В плане экономической интеграции страны Центральной Азии имеют существенный потенциал, в реализации которого большое значение придается тому, что национальные экономики могут достаточно эффективно дополнять друг друга. К тому же, регион обладает богатыми природными ресурсами, развитыми инфраструктурой и социальной базой. Исследование процессов, направленных на тесное сотрудничество, позволило определить следующие положительные тенденции:
Во-первых, между республиками сформирована нормативно-правовая база развития интеграционного сотрудничества, в частности, заключены договоры о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном; на межправительственном уровне подписан ряд соглашений и договоров.
Во-вторых, созданы межгосударственные координационные советы по развитию экономического сотрудничества стран Центральной Азии. Так, например, между Казахстаном и Узбекистаном в 2006 году был создан Межгосударственный координационный совет. В июле 2007 года в Ташкенте состоялось очередное заседание данного совета, в ходе которого обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, рационального использования водных ресурсов. В 2007 году аналогичный совет был создан между Казахстаном и Кыргызстаном, его деятельность также будет способствовать расширению взаимовыгодных торгово-экономических связей между двумя странами.
В-третьих, заметно расширились связи государств Центральной Азии с международными организациями. В решении проблем центральноазиатской интеграции участвовали ПРООН, Европейская экспертная служба Европейского Союза (ЕЭС ЕС), Германский фонд международного развития, Американское Агентство по международному развитию (ЮСАИД). На постоянной основе проводятся конференции, семинары, встречи, выпускаются совместные издания.
Актуальным проблемам интеграционного сотрудничества государств региона посвящена Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии. 26 марта 1998 года на заседании Межгосударственного совета ЦАЭС президентами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, а также исполнительными секретарями ЕЭК и ЭСКАТО была подписана Ташкентская Декларация о СПЕКА, в которой было заявлено о намерении приступить к реализации Программы и определялись приоритетные области сотрудничества.
В-четвертых, проводимая Казахстаном политика дальнейшего развития взаимовыгодных связей с соседними странами способствует активизации сотрудничества между ними в инвестиционной сфере. В частности, в ходе визита Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Туркменистан (11-12 сентября 2007 г.) были достигнуты договоренности по развитию двустороннего сотрудничества в области транспорта, энергетики и здравоохранения. Весьма актуальной представляется реализация проекта строительства железнодорожной ветки, соединяющей Казахстан и Туркменистан с выходом на Иран и государства Персидского залива.
В области энергетики обсуждались вопросы транзита туркменского газа по территории Казахстана на внешние рынки, реализации проекта Прикаспийского газопровода, участия казахстанских компаний в разведке и разработке месторождений углеводородного сырья в Туркменистане. Также рассматривались возможности строительства морского порта и аэропорта в городе Туркменбаши, сооружения цементного завода в Туркменистане. Президентом Казахстана было заявлено о готовности страны к началу переговоров по данным вопросам. В ближайшее время в Туркменистане планируется открытие представительств казахстанских банков, фондов, промышленных компаний, деятельность которых будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
В ходе официального визита Президента РК Н.А. Назарбаева в Таджикистан (12-13 сентября 2007 г.) рассматривался вопрос по Соглашению о создании казахстанско-таджикского инвестиционного фонда с уставным капиталом в 100 млн. долл. США, что, безусловно, станет важным фактором углубления интеграционного взаимодействия двух государств. Как известно, приоритетными отраслями таджикской экономики сегодня являются гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Участие в указанных отраслях казахстанского капитала будет способствовать эффективному их развитию, стабилизации ситуации в реальном секторе экономике, созданию дополнительных рабочих мест.
Во время визита Премьер-министра Казахстана К. Масимова в Узбекистан в июле 2007 года также рассматривались вопросы развития инвестиционного сотрудничества. В частности, была проведена презентация Банка развития Казахстана, что свидетельствует о готовности казахстанской стороны инвестировать совместные прорывные проекты в области энергетики и других отраслях реального сектора экономики, реализация которых станет важным фактором устойчивого развития двух стран.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что расширение торгово-экономических связей Казахстана и Узбекистана предполагает принятие со стороны Узбекистана эффективных мер по унификации национального законодательства и приведению его в соответствие с нормами рыночной экономики. Не секрет, что действующее банковское законодательство Узбекистана является сдерживающим фактором для развития межгосударственных экономических связей. Зачастую у бизнесменов возникают проблемы, связанные с обналичиванием денежных средств или другими банковскими операциями.
Казахстаном также принимаются меры по активизации инвестиционного сотрудничества с Кыргызстаном. В частности, в ходе официального визита Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в эту страну рассматривался ряд проектов в реальном секторе экономики. Важное значение на современном этапе развития Кыргызстана имеет создание совместного предприятия с участием государственных компаний Казахстана, Кыргызстана и России. Ожидается, что новое предприятие завершит строительство двух гидроэлектростанций на реке Нарын — «Камбарата-1» и «Камбарата-2».
В ходе визита казахстанским лидером также была подчеркнута необходимость решения Кыргызстаном, в приоритетном порядке, вопросов экономического развития и стабилизации ситуации в обществе. Следует подчеркнуть, что по итогам 2006 года объем казахстанских инвестиций в кыргызскую экономику составил более 300 млн. долл. США, или 30% от общего объема инвестиций в эту страну
По итогам визита был создан Межгосударственный совет, в компетенцию которого входит решение вопросов, представляющих двусторонний интерес, что станет важным фактором дальнейшего развития казахстанско-кыргызского сотрудничества.
Таким образом, сегодня Казахстан опережающими темпами активизирует инвестиционное сотрудничество со странами Центральной Азии, что соответствует интересам республики. Казахстан весьма заинтересован в стабильном развитии соседних государств, что является важным фактором укрепления безопасности в регионе и сохранения устойчивого экономического роста.
Однако, вместе с тем, следует отметить, что, наряду с некоторыми положительными тенденциями регионального сотрудничества стран ЦАР, в целом наблюдается некоторое замедление темпов интеграционных процессов в Центральной Азии. Нерешенными остаются такие проблемы, как отсутствие механизма реализации принимаемых решений. В частности, проблемным остается вопрос рационального использования водно-энергетических ресурсов стран Центральной Азии.
В целях совершенствования механизма распределения гидроресурсов еще в рамках ЦАЭС был предложен проект создания Международного водно-энергетического консорциума, который, к сожалению, пока так и не вышел из стадии обсуждения и стороны пока не приступили к активной его реализации. В рамках ЕврАзЭС в настоящее время также разрабатывается проект Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов ЦАР, который пока находится на стадии согласования. Таким образом, отсутствие механизма реализации принимаемых на межгосударственном уровне решений становится основной причиной замедления интеграционных процессов в Центральноазиатском регионе.