Создание собственных Вооруженных Сил потребовало серьезных изменений и в системе подготовки военных кадров. Н.А. Назарбаев с самого начала образования Вооруженных Сил Казахстана обращал внимание на актуальность и значимость подготовки военных специалистов для успешного военного строительства, создания и развития национальной военной научной базы. Благодаря чуткому вниманию Президента за годы независимости были созданы военные учебные заведения, которые сумели обеспечить кадрами наши Вооруженные Силы. «Мы должны создать новую генерацию офицеров и профессионалов-контрактников, отличающихся высоким интеллектуальным потенциалом, знающих иностранные языки, умеющих работать с современной техникой. Одним словом, элиту. Подчеркнул, что для этого у нас есть все условия. Так, с учетом опыта ведущих стран у нас создана отечественная система военного образования, включающая сеть военно-учебных заведений», — писал о достижениях страны в этой области генерал армии Мухтар Алтынбаев. Военные вузы нашей страны, направленные на многопрофильную систему подготовки будущих офицеров для независимого государства, стали надежной опорой Главы государства. В этом ряду особое место занимает Военный институт сухопутных войск, берущий начало с Алматинского высшего общевойскового командного училища имени И.С. Конева, образованного Постановлением Президиума Верховного Совета СССР в 1970 году. В годы руководства данным вузом с 1992 по 2002 годы я убедился в прозорливости Главы государства, его умении вникать в суть вопросов военного образования. В 1997 году в целях совершенствования системы подготовки офицерских кадров и развития военной науки повысилась необходимость в преобразовании Алматинского высшего военного училища имени И.С. Конева в Военную академию. 9 февраля 1997 года Глава государства заслушивал доклад о целесообразности этого изменения и о ходе подготовки к его реализации. Президент вникал в каждую деталь планируемого процесса, интересовался условиями формирования профессорско-преподавательского состава, в том числе и приглашением военных специалистов из Российской Федерации, созданием адъюнктуры и возможностью открытия диссертационного совета. Глава государства обратил особое внимание на материально-техническое обеспечение академии. Рассмотрев все эти вопросы, Президент одобрил наши идеи. 11 февраля этого же года он подписал Указ о преобразовании Алматинского высшего военного училища в Военную академию.
С этого момента начинается точка отсчета в жизни учебного заведения, открывается новая страница в истории Вооруженных Сил. Это — история поисков и озарений, взлетов военной мысли, подъем творческого потенциала, это — квалифицированная подготовка военных организаторов, руководителей военных ведомств. Спустя несколько месяцев после создания академии, 4 мая, Президент — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК Н. Назарбаев посетил полигон академии с целью ознакомления с базой и возможностями вуза.
В этот день также планировалось продемонстрировать Главе государства артиллерийский потенциал страны. Несмотря на сильный ветер, вертолет Президента приземлился на полигоне. Стреляли многочисленные артиллерийские орудия, специально привезенные из разных военных баз республики. Нурсултан Абишевич знакомился с особенностями каждого орудия, обратил внимание на их боевой потенциал, произведя выстрел, точно попал в цель. Тогда мы, военные специалисты, еще раз убедились в его внимательности, прозорливости, в умении видеть суть, особенности каждой сферы. Глава государства с интересом вникал в вопросы учебного процесса академии. Так было во все его визиты в учебное заведение, при каждой встрече с коллективом академии Президент отмечал роль нашего вуза, говорил, что выпускники единственной в стране Военной академии должны всегда и во всем быть примером подражания для военнослужащих страны. Личный состав глубоко осознавал доверие со стороны Главы государства, значение академии в сфере обучения и в системе вузов страны. В напряженной работе академии участвовал весь ее коллектив. Заметно вырос уровень подготовки военных специалистов. Добиться хороших результатов в ратном труде позволила серьезная организация учебно-воспитательного процесса, профессиональная выучка, педагогическое мастерство командиров и профессорско-преподавательского состава, вкладывающих душу в обучение, воспитание и становление нового поколения офицерского корпуса. На высоком профессиональном уровне велась научная и методическая работа, обеспечивающая наиболее эффективное выполнение планов и программ.
Основными задачами академии являлись подготовка офицерских кадров с высшим военным, высшим военно-специальным образованием, переподготовка и усовершенствование офицерского состава, подготовка военных научно-педагогических кадров. Подготовка офицеров велась по следующим специальностям: командная тактическая (мотострелковых, танковых, автомобильных, инженерных, воздушно-десантных войск, войск связи и артиллерии, бронетанкового вооружения и техники) офицеров продовольственной, вещевой службы, служб горюче-смазочных материалов, ракетно-артиллерийского вооружения. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих организаторскими способностями, хорошо знающих структуру и механизмы управления, творчески мыслящих офицеров-новаторов, велось обучение на очном и заочном отделениях по оперативно-тактической, командно-штабной подготовке сухопутных войск. В 1998 году впервые в стране был произведен набор девушек в военный вуз на факультет связи.
К 1997 году в стране назрела необходимость в подготовке собственных военных педагогов-ученых. Глава государства Н. Назарбаев в своих выступлениях отмечал актуальность и значимость подготовки военных кадров для успешного военного строительства. Он отмечал, что серьезное внимание будет уделяться развитию национальной системы военного образования, отведя ведущую роль в решении этой задачи Военной академии Вооруженных Сил. 28 августа 1997 года на научный корпус Военной академии была возложена почетная и ответственная миссия создания казахстанской военной адъюнктуры. Открытию адъюнктуры предшествовала подготовительная работа. Разрабатывались темы диссертаций по трем направлениям: общая тактика, эксплуатация вооружения и техники, военная история. Была проведена тщательная проверка наличия научного потенциала академии, надлежащей научно-экспериментальной базы, перспективного плана подготовки научно-педагогических и педагогических кадров. Первый прием адъюнктов был осуществлен по трем специальностям: «Тактика общая, по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам (в том числе управление и все виды обеспечения боя)», «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение (в том числе по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам)», «Военная история». Становление и организация работы адъюнктуры были сложным процессом. Существовало много проблем: подбор преподавательского состава, разработка и утверждение тем научных исследований, подбор научных руководителей, разработка индивидуальных и рабочих планов, учебных программ по специальным дисциплинам, проведение кандидатских экзаменов и аттестация адъюнктов и соискателей, публикация результатов научных исследований, создание научно-методической и научно-исследовательской базы и ряд других вопросов. Благодаря высокому чувству ответственности и долга у сотрудников и консультантов адъюнктуры, глубокого осознания ими сопричастности к реформам, проводящимся в системе военного образования и науки, удалось решить все вопросы учебного процесса. Военная академия Казахстана поддерживала связь с зарубежными военными ведомствами. Военные делегации России, Китая, США, Германии, Турции высоко оценили уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, слушателей и курсантов. Курсанты академии участвовали в таких военных учениях различного уровня и масштаба, как «Кооператив Наггет», «Центразбат», «Оспрей». Во всех совместных мероприятиях воспитанники академии продемонстрировали глубокую заинтересованность в обеспечении глобальной и региональной безопасности, готовности к выполнению своей высокой и благородной миссии во имя мира. Воспитывая будущего офицера, мы стремились к тому, чтобы он был не только подготовлен в профессиональном отношении, но и имел широкий кругозор, владел разносторонними знаниями. Старались ориентировать будущих офицеров на патриотизм, знание и уважение истории народа, государственного языка. Уделяли внимание тому, чтобы будущие офицеры, наряду с глубокими военными и техническими знаниями, имели и навыки воспитателя. Старались привить им умение проводить политико-воспитательную работу, сплачивать многонациональные коллективы, поддерживать воинскую дисциплину, заботиться о своих подчиненных. Военная академия располагала не только современной учебно-материальной базой, но и всеми необходимыми условиями для жизни, отдыха и здравоохранения курсантов и слушателей. В феврале 1998 года при вузе открылся гостиничный комплекс для слушателей, адъюнктов и их семей. Всегда уделяющий особое внимание социальным аспектам жизни военных специалистов, Глава государства лично посетил академию в честь открытия этого комплекса. Будучи начальником академии, я доложил ему о ходе учебного процесса, перспективах развития вуза, показал нашу учебно-материальную базу. Президент одобрил наши поиски, направленные на улучшение качества образования и жизненных условий адъюнктов и слушателей академии. Одним словом, со становлением Военной академии страна получила высокопрофессиональных представителей военной элиты, способных решать государственную задачу — обеспечение территориальной целостности нашей Родины, защиту ее священных границ. Согласно реалиям развития Вооруженных Сил страны, в 2002 году произведена реорганизация, в результате которой были сформированы Военная академия и Военный институт сухопутных войск. В состав Военного института сухопутных войск в январе 2011 года вошел факультет, готовящий военных переводчиков. Ранее, с 2004 года, специалисты этой сферы обучались в отдельном вузе — Военном институте иностранных языков, который в 2008 году был переименован Военным институтом Министерства обороны. В 2003 году в соответствии с Указом Президента Военная академия была реорганизована в Национальный университет обороны. Этот вуз, претерпевший много изменений согласно требованиям времени, остается флагманом военного образования нашей страны. Время показало результативность данных коррективов в системе военных вузов. При Национальном университете обороны в апреле 2008 года был открыт Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук. В состав Совета входит 18 докторов наук, профессоров военных, исторических, технических наук, в том числе и из стран Содружества в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Общеизвестно, что обороноспособность любого современного государства зависит, прежде всего, от высокотехнологичной, наукоемкой материально-технической базы ее Вооруженных Сил и высокопрофессионального кадрового потенциала, формирующегося через систему образования, соответствующей международному уровню и наполненной передовыми достижениями отечественной и мировой науки. В этой связи нужно отметить, что подготовка научных кадров для системы обороны нашей страны в Национальном университете обороне ведется на высоком профессиональном уровне. Университет обучает не только офицеров Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Казахстана, но и представителей стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности, военнослужащих Кыргызской Республики и Таджикистана. В 2011 году более 60 выпускников окончили вуз с академической степенью «магистр» по специальностям: «Военное и административное управление», «Военное образование», «Управление техническим обеспечением», «Управление тыловым обеспечением», «Управление воспитательными и социально-правовыми процессами». В сентябре 2011 года в Национальном университете обороны открылись факультеты военного и государственного управления, а также внутренних войск МВД РК. Педагоги-военнослужащие глубоко признательны заботе, оказываемой Президентом, они были особо благодарны, когда в 2002 году академию передислоцировали в курортную зону — город Щучинск. Важную роль в укреплении обороноспособности государства занимает подготовка офицеров инженерных специальностей для Вооруженных Сил других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Так, на базе Военного факультета при Академии гражданской авиации сформирован Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи. Институт готовит военных специалистов для войск Сил воздушной обороны и специалистов связи Сухопутных войск. Для закрепления теоретических знаний курсанты института ежегодно привлекаются к работе в составе боевых расчетов при производстве боевых стрельб (пусков ракет) войск противовоздушной обороны СВО ВС РК на полигоне «Сарышаган». В целях удовлетворения потребности Вооруженных Сил с учетом перспектив развития внесен ряд изменений в порядок обучения специалистов связи. С 1 сентября 2008 года в институте организована подготовка по специальности «Автоматизированные системы управления». В штат института включена кафедра автоматизированных систем управления. Для осуществления данной подготовки разработаны и утверждены государственный стандарт, учебные планы и программы, получена соответствующая лицензия. Небо нашей страны находится под защитой. Строй военных летчиков и инженерного состава авиации пополняют выпускники Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бигельдинова, образованного в июне 1996 года на базе Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации. До 2003 года институт именовался как Актюбинское высшее военное авиационное училище имени дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бигельдинова. Основными задачами вуза являются: подготовка офицерских кадров для авиации Вооруженных Сил Республики Казахстан в соответствии с требованиями квалификационных характеристик, всестороннее и гармоничное развитие личности обучаемых, формирование у них высоких идейно-нравственных и военно-профессиональных качеств; выполнение научных исследований, направленных на развитие военной теории, военных проблем общественных наук, вооружения, авиационной военной техники, повышение безопасности и боеготовности войск, совершенствование учебно-воспитательного процесса; развитие и совершенствование учебной, материальной и социально-бытовой базы. Благодаря неустанной заботе Президента страны о повышении качества подготовки летного состава Военного института СВО налет выпускника увеличился наполовину. Вследствие этого, по оценке командно-летного состава авиационных частей, существенно возросло качество техники пилотирования выпускников. С целью увеличения практической направленности обучения курсантов инженерных специальностей Военного института СВО предусматривается увеличение количества практик и войсковых стажировок с одновременным изменением их сроков на период интенсивных полетов в авиационных частях. Решая вопросы подготовки военных кадров республики, учитывалось и создание младшего командного состава — профессиональных сержантов.