводилась.
Что касается проблемы начала космоса, то, по мнению философа, подлинным началом космоса является огонь, но не оттого, что он присутствует во всех вещах. Первоначалом огонь является потому, что имеет свойство превращаться в другие предметы; именно огонь порождает все другое, способен преврсггиться в воду, воздух, землю. Таким образом, единый огонь, благодаря диалектике борьбы противоположностей, превращается во все другое, и все другое также превращается в огонь. Огонь в трактовке мыслителя — это все порождающее начало, и, кроме того, такое начало, в которое превращается все другое. Таким образом, Гераклит в своем философском учении высказал великие идеи — идею Логоса, идею становления и диалектическую идею тождества против о положи остей. Идею тождества противоположностей философ применял не только при объяснении космоса, окружающего мира. Логоса, исследуя метаморфозы огня, он также рассматривал ее как важнейший принцип осмысления социальных явлений, социальной жизни. В социальной жизни, как и во всем космосе, по мнению древнегреческого философа, действует принцип тождества противоположностей, обуславливающий процесс постоянного обновления и постоянного разрушения, согласно которому из разрушения возникает обновление, а всякое ставшее обновление подвержено разрушению.