В современной экономических связей внешняя (международная) торговля занимает центральное место. «Другие виды экономических связей либо сопутствуют торговым (перевозки, страхование, расчеты), либо включают элементы торговли (научно-техническое сотрудничество, производственное сотрудничество)». Не случайно базовые двусторонние договоры, предусматривающие правовую основу для многообразных экономических отношений, продолжают традиционно именоваться торговыми. И в связи с тем, что сфера внешней торговли является доминантной в области внешнеэкономической деятельности государства, ставится задача изучение правовых основ деятельности государственных органов в данной сфере.
Для начала важно остановиться на определении внешнеторговой деятельности. Статья 1 Закона о регулировании торговой деятельности гласит: «внешняя торговля (внешнеторговая деятельность) -торговая деятельность, связанная с вывозом из Республики Казахстан и (или) вывозом товаров в Республику Казахстан». Но помимо торговли товарами существует также и торговля услугами. Торговля товарами и услугами проявляется во всем их многообразии, в том числе:
— в области торговли финансовыми услугами, торговые кредиты, клиринг;
— в области инвестиционных мер, купля-продажа прямых и портфельных инвестиций; — в области прав интеллектуальной собственности, включая торговлю патентами и лицензиями на изобретения, промышленными образцами, ноу-хау, товарными знаками и т.п.;
— в области телекоммуникаций; в области электронной торговли (товары и услуги в цифровом формате, поставляемые по глобальной компьютерной сети) и.т.п.
Именно такое широкое понимание международной торговли выражено в многосторонних правовых актах в рамках Всемирной торговой организации.
Итак, основным органом государственного регулирования торговой деятельности, в том числе и внешнеторговой, является Правительство Республики Казахстан. Согласно п. 1 статьи 64 Конституции Республики Казахстан, Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет их руководство их деятельностью. Статья 6 Закона о регулировании торговой деятельности прямо перечисляет полномочия, относящиеся к его. компетенции в сфере внешней торговли. К ним относятся:
— проведение единой государственной торговой, политики, как внешней, так и внутренней;
— утверждение программ государственной торговой политики;
— принятие мер по защите внутреннего рынка Республики Казахстан;
— утверждение ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары;
— утверждение порядка применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также перечень товаров, в отношении которых они применяются;
— осуществление сотрудничества и взаимодействия с иностранными государствами, международными организациями в области торговой деятельности и открытия торговых представительств Республики Казахстан за рубежом;
— принятие решений о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений в области торговой деятельности;
— определение уполномоченного органа, а также осуществление иных функции в соответствии с законами и актами Президента РК.
При этом уполномоченным органом, в данном случае является Комитет по регулированию торговой и туристской деятельности, входящий в состав Министерства индустрии и торговли РК. Комитет осуществляет в пределах компетенции Министерства и в соответствии, с законодательством специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию в области регулирования торговой «и туристской деятельности и применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер. Далее необходимо разграничить полномочия и проследить за наиболее существенными изменениями в системе Министерства индустрии и торговли, Министерства транспорта и коммуникации, Национального Банка РК, которые тоже имеют свои структурные подразделения. Президентом РК был принят Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК» от 28 августа 2002 года, согласно которому следующим образом были образованы вышеназванные органы:
— реорганизация Министерства экономики и торговли РК путем его разделения на Министерство экономики и бюджетного планирования РК и Министерство индустрии и торговли РК с передачей ему функций и полномочий в области управления промышленностью, строительством и торговлей, стандартизации, метрологии и сертификации;
— реорганизация Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК с передачей функций и полномочий: по управлению промышленностью -Министерству индустрии и торговли РК (за исключением функций и полномочий в области топливно-энергетической промышленности и недропользования); в области аэрокосмической деятельности — Министерству
транспорта и коммуникаций РК;
— реорганизация Министерства финансов РК путем его разделения на Министерство финансов РК и Агентство РК по государственным закупкам с передачей функций и полномочий в области бюджетного планирования Министерству экономики и бюджетного планирования РК;
— реорганизация Министерства государственных доходов РК путем его присоединения к Министерству финансов РК с передачей функций и полномочий в области планирования государственных доходов Министерству экономики и бюджетного планирования РК; таможенного дела — Агентству таможенного контроля РК;
— реорганизация Министерства иностранных дел РК с передачей функций и полномочий в области государственной поддержки прямых инвестиций Министерству индустрии и торговли РК;
— реорганизация Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса путем его преобразования в Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции с передачей функций и полномочий в области поддержки малого бизнеса Министерству индустрии и торговли РК. Так в целях реализации Указа были приняты следующие акты:
— Постановление Правительства РК от 12 сентября 2002 года № 996 Вопросы Министерства индустрии и торговли РК. Данным Постановлением (ныне утратившим силу) было утверждено Положение о Министерстве индустрии и торговли РК и образованы в его составе Комитет торговли, Комитет по поддержке малого бизнеса, Комитет по инвестициям, Комитет по делам строительства, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
— Постановление Правительства РК от 18 ноября 2002 года № 1220 Некоторые вопросы Министерства индустрии и торговли РК. Этот акт утвердил положения комитетов, образованных согласно предыдущему Постановлению, тем самым, определяя статус каждого из них и круг полномочий. Данное Постановление также утратило силу;
— Постановление Правительства. РК от 26 ноября 2004 года № 1237 Некоторые вопросы Министерства индустрии и торговли РК. Данным постановлением, ныне действующим, утверждено Положение о Министерстве индустрии и. торговли РК, упразднены Комитет по делам строительства и Комитет по поддержке малого бизнеса. Помимо этого образованы Комитет промышленности и научно-технического развития, Комитет по защите конкуренции и Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации переименован в Комитет по техническому регулированию и метрологии. Ранее существовавший Комитет торговли реорганизован путем преобразования в Комитет по регулированию торговой и туристской деятельности.
Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере индустриального, в том числе оборонно-промышленного, научно-технического и инновационного развития страны. Также Министерство осуществляет стратегические функции в области развития торговой и туристской деятельности, предпринимательства и зашиты конкуренции, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, создания благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в не сырьевом секторе экономики. Наряду с прочими функцями Министерство координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов в разработке и проведении политики по вопросам членства Казахстана во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе, Едином экономическом пространстве, Шанхайской организации сотрудничества и иных международных торгово-экономических организациях и союзах.
Министерство, транспорта и коммуникации РК осуществляет свою деятельность в сфере внешней торговли услугами согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РК от 24 ноября 2004 года № 1232 Вопросы Министерства транспорта и коммуникации РК. Вместе с тем были утверждены Положения о Комитете развития транспортной инфраструктуры, о Комитете путей сообщения, о Комитете гражданской авиации, о Комитете транспортного контроля.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан — центральный исполнительный орган РК, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций. Основными задачами Министерства являются формирование государственной политики в области транспорта и коммуникаций, а также создание эффективного и ‘ технологически обновленного транспортно-коммуникационного комплекса для удовлетворения потребностей экономики и общества в транспортных и коммуникационных услугах. Национальный Банк РК осуществляет свою деятельность на основе Закона РК от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».. Национальный Банк РК являясь центральным банком Республики. Среди прочих полномочий Национального Банка для нас представляют интерес следующие его функции:
«- проведение государственной. денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Национальный Банк является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Республики Казахстан, эмитирует ценные бумаги; — определение порядка проведения практически всех видов банковских операций;
— определение порядка, системы и формы осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организация, а также осуществление надзора за функционированием платежных систем;
— установление правил предоставления электронных банковских услуг при осуществлении банковских операций;
— выдача лицензии на проведение валютных операций, осуществление розничной торговли и оказание услуг за наличную иностранную валюту, а также на организацию обменных операций с иностранной валютой . юридическим лицам, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций -с иностранной валютой;
— выдача лицензии организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, на: инкассацию банкнот, монет и ценностей; межбанковский клиринг; сейфовые операции; выпуск платежных карточек.
Из всего вышесказанного следует что, конечно же, реформа исполнительной власти не является одноразовым действием. Вносятся постоянные изменения и дополнения в законодательные акты, в том числе регулирующие деятельность госорганов в сфере внешней торговле услугами. Особенно в преддверии вступления Казахстан ВТО «необходимо дальнейшее углубление административных реформ, повысить эффективность работы самого Правительства… Должен быть создан эффективный, и главное, оптимальный по составу государственный аппарат, состоящий из современных менеджеров — «лучше меньше, да лучше!». Необходимо ускорить формирование «электронного правительства» для улучшения качества и сокращения сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям».