Известно, что в основе традиционного этикета общения казахского народа лежит свод неписанных законов обычного ярава — адата, шариата, реликтов доисламских поверий. Значительное влияние на формирование этики общения оказали представления об определенных моральных и нравственных основах поведения, сложившиеся в народной среде. Они неукоснительно соблюдались в течение многих столетий, в той или иной мере присутствуют и в наши дни, регулируя повседневное поведение казахов во многих областях семейной и общественной жизни. Необходимо отметить и то обстоятельство, казахский этикет имеет типологические параллели с этикетом восточных, преимущественно тюркских и среднеазиатских народов, исповедующих ислам. Значительная часть казахского населения особенно представители старшего и среднего поколений, стремится придерживаться и соблюдать, в повседневной жизни общепринятые правила этикета, затрагивающие основополагающие приоритеты и иерархии ценностей Хотя между поколениями’имеются определенные расхождения в ряде мнений и суждений, однако социо — и этнокультурный мир казахского народа довольно устойчив. Его единство подкрепляется, прежде всего, общностью интересов, единого этнического самосознания и менталитета [Кумеков, 2004 с.5-6, Мейрманова, 2008]. Отличительными признаками этикета казахского народа придерживающегося его во многих жизненных ситуациях, являются: гостеприимство, почтительное отношение к старшим и родителям, любовь к детям, толерантность, скромность, вежливость, честность, искренность, а также честь, долг, ответственность, дружба и т.д. Нарушение указанных выше норм этикета и поведения осуждается общественностью. Если перейти к внутрисемейным отношениям, то во многом они регулируются приведенными нами ранее нормами и предписаниями, а также общепринятыми семейными традициями. Естественно, они сильнее и стабильнее в тех семьях, где имеются представители старшего поколения или в местах компактного расселения казахского этноса.
Важное место в семейных и во внутрисемейных отношениях, как и раньше, занимают признание и уважение авторитета главы семьи, как правило, мужчины. Известно, что традиционную казахскую семью почти всегда возглавлял мужчина, в основном, старший по возрасту, хотя под влиянием различных социально-экономических факторов бывало и так, что он нередко делил свою власть с тем, кто становился основным добытчиком средств к существованию. При этом могло происходить как бы разделение власти: за одним признавалось формальное лидерство, а другой становился лицом, отвечавшим за хозяйственные работы. Почитание родителей, соответственно главы семьи, относится к числу важнейших приоритетов в системе моральных ценностей казахов. Поэтому не случайно, что не только младщий сын, но и другие женатые сыновья предпочитают в будущем жить совместно со своими родителями. Так, по данным нашего этносоциологического обследования 1998 г., из 458 опрошенных респонденте в-казахов в Туркестанском районе от 66,7 до 93,2% указали на стремление жить с родителями. Сравним для примера, что аналогичные ответы из 274 русских респондентов колебались в пределах 4,3-27,8%. С другой строны сами родители настроены по сложившейся традиции на старости жить с семьей взрослых детей. Так, на вопрос: «С кем из своих женатых (замужних) детей Вы живете или хотели бы жить?» — 38,8% указали на семью младшего сына, 26,6% — старшего сына, 6,5% — среднего сына, 16,6% — просто сына, ] ,3% — дочери и 10,2% — живут или хотели бы жить самостоятельно. К тем людям, которые не заботятся о родителях, отказываются от своих прямых обязанностей по отношению к ним, или в некоторых случаях по примеру европейского населения, пристраивают их в дом для престарелых — отношение негативное как со стороны близких, так и общественности. Следующей важной составляющей народного этикета является уважение и почтение к старшим. Такое отношение наблюдается более зримо там, где выше социальный, жизненный и возрастной статус представителей старшего поколения, будь это мужчина или женщина. Например, в присутствии главы семьи или при наличии пожилых людей дети и другие члены семьи, включая женатых сыновей, до сих пор придерживаются определенных этикетных запретов. Так, при наличии старших им не дозволено не только лежать, но и сидеть, стоять облокотясь, держать руки в карманах, поворачиваться к ним спиной. Необходимо также, чтобы даже стоя в их присутствии придерживаться приличия, а если уж приходится сидеть, то только с их разрешения, ни в коем случае ни небрежно и не вразвалку. Не одобряется отвлекать и перебивать их речь, курить или пить без их одобрения, проходить впереди них или пересекать им дорогу. Традиционное уважительное отношение к представителям старшего поколения проявляется в виде следующих общепринятых правил: встрече и проводах их до двери или до калитки ограды, в мытье рук до и после трапезы, помощи при раздевании или подаче их одежды, головного убора или обуви и т.д. Указанные знаки внимания оказываются всем пожилым или старшим по возрасту людям, если, разумеется разница в годах достаточная. Аналогичные правила этикета подчеркивающие такую сложившуюся иерархию старшинства, распространяются и на женщин.
Следующей важной чертой семейного этикета казахов особенно в южных регионах Казахстана, а также в моноэтнических с преобладанием казахского этноса сельских районах, является традиционное, вне зависимости от возраста почтительное отношение к мужчинам.. Так, в неразделенных семьях с двумя и более брачными парами, за исключением пожилых бабушек, женщины, как правило, едят после мужчин и обслуживают их за дастарханом. В нуклеарных семьях при наличии гостей женщины также обслуживают за столом мужчин и лишь в узком семейном кругу могут сидеть вместе с ними. В ряде казахских семей все еще придерживаются традиции, согласно которой супруга должна вставать раньше мужа, а ложиться после него. Также принято не поворачиваться спиной к пожилым мужчинам и по возможности покидать помещение пятясь назад. Это же касается предписания женщинам накидывать на голову платок, чтобы не показывать неприкрытую голову; носить длинные платья, а молодым закрывать неприкрытые части тела [Аргынбаев. 1976, с.75]. Вместе с тем, в большинстве случаев и мужчины стремятся оказывать противоположному полу — матерям, женам., женщинам пожилого возраста необходимые знаки внимания.