На рубеже XIX и XX веков капиталистическое общество вступало в последнюю — империалистическую стадию развития. «Приближалась эпоха революционных бурь и социальных потрясений..
Особенно быстро назревали предпосылки революции в России. Гнет помещиков и буржуазии как российской, так и иностранной, бесправие десятков угнетенных национальностей, чиновничий произвол и полицейское насилие, застарелая, по выражению В. И. Ленина, самодержавная мерзость -все это вызывало растущее возмущение народных масс, превращало Россию в узел социально-политических противоречий и конфликтов наступавшей эпохи империализма. Именно российскому пролетариату предстояло взять на себя выполнение самой революционной из всех задач международного рабочего движения того времени — проложить человечеству путь к социализму»1. В экономически отсталых районах страны — в Сибири, Средней Азии и Казахстане — в начале XX века не было и не могло еще быть промышленного пролетариата из местного населения. В силу этого здесь революционное движение развивалось под руководством русских социал-демократов из числа политических ссыльных.
Царское правительство, ссылая из центральной России в Среднюю Азию и Казахстан «политически неблагонадежных», помимо своей воли способствовало распространению среди населения далеких национальных окраин революционных идей. Семиречье и Верный были избраны царизмом местом ссылки наиболее неблагонадежных политических «преступников». Здесь находились польские повстанцы 60-х годов и революционные народники. В 90-е годы XIX столетия сюда были сосланы участники первых революционных социал-демократических кружков. В ссылке они продолжали свою работу, воспитывая из среды местных жителей революционеров, будущих борцов за народное счастье. С каждым годом их деятельность приобретала все более широкий размах, что серьезно беспокоило царских чиновников. В отчете за 1902 г. сырдарьинский военный губернатор писал, что «прибывшие из внутренних губерний империи для водворения на постоянное жительство в области и для дальнейшего следования в Семиречье, заподозренные и изобличенные в политической неблагонадежности, секретно стали распространять противоправительственные учения. Влияние указанных (политических ссыльных, революционеров.— С. Д.) не ограничивается одним христианским населением, но оно отражается также, по свидетельству надлежащего начальства, и на туземном населении»1.
Через политических ссыльных в Казахстан начали проникать работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г, В, Плеханова, П. Лафарга, А. Бебеля, прокламации петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В Верном, в частности, распространялась листовка Бакинского комитета РСДРП, призывавшая рабочих к революционной борьбе. Доходили сюда и некоторые номера ленинской «Искры». Накануне и в дни первой русской буржуазно-демократической революции в Казахстане стала известна «Марсельеза».
Туркестанский генерал-губернатор был обеспокоен «распространением вредных политических идей среди местного населения», которые могли «поколебать столь ценную для интересов управления края твердую уверенность туземного населения в том, что русский народ представляет собою непреодолимую, крепко сплоченную силу, беззаветно повинующуюся воле великого царя». В мае 1903 г. он убедительно просил официальный Петербург полностью прекратить «высылки в Туркестанский край государственных преступников», подготавливающих почву среди кочевников «для восприятия в будущем времени политической пропаганды». Пребывание в Верном политических ссыльных не проходило бесследно для жизни города, они постепенно вовлекали передовых людей, особенно молодых, в революционную борьбу. Несмотря на жестокое преследование, ссыльным революционерам удавалось вступать в общение с местными жителями. Среди политических ссыльных была Анна Семеновна Кочаровская1, преследуемая царским правительством за подпольную социал-демократическую деятельность в Польше и Прибалтике. Она прожила в Верном с 1894 по 1897 г. и за это время немало сделала для распространения среди передовой части трудового населения марксистских идей.
Под влиянием революционных социал-демократов и с их помощью некоторые гимназисты стали знакомиться с революционной литературой, объединившись в марксистские кружки самообразования. Слушатели кружков изучали марксистскую литературу и распространяли по городу листовки и прокламации, подписанные «Обществом вольных соколов в г. Верном». Эти прокламации, говорилось в документах Ташкентской судебной палаты от 15 декабря 1903 г., «заключают в себе призыв заступиться за угнетенный народ и сбросить цепи неволи», а также «призыв к свержению монархии и императора и к учреждению республики». Еще тогда было установлено, что ученики старших классов гимназии собирались на сходки, распространяли «какие-то брошюры» и что «в типографии Зырянова печатались прокламации». Об «Обществе вольных соколов в г. Верном» полиции не удалось добыть никаких сведений.
Из рядов передовой части верненской молодежи вышел Михаил Васильевич Фрунзе, впоследствии один из выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства. М. В. Фрунзе поступил в Верненскую гимназию в 1896 г. и окончил ее с золотой медалью в 1904 г. Он принимал деятельное участие в кружках самообразования, созданных ссыльными революционерами в Верном, и поддерживал с ними тесные связи. «Первое знакомство с революционными идеями,— писал он,— получил еще в бытность в гимназии, где участвовал в кружках самообразования»2. Последние годы своей учебы Фрунзе жил в семье ссыльного врача Машевского, библиотекой которого постоянно пользовался.
В 1902 г. в Верный приехал ссыльный социал-демократ Геннадий Михайлович Тихомиров, студент историко-философского факультета Петербургского университета. Сестра Фрунзе Клавдия Васильевна и его брат Константин Васильевич рассказывают в своих воспоминаниях, что Фрунзе связался с Тихомировым и попросил его провести несколько бесед в гимназическом кружке самообразования.
Г. М. Тихомиров снабдил слушателей кружка марксистской литературой. Среди книг, полученных гимназистами, были произведение В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», работа Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». При этом Тихомиров предупредил кружковцев о том, что эти «книги редкие, их нет в библиотеке, и если вы их… потеряете — будет скверно». Работа. кружка, созданного в Верненской мужской гимназии, постепенно приобретала революционный характер. Активное участие в ней принимали Токаш Бокин, Ураз Джандосов — будущие, борцы за власть Советов в городе Верном и области, А. А. Шавров, впоследствии первый летчик Семиречья, погибший в 1919 г. Такой же кружок существовал и в верненской женской гимназии. Среди участниц его была Екатерина Николаевна Филиппова. Характеризуя работу кружка, она писала: «От наших знакомых гимназистов, окончивших гимназию и ставших студентами, мы почти регулярно стали получать нелегальную литературу, главным образом революционные песни, стихи и листовки по поводу рабочих стачек. Эту литературу мы не только читали, но переписывали и подбрасывали в гимназии в столы».
Марксистская литература и революционные прокламации поступали в Верный из Москвы, Петербурга, Ташкента, Баку, Томска. Кружковцы с живейшим интересом изучали «Капитал» К. Маркса, «Манифест Коммунистической партии», произведение В. И. Ленина «Что делать?» и другие книги, обсуждали острые общественно-политические вопросы.
«Из писем брата,— писала К. В. Фрунзе,— было видно, что оставленные нами в наследство младшему гимназическому поколению «кружки самообразования», в которых мы дополняли гимназическую науку знакомством с литературой по вопросам истории, философии, естествознания, значительно изменили свою физиономию. Центральное место в них заняли общественные науки и главным образом политическая экономия. Эти кружки начали приобретать революционную окраску и боевой характер». В годы учебы в Верном Фрунзе глубоко изучал жизнь казахского народа, его обычаи и традиции. Это очень пригодилось ему в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, когда он руководил героической борьбой Красной Армии за освобождение Семиречья от банд атамана Анненкова и других белогвардейских частей.
К моменту окончания верненской гимназии М, В. Фрунзе отлично разбирался в сложных общественно-политических вопросах. Об этом свидетельствует его письмо к брату Константину: «Ты спрашиваешь — почему на экономическое отделение? Милый Костя, экономика — это основа всего! Мы будем с тобой лечить больного, а через год или через месяц он погибнет от голода, от грязи, от холода в своем убогом жилье. Лечить надо глубже — изменить всю жизнь, чтобы не было бедности и лишений «и у кого никогда… Я не ищу в жизни легкого. Я не хочу сказать себе на склоне лет:— Вот и прожита жизнь, а к чему. Ничего. Или почти ничего? Нет, глубоко познать законы, управляющие ходом истории, окунуться с головой в действительность, слиться с самым передовым классом современного общества — с рабочим классом, жить его мыслями и надеждами, его борьбой и в корне переделать все — такова моя цель жизни теперь…». Логика классовой борьбы против общего врага привела М. В, Фрунзе, как и многих других передовых людей России, к большевистской партии, к партии Ленина.
После успешного окончания Верненской мужской гимназии М. В, Фрунзе приехал осенью 1904 г. в Петербург и поступил на экономическое отделение политехнического института. В ноябре 1904 г. он вступил в РСДРП, посвятив всю свою жизнь делу революции и освобождению трудящихся масс от гнета эксплуататоров. Революционная деятельность ссыльных социал-демократов, работа молодого Михаила Фрунзе подготовили почву для создания в период подготовки к первой русской революции социал-демократической группы в Верном.
В начале 1905 г. на формирование местных социал-демократических элементов оказывал влияние новый фактор. В это время в крупных городах Туркестанского края уже существовали социал-демократические группы, которые вели значительную работу среди рабочих, солдат и трудящихся местных национальностей. Руководящую роль среди них играла Ташкентская социал-демократическая организация, созданная студентами, высланными из университетских городов страны за участие в студенческих волнениях.