Важным элементом системы функционирования международных экономических отношений выступает внешний долг, который оказывает огромное влияние на экономику страны. Внешние займы, с одной стороны, способствуют расширению международной торговли, внедрению новых технологий и производств, а, с другой стороны, обостряют внутренние противоречия, увеличивают риск возникновения финансового кризиса. В этой связи управление внешним долгом является одной из приоритетных задач государства. Как показывает опыт зарубежных стран, эффективная система управления внешним долгом может обеспечить оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей государства, сэкономить существенные финансовые ресурсы путем оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга, минимизировать риски заимствований в иностранной валюте. Одной из актуальных проблем для Казахстана является наличие значительного по объему внешнего долга, оказывающего непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны, так и на все направления государственной политики. Исследования показали, что в управлении внешним долгом в Казахстане не наблюдалось системного подхода. Отсутствие эффективной системы мониторинга внешних заимствований и должного контроля, за их размещением внутри страны создало угрозу национальной экономической безопасности Республики Казахстан. После мирового финансового кризиса Казахстан пересмотрел стратегию по привлечению внешних заимствований. В результате, благодаря принятым в Казахстане антикризисным мерам и высоким мировым ценам на минерально-сырьевые ресурсы, установившимся в данный период, удалось несколько снизить темпы роста внешнего долга. Однако структура внешнего долга республики по-прежнему не является оптимальной для целей его эффективного управления. Кроме того, на обслуживание внешнего долга отвлекаются огромные ресурсы, превосходящие затраты большинства крупных статей республиканского бюджета, что существенно снижает инвестиционный потенциал и возможности экономического развития нашей страны.
Для того, чтобы снизить зависимость страны от внешних заимствований, необходимо дальнейшее совершенствование стратегии управления внешним долгом, которая позволит привлекать необходимую сумму финансирования и обеспечивать исполнение обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска. Данная стратегия должна быть направлена на снижение долговой нагрузки экономики путем совершенствования структуры долга и улучшения профиля долговых выплат, повышение эффективности использования заемных средств и выработку обоснованной политики привлечения новых кредитных ресурсов.
Для разработки стратегии управления внешним долгом необходим тщательный анализ современных тенденций развития международных кредитных отношений, изучение зарубежного опыта управления, а также научное обоснование необходимых изменений в государственной политике в данной области. Одним из аспектов всестороннего исследования проблемы внешней задолженности в Казахстане является сравнительный анализ динамики и структуры внешнего долга стран СНГ. Как известно, после распада СССР бывшие союзные республики стали разрабатывать и проводить самостоятельную политику управления внешними заимствованиями. Поэтому в основе причин возникновения сложностей в сфере обслуживания внешнего долга данных стран лежат как схожие, так и различные черты. При анализе показателей внешнего долга принято использовать систему показателей внешней задолженности страны, разработанную Международным валютным фондом совместно с друтми международными организациями в документе «Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей» [6]. Важным показателем в системе показателей внешней задолженности страны выступает размер внешнего долга. Динамика роста объемов внешнего долга Казахстана и отдельных стран СНГ представлена в таблице 1.
За период 2008-2011 гг. у исследуемой группы стран СНГ, приведенной в таблице 1, произошло увеличение объемов внешнего долга. Наиболее высокие темпы роста этого показателя наблюдаются: в 2008 го#у -у Таджикистана, Кыргызской Республики, Украины; в 2009 году » у Армении, Беларуси и Узбекистана; в 2010 году — у Азербайджана, Беларуси, Армении; в 2011 году -у Кыргызской Республики, Армении, Азербайджана. Темпы прироста внешнего долга Республики Казахстан и Российской Федерации за анализируемый период не превысили 10%, то есть находятся на достаточно низком уровне. Место каждого государства в общей сумме задолженности анализируемых стран можно определить с помощью расчета показателя удельного веса. Удельный вес внешнего долга Казахстана и стран СНГ представлен в таблице 2.
За период 2008-2011 гг. более 60% всех внешних заемных средств 9 стран СНГ приходится на Российскую Федерацию (РФ), хотя можно отметить некоторое снижение доли РФ с 67,6% в 2008 году до 62,8% к концу 2011 года. Удельный вес внешнего долга Казахстана в общей сумме внешней задолженности 9 стран СНГ за анализируемый период находился в пределах 14-15%. На третьем месте по удельному весу внешнего долга находится Украина, доля которой возросла с 13,4% в 2008 году до 15,6% в 2011 го#у. Удельный вес внешнего долга остальных 6 стран СНГ (Армении, Азербайджана, Беларуси, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана) составил не более 7,5% из общей суммы внешней задолженности анализируемых стран. В соответствии с рисунком 1 высокий уровень показателя — отношение валового внешнего долга к ВВП — за период 2008-2011 гг. наблюдался у Казахстана, Кыргызстана, Украины (свыше 60%). Внешний долг Армении к ВВП за анализируемый период резко возрос с 30% до 72,5%. В пределах критического уровня 50% к ВВП находился внешний долг Беларуси и Таджикистана. Отношение внешнего долга Российской Федерации, Узбекистана и Азербайджана к ВВП за период 2008-2011 гг. не превышало 40%. Для Казахстана характерной особенностью стало резкое снижение отношения внешнего долга к ВВП с 97% в 2009 году до 66% к концу 2011 года. Анализируя объемы государственного и гарантированного государством внешнего долга отдельных стран СНГ, можно отметить тенденцию увеличения размеров государственных внешних заимствований во всех анализируемых странах. Значительный рост государственного и гарантированного государством внешнего долга за период 2008-2011 гг. произошел у Беларуси и Казахстана, почти в 2,5 раза. Наибольший удельный вес государственного и гарантированного государством внешнего долга (более 40%) в общем объеме внешнего долга страны наблюдался у Азербайджана, Таджикистана, Кыргызской Республики и Узбекистана. Наименьшую долю в общей сумме внешних заимствований составил государственный и гарантированный государством внешний долг Казахстана (3,8% на конец 2011 года).
Показателем устойчивости долговой ситуации может служить отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, характеризующее степень чувствительности погашения внешних обязательств к изменению объемов поступлений от экспорта. Рекомендуемое предельное значение — не более 20-30%. При анализе расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг 7 стран СНГ была выявлена общая тенденция снижения данного показателя в 2011 год/ (кроме Азербайджана). Самые высокие значения рассматриваемого параметра наблюдались у Казахстана: в 2010 году произошло увеличение с 50% до 58,3%, а затем к концу 2011 года снижение до 34,6%. Кроме того, в отдельные годы данный показатель находился выше критического уровня у Армении, Таджикистана и Украины. Отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг остальных анализируемых стран не превышало рекоменд/емое предельное значение.
Международные резервы страны могут рассматриваться в качестве одного из источников погашения внешнего долга. В связи с этим, важным аспектом анализа долговой ситуации является изучение такого показателя, как отношение международных резервов к внешнему долгу. Рассматривая динамику объемов международных резервов в исследуемой группе государств, можно отметить тенденцию постепенного наращивания своих резервов у Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, России, Таджикистана. У Азербайджана в 2009 году наблюдалось снижение размера международных резервов, а затем к концу 2011 года значительное их увеличение. Международные резервы Армении после 2009 года уменьшились с 2 млрд. долл. США до 1,932 млрд. долл. США. Международные резервы Украины за 2011 год снизилась с 34, 571 млрд. до 31,788 млрд. долл. США.
Соотношение международных резервов к внешнему долгу составляло менее 40% в большинстве анализируемых стран: Казахстане, Армении, Беларуси, Кыргызской Республике, Таджикистане, Украине. Международные резервы Азербайджана значительно превысили объем валового внешнего долга (122,3% в 2011 году). Отношение резервов к внешнему долгу у Российской Федерации в период 2009-2011 гг. составило более 90%.
В результате проведенного сравнительного анализа следует отметить, что у Казахстана наблюдались и общие черты развития долговой ситуации с исследуемой группой стран СНГ, и свои характерные особенности. По объему внешнего долга Казахстан в период с 2008 по 2011 годы занимал третье место в рассматриваемой группе стран СНГ. Хотя темпы прироста внешнего долга Республики Казахстан с 2008 года не превышали 7%, отношение валового внешнего долга к ВВП сохранялось на достаточно высоком уровне (свыше 60%). В общей сумме внешних заимствований Казахстана возросла доля государственного и гарантированного государством внешнего долга (3,8% на конец 2011 года). Кроме того, в исследуемой группе стран СНГ самые высокие значения расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг наблюдались именно у Казахстана. В период 2008-2011 гг. отношение международных резервов Казахстана к внешнему долгу составило менее 25% — одно из самых низких уровней среди исследуемых стран СНГ.
Вместе с тем, анализируя внешнюю задолженность Республики Казахстан (РК), наряду с рассмотренными показателями необходимо учесть и те изменения, которые произошли в структуре внешнего долга (таблица 6). За период 2008-2012 гг. доля внешнего долга Правительства РК и Национального Банка РК в суммарном значении в общем объеме внешнего долга республики увеличилась с 1,5% до 4%. Это связано в основном с поступлением очередных траншей по займам от международных финансовых организаций в рамках реализации проекта «Западная Европа — Западный Китай» [1]. В дальнейшем Правительством Казахстана прогнозируется рост внешнего долга сектора государственного управления до 5,8 млрд. долл. за счет выпуска еврооблигаций в целях финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году. Удельный вес внешнего долга других секторов, включая межфирменную задолженность, вырос с 62% до 86% за счет освоения резидентами внешних займов, привлеченных как от аффилированных, так и от других нерезидентов. Сокращение доли внешнего долга банков второго уровня за анализируемый период с 36% до 10% во многом объясняется снижением обязательств банков по долговым ценным бумагам, сокращением задолженности по полученным от нерезидентов займам и реструктуризацией долгов АО «БТА Банк». Как известно, особенностью привлечения внешних заимствований Казахстаном в период 2003-2007 гг. явилась агрессивная политика банковского сектора, когда темпы роста банковского внешнего долга превышали 200% в год. С наступлением мирового финансового кризиса отдельные системообразующие банки страны столкнулись с большими проблемами, в числе которых кризис ликвидности, угроза дефолта по внешним заимствованиям и Ар. В настоящее время сокращение объемов внешнего финансирования негативно повлияло на способность банков предоставлять новые кредиты и стало одним из факторов снижения темпов кредитования экономики в посткризисный период.
При рассмотрении отраслевой направленности внешних займов след/ет отметить, что в 2012 году значительная доля (более 50%) внешних заимствований приходалась на финансирование добычи и разведал, транспортировки и обработки сырьевых ресурсов (рисунок 2). В ходе анализа внешнего долга Казахстана по отраслям вложения выявлены такие тенденции, как увеличение внешнего финансирования деятельности по добыче нефти, природоого газа и металлических руд, а также разработки нефтегазовых и зслотомедных месторождений Казахстана. Следовательно, основная часть внешнего долга республики приходится на добывающий сектор.
Таким образом, в развитии ситуации с внешним долгом Республики Казахстан прослеживаются тенденции, которые в будущем могут спровоцировать развитие долгового кризиса. Высокие темпы роста валового внешнего долга, превысившие в 2012 году темпы роста ВВП и экспорта товаров и услуг, низкая эффективность использования либо непроизводительный характер ряда внешних заимствований, повышенные процентные ставки по внешним займам, зависимость размеров поступлений валютных ресурсов в страну от мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей обуславливают уязвимость экономики к внешним шокам. В этих условиях отсутствие четкой программы улучшения долговой ситуации может привести к дальнейшему развитию имеющихся негативных тенденций, поставив социально-экономическое развитие страны в ближайших десятилетиях в зависимость от решения проблемы внешней задолженности. Для определения перспектив заимствований Казахстаном представляется целесообразным определить размер оптимально допустимого уровня внешнего долга. С этой целью был сделан расчет с использованием показателя отношения валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны.
В таблице 7 представлены результаты расчета допустимого уровня внешнего долга для прогнозируемых значений ВВП Республики Казахстан. Значения ВВП на 2013-2015 гг. рассчитаны на основе сценариев развития экономики страны, разработанных в «Основных направлениях денежно-кредитной политики Национального Банка РК на 2013 год» и «Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы». При расчете оптимально допустимого уровня внешнего долга было учтено то, что целью Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом в Республике Казахстан является формирование еданой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны, позволяющей снизить существующий уровень валового внешнего долга страны до уровня 65-70 % к ВВП в среднесрочном периоде. Вместе с тем, рекомендованный Всемирным Банком критический уровень отношения внешнего долга к ВВП составляет 50%. Результаты расчетов, представленные в таблице 7, показали следующее:
— если в качестве безопасного уровня внешней задолженности брать уровень 70% к ВВП, предусмотренный Концепцией, размер валового внешнего долга Казахстана не должен превышать в 2013 год/ 149,4 млрд. долл. США, в 2014 году — 158,5 млрд. долл. США, а в 2015 году- 170,6 млрд. долл. США.
— если в качестве безопасного уровня внешней задолженности брать уровень 50% к ВВП, рекомендованный Всемирным Банком, валовой внешний долг Казахстана не должен превышать в 2013 году 106,8 млрд. долл. США, в 2014 году — 113,3 млрд. долл. США, а в 2015 году- 121,9 млрд. долл. США.
Второй вариант прогноза валового внешнего долга с учетом рекомендованного критического уровня предполагает значительное снижение объема внешнего долга в 2013 году и дальнейшее ограничение его прироста в последующем периоде. Возможно соблюдение значений второго варианта прогноза позволит стране уйти от проблемы долговой зависимости и обеспечить привлекательные условия для новых внешних займов.
Необходимость снижения темпов роста внешнего долга Республики Казахстан обуславливает принятие ряда мер по оптимизации процесса привлечения и использования внешних займов, таких как:
1) установление дифференцированных лимитов на привлечение внешних займов, направленных на создание условий для реализации преимущественно национальных проектов в области индустриально-инновационного развития страны;
2) ограничение доступа к внешним займам компаний, не внедривших в свою деятельность адекватную современным условиям систему риск-менеджмента;
3) ужесточение контроля государства за использованием внешних займов субъектами квазигосударственного сектора, введение мер раннего реагирования;
4) совершенствование системы анализа, оценки и мониторинга внешних заимствований негосударственного сектора;
5) установление официальных верхних пределов отношения валового внешнего долга к ВВП и экспорту товаров и услуг и др.;
6) внесение изменений в институциональные основы управления внешним долгом Казахстана с созданием отдельной структуры по типу независимого агентства по управлению внешним долгом, которое могло бы заниматься вопросами контроля, учета и оперативного управления внешним долгом.
Углубление противоречий в развитии мировой финансовой системы, ее неспособность предотвратить глобальные и региональные финансовые кризисы вызывает необходимость более полного использования внутренних факторов в решении долговых проблем. В этой связи особое значение приобретает выработка новой рациональной стратегии управления внешним долгом Казахстана, учитывающей политику международного сообщества и соответствующий мировой опыт.