ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. Обретение Казахстаном государственной независимости поставило перед ним трудную, но жизненно важную задачу — создание собственных сил обороны. Строительство Вооруженных Сил потребовало выработки принципиально новой законодательной основы, перестройки механизма армии с учетом географического положения и особенностей республики, повлекло значительные материальные затраты. 25 октября 1991 года по Указу Президента Казахстана был образован Государственный Комитет обороны Казахской ССР, который затем, в связи с переходом республики к полной самостоятельности в решении оборонных вопросов, был трансформирован в Министерство обороны Республики Казахстан. На основе законодательного права независимой республики, а также соглашений, достигнутых между государствами — участниками Содружества Независимых Государств — был подготовлен Указ Президента от 7 мая 1992 года о том, что Вооруженные Силы, как и их имущество, расположенное на территории Казахстана, переходят под юрисдикцию республики. Руководство Вооруженными Силами в качестве Верховного Главнокомандующего взял на себя Президент, а непосредственное управление — Министр обороны. Первым министром обороны Казахстана был назначен генерал-полковник С.К. Нурмагамбетов.
В состав Вооруженных Сил Казахстана вошли в основном войска 40-й общевойсковой армии, которые еще 27 декабря 1979 года под командованием генерал-майора А.Тухаринова перешли границу Афганистана. Более 9 лет стотысячная группировка принимала участие в боевых операциях против вооруженной оппозиции моджахедов. 15 февраля 1989 года в срок, определенный Женевскими соглашениями, войска 40-Й Армии были выведены из Афганистана. По выводу воинские части, как правило, расформировывались, т.к. солдаты срочной службы увольнялись в запас, а офицеры и прапорщики уходили в основном в те воинские части, откуда прибыли в Афганистан (в своем большинстве по месту жительства семьи). Штаб 40-й Армии был выведен в Ташкент.
В связи с огромным потоком обращений «афганцев», как офицеров, так и солдат в Министерство обороны СССР и Главный штаб Сухопутных войск, директивой от 7 июня 1991 года была восстановлена 40-я общевойсковая армия с управлением в Алма-Ате.
В состав Вооруженных Сил Казахстана, кроме 40-й армии, вошли войска ВВС и ПВО, а также соединения и части их обеспечения и обслуживания.
Министерству обороны пришлось решать организационные вопросы по структуре и материальному обеспечению этого государственного института. Необходим был также контроль за передислокацией военной техники, вооружения и материально-технического имущества, так как в период становления наметилась тревожная тенденция различного рода хищений и разбазаривания воинских арсеналов. Были строго определены сроки организационного периода: в течение трех месяцев осуществлен прием доставшегося от СССР военного наследства, созданы системы непосредственного управления войсками и взаимодействия с ведомствами Министерства обороны СНГ. Были решены вопросы финансового материально-технического и медицинского обеспечения войск Республики Казахстан. Таким образом, Президент Республики законодательно утвердил создание Вооруженных Сил Республики Казахстан. Сегодня Казахстан самостоятельно определяет порядок и условия прохождения его гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружения и техники на своей территории.
Статья 66 Конституции Республики Казахстан гласит: «Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление», а статья 36 (пункт 1) определяет принципиальные задачи Вооруженных Сил: «Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина». По Конституции Республики Казахстан в статье 5 (пункт 3): «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований».
Еще одним гарантом защищенности общества является статья 23 (пункт 2) Конституции, которая специально оговаривает недопустимость участия или поддержки военнослужащими, работниками органов национальной безопасности, правоохранительных органов какой-либо политической партии. Таким образом, политические действия, направленные против государственной власти со стороны Вооруженных Сил, а также внутренних войск, республиканской гвардии и спецслужб, расцениваются как неюнституционные.
Армия внутри страны должна выполнять важную роль источника поддержания единства и патриотизма в обществе. Законодательная база, таким образом, уже решила общие и кардинальные вопросы оборонной доктрины и концепции Вооруженных Сил республики. Причем критериями истины в данном случае выступали как потенциальные возможности самого Казахстана, так и реальности окружающего мира. Плюсы и минусы, заложенные в основу военного строительства, должны выявиться в практике реализации конкретных программ, в которые, по необходимости, будут вноситься коррективы.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. В своем докладе «Независимость Казахстана: уроки истории и современность» Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «Пятилетие нашей независимости есть результат борьбы и гибели в борьбе за свободу миллионов наших предков в многовековой истории казахского народа. Мы не можем забыть и те сотни тысяч соотечественников, которые погибли в годы Второй мировой войны, отдав свои жизни во имя Отчизны. Наши солдаты, офицеры и генералы должны постоянно помнить, что уважают то государство, которое имеет сильные, оснащенные современной боевой техникой обученные войска, готовые в любой момент защитить рубежи государства. Именно этот фактор работает на сохранение мира, заставляет уважать государство. От этого фактора мир будет более прочным».
Республика Казахстан, создав собственные Вооруженные Силы, за последние годы решила ряд главных проблем в строительстве армии:
— во-первых, определены численность, структура Вооруженных Сил и порядок прохождения воинской службы;
— во-вторых, согласован и подписан военный договор с Российской Федерацией, определяющий совместную военную концепцию и военную доктрину, которые отвечают интересам как Казахстана, так и России и стран СНГ.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписанный 29 марта 1994 года, предусматривает сохранение военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных объектов при полном признании нерушимости существующих границ между республиками. Российско-казахстанский оборонительный союз обусловлен традиционно дружественными отношениями и многовековыми узами братства русского и казахского народов.