Государство может считаться таковым только в том случае, если оно имеет государственные границы с сопредельными странами, оформленные в соответствии с международным правом. Основополагающими элементами такого процесса являются делимитация и демаркация государственной границы — чрезвычайно сложные и трудоемкие процессы, требующие тщательного учета политических, экономических, географических, исторических, культурных, национальных, юридических и иных аспектов, обязательного поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений.
Альтернативой мирного решения территориально-пограничных вопросов путем переговоров, с учетом интересов участвующих в споре сторон является силовое решение. В качестве примера можно привести военный конфликт, произошедший в 80-х годах XX века между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских островов).
Не все территориальные споры могут быть разрешены в ходе одной кратковременной военной кампании. Как правило, территориальные конфликты длятся десятилетиями — как это происходит между Индией и Пакистаном по кашмирской проблеме. Примером затяжного конфликта по спорной территориальной проблеме, не переходящего в вооруженное столкновение, является длящийся более полувека конфликт между Россией и Японией из-за четырех Курильских островов.
Имеются неурегулированные конфликты и на территориях государств — участников СНГ: в Приднестровье (Молдова), в Южной Осетии и Абхазии (Грузия), в Нагорном Карабахе (Азербайджан, Армения). При этом следует отметить, что все вовлеченные в эти кровавые конфликты стороны на протяжении десятилетий являлись субъектами одного государства — СССР, политические элиты этих сторон осознают необходимость принятия компромиссных решений, но, к сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин к этому не готовы.
Территориальные конфликты могут возникать и в рамках одного государства. Так, в 2000 году такой конфликт возник на юге России, где Астраханская область и Республика Калмыкия не могли поделить 390 га отгонных пастбищ с единственным крупным населенным пунктом — селом Басы, через которые проходит 87-километровый участок нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума. Повод для конфликта — 20 млн. долл. США, отчисляемых КТК в бюджет того субъекта Российской Федерации, через территорию которого проходит трубопровод [1].
Не случайно одной из актуальных проблем для новых независимых государств Средней Азии стало урегулирование территориально-пограничных вопросов. Уже в своем первом программном документе, Алма-Атинской декларации Содружества Независимых Государств (г. Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.) лидеры входящих в Содружество стран заявили о стремлении построить демократические государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права. В Алма-Атинской декларации особо подчеркивалось взаимное признание и уважение территориальной целостности стран, входящих в Содружество Независимых Государств [2].
Данный тезис был подтвержден в Декларации Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года (г. Минск), согласно которой, государства — участники Содружества приняли на себя взаимные обязательства по обеспечению уважения территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ друг друга [3].