Казахстан, будучи в географическом соседстве с ядерными державами (Россией, Китаем, Индией и Пакистаном), правомерно ставит вопрос об обеспечении гарантий своей безопасности. Как известно, с окончанием «холодной войны» и снижением напряженности на глобальном уровне не устранена потенциальная угроза возникновения войн и вооруженных конфликтов. Продолжается усиленная милитаризация многих стран бывшего «третьего мира», ядерные и «пороговые» (в деле овладения ядерным оружием) государства располагаются вблизи границ СНГ. Сохраняются конфликтные области, охватившие центр Европы и часть периферии бывшего СССР. Значительная часть конфликтной зоны СНГ соприкасается с Афганистаном, в котором опасные масштабы приобрели гражданская война, деятельность исламских фундаменталистов. Учитывая, что национальные вооруженные силы Казахстана, как и других стран — членов СНГ, находятся в стадии становления, не имеют достаточного опыта в организации обороны страны, испытывают дефицит квалифицированных кадров и требуют отчисления значительных финансовых средств для их содержания, важно понять заинтересованность республики в координации действий с Россией, другими государствам Содружества в сфере обороны и безопасности. Прежде всего, речь идет о разработке совместных мер, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов; определение единых подходов к формированию военной политики; создание системы формирования и надежного использования стратегических сил, а также определения районов их базирования; развитие военной инфраструктуры; проведение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ /НИОКР/ в области вооружения, в развитии и совершенствовании военной техники, технологии и науки; эффективном использовании потенциала предприятий оборонных отраслей; защите социальных прав военнослужащих и т.д. В Алма — Атинской декларация записано, что в целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности государствами-участниками Содружества было решено сохранить объединенное командование военно — стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. Стороны должны уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного или нейтрального государства. Назарбаев всегда уделял пристальное внимание тесным связям с Россией в области безопасности, что не мешало ему развивать эти отношения и на двустороннем уровне с другими государствами. Например, помимо России, соглашения по сотрудничеству в сфере разведки и борьбы с терроризмом, транспортировкой и торговлей наркотиками, организованной преступностью и коррупцией были подписаны с Узбекистаном, Беларусью, Кыргызстаном и Украиной. Известно, что еще 2 ноября 1992 года на встрече президентов РК, Кыргызстана, Узбекистана и и.о. президента Таджикистана, а так же министра иностранных дел России в Алматы, в своем выступлении Назарбаев озвучил требования со стороны государств Центральной Азии и России к Таджикистану по поводу урегулирования кризиса. Министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев подчеркнул, что «находясь в близком соседстве в стратегически важном регионе, обе страны должны активно и, самое главное, результативно, взаимодействовать друг с другом для противодействия общим проблемам — международному терроризму, нелегальной миграции, наркотрафику и прочим формам организованной преступности». Особо важным моментом в истории СНГ в области обеспечения безопасности является подписание 15 мая 1992 года Арменией, Белоруссией, РК, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном Договора о коллективной безопасности (ДКБ), вступившим в силу после ратификации 20 апреля 1994 года. Срок его действия — последующие 5 лет. 10 февраля 1995 года было подписано соглашение о создании Объединенной системы Противовоздушной обороны в рамках ДКБ и одновременно принята «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ». По сути, Договор о коллективной безопасности является единственным военно-политическим союзом с участием России и Казахстана и наиболее, реальным основанием для их сотрудничества в военной сфере. Накануне 10-летнего юбилея (в мае 2002 года) сессия совета ДКБ решила преобразовать его в региональную международную Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Речь, в частности, шла о создании единого командования коллективными силами стран Договора, военно-политической организации, которая должна играть серьезную роль в укреплении стабильности наравне с НАТО. Совет ДКБ решил создать группу координаторов из представителей главных штабов, на которую будет возложена организация и координация исполнения уже принятых решений и подготовка новых. Закономерным этапом эволюции Договора о коллективной безопасности стран СНГ стало его преобразование в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Данное решение было принято в русле усилий международного сообщества по противодействию угрозе международного терроризма в Центральной Азии. Государства-участники ОДКБ выработали единую позицию по поводу возможного распространения действий антитеррористической коалиции на другие регионы. ОДКБ является самой эффективной и действенной системой, которая имеется на постсоветском пространстве, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко на пресс — конференции по итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая прошла в Кремле в 2005 году. По его мнению, путь развития, при котором международную безопасность обеспечивали бы несколько международных организаций, «позволил бы более эффективно противодействовать новым’ угрозам и вызовам». 11 документов и политическое заявление приняли по итогам саммита в июне 2005 года президенты шести стран Организации Договора о коллективной безопасности. В ОДКБ входят Россия, Киргизия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Белоруссия, а занимается эта организация военным строительством на пространстве СНГ. В ходе заседания Комитета секретарей советов безопасности главное внимание уделялось укреплению взаимодействия в борьбе с новыми вызовами и угрозами, представляющими все большую угрозу для безопасности стран ОДКБ. В первую очередь, это касается активизации террористических и экстремистских организаций, а также наркотрафика и незаконной миграции. В этой связи секретари Совбезов обсудили возможность создания специальной структуры по противодействию незаконному обороту наркотиков. Как заявил секретарь Совета Безопасности РФ Игорь Иванов, «в рамках ОДКБ крепнет военный потенциал, способный адекватно реагировать на возможные вызовы и угрозы национальной, а также коллективной безопасности». При этом он сообщил, что в настоящее время проходит согласование проект межгосударственной целевой программы информационного противодействия современным вызовам и угрозам на период до 2010 года. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) — субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств — Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал — четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб — квартира находится в Пекине. Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Сближение этих стран диктовалось, в первую очередь, угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии -Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало, основание для появления термина «Шанхайская пятёрка». Совместная работа на саммитах в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000) позволили создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» — выработать атмосферу взаимного доверия, через первый опыт взаимных консультаций прийти к механизму достижения консенсуса и добровольному согласию выполнять положения достигнутых договорённостей. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение. 14-15 июня 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово — экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ — Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна — Узбекистан — обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.
В июне 2002 года прошла вторая встреча глав государств — членов ШОС в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три документа — Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами — членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств — членов ШОС- В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями. Хартия была подписана в 2002 году и ратифицирована Советом Федерации в 2003. На основе Конвенции 2001 года в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграции, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2002 статус постоянно действующего органа ШОС. В ее функции входит координация действий правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС.