Сейчас уже никого не нужно убеждать, что в современном мире туризм является важнейшей отраслью в мировой экономике. Не случайно нынешнее столетие провозглашено ООН Веком туризма. Лидирующие позиции туризма в мире обусловлены, прежде всего, процессами глобализации экономики и все возрастающим интересом людей к достижениям других народов и цивилизаций. Наша республика обладает уникальными ресурсами для мощного рынка в развитии туризма. Страна имеет очень выгодное геополитическое положение в Центрально-азиатском регионе, через который проходил Великий шёлковый путь — древняя международная торгово-дипломатическая трасса, соединившая первоначально Китай со странами Средней Азии, Прикаспия, Средиземноморья и Западной Европы. Северный, или так называемый степной, участок земли, пролегавший через территорию современного Казахстана, Кашгарию и Китай до Тихоокеанского побережья. В VI-VII веках служил главной артерией международной связи вплоть до XIVвека.
Казахстанский участок трассы Шелкового пути представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительного и монументального искусства, отражающих глубинные процессы взаимодействия кочевых и оседло-земледельческих культур народов Центральной Азии.
Великий шелковый путь — своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта для товаров. На Востоке говорят: «сидящий — циновка, идущий — река». Движение — это жизнь, и путешествие, познание мира всегда было движущей силой прогресса. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и в былые времена простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары. Подлинное начало великой магистрали, связавшей караванные пути, проложенные из Центральной Азии на Запад и Юг, и дороги, ведущие из Китая в Восточный Туркестан, относят к середине II века до нашей эры, когда для китайцев впервые был открыт Западный край — страны Центральной Азии [1].
Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». По Великому шелковому пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. По караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи [2].
Идея реализации Инициативы по развитию сотрудничества и продвижению туризма на Шелковом пути зародилась почти 20 лет назад, и была закреплена в Самаркандской Декларации 1994 года. С тех пор были приняты в 1999 году – Декларация Хивы, в 2002 году – Бухарская Декларация. Астанинская Декларация по Шелковому пути была принята в 2009 году в рамках 18 Сессии Генеральной Ассамблеи ЮНВТО, а Алматинская – в 2008 году во время проведения III Форума Мэров городов «ШелковыйПуть».
Реализация принятых мер способствовала экономическому росту и интеграции стран Евразийского пространства, которое является основным регионом Шелкового пути, замыкая на себе три его основных полюса: Китай, Россию и Персидский Залив. Казахстан, расположенный в центре Евразии, является связующим мостом между этими полюсами и странами Центрально-Азиатского региона: Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, а также главным транзитным коридором на пути доступа к основным рынкам стран Шелкового пути.
В 1997 году в рамках реализации трансконтинентального проекта ЮНВТО, ЮНЕСКО и ПРООН «Шелковый путь — путь диалога» в Казахстане были проведены первые исследования туристского потенциала. По итогам данных исследований была разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан Государственная программа «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма» [3].
Великий шелковый путь как туристический продукт имеет целый ряд особенностей, отличающих его от привычных маршрутов. К примеру, классический тур — это поездка, как правило, в какую-нибудь одну страну. Здесь же речь идет о транснациональном маршруте, когда турист имеет возможность посетить целый ряд стран, познакомиться с их древней культурой и сегодняшним днем и получить гораздо больший объем впечатлений и знаний.
Для активизации развития туризма в данном направлении совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, начиная с 2004 года, реализуется проект по организации специализированного туристского поезда «Жемчужина Шелкового Пути» по маршруту: Алматы — Туркестан-Ташкент — Самарканд — Бухара — Ургенч — Мары- Ашхабад — Алматы.
ЮНВТО поставила задачу сформировать единую трансконтинентальную концепцию под девизом: «Сотрудничество и совместные усилия, несмотря на государственные границы». Дело было достаточно сложным и новым, так как до недавнего времени Шелковый путь являлся неэксплуатируемым потенциальным туристическим ресурсом, который следовало преобразовать в крупный интегрированный туристический продукт. В выполнении этой задачи должны быть задействованы различные секторы туриндустрии, включая гостиничное управление, туристические, транспортные агентства и туроператоров, а также органы государственной власти. Для преодоления осложнений в их совместной работе нужна была четкая стратегия маркетинга.
Казахстанский участок Великого Шелкового пути, представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительного и монументального искусства, сегодня здесь открыты 22 древних городища, включая замки правителей. Два уникальных памятника древности включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане и археологический комплекс «Тамгалы» близ г. Алматы. Среди значимых туристских маршрутов по Шелковому пути важное место отводится городам Алматы, Тараз, а также Туркестану и Отрару в Южно-Казахстанской области [4].
На ответвлениях казахстанского участка Шелкового пути наиболее перспективными проектами являются:
— создание международного туристского центра на побережье Капшагайского моря «Жана – Иле» в Алматинсокй области;
— развитие объектов туристской инфраструктуры «Древний Отрар» и «Древний Туркестан» в Южно-Казахстанской области;
— строительства международного туристского центра «Бурабай» в Акмолинской области, где уже создана свободная экономическая зона;
— строительство города нового тысячелетия «Актау – Сити» на западном ответвлении казахстанского участка Шелкового пути в Мангистауской области.
Кроме того, планируется создание международного туристского центра «Кендерли» на побережье Каспийского моря. Казахстан активно участвует, а также является инициатором ряда мероприятий по Шелковому пути. В период со 2 по 4 сентября 2008 года в г. Алматы проведен III Форум Мэров городов «Шелковый Путь» на тему Новый Шелковый путь: «От великой традиции к современным стандартам туризма и сотрудничества», в котором приняли участие мэры городов, представители государственных органов и бизнес сообществ из 27 стран, а также руководители международных организаций. Целью проведения Форума явилось дальнейшее развитие интеграции между городами, продвижение инновационных способов финансирования туризма вдоль Шелкового пути, улучшение взаимопонимания между людьми и гармоничное развитие данного региона. Одним из важных вопросов обсуждения стал вопрос о проблемах барьеров на пути развития регионального туризма.
В октябре 2010 года Казахстан принял участие на 5-м Международном Заседании по Шелковому пути, проходившим в г. Самарканд (Узбекистан), на котором собрались представители из 25 стран. В ходе заседания был принят «План действий по Шелковому пути на 2010-2011гг.» в качестве основы для дальнейшего развития туризма вдоль Шелкового пути. По итогам заседания были сделаны рекомендации касательно совместного участия и сотрудничества всех стран Шелкового пути для укрепления бренда «Шелкового пути», объединение ресурсов, уменьшение пограничных и политических барьеров, упрощение визовых и пограничных формальностей между странами Шелкового пути.
Согласно принятому Плану действий в рамках международной туристской выставки WTM 2010 Лондоне уже состоялся Медийный рынок Шелкового пути, на котором приняли участие представители стран Средней Азии, Европы и Ближнего Востока. Казахстан представил наиболее интересную информацию о Казахстане, а также приоритетные инвестиционные проекты участникам форума, СМИ, ведущим зарубежным туроператорам [5].
Сегодня все еще продолжают оставаться значительные помехи для более тесного экономического сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе. Прежде всего, это визовые проблемы, к сожалению, до сегодняшнего дня нет единого мнения в вопросе взаимного признания туристских виз для граждан третьих стран. А ведь именно этот вопрос помог бы поднять туризм на Шелковом пути через развитие и популяризацию совместных туристских маршрутов. Казахстан выступал, и будет выступать за реализацию данного предложения в среднесрочной перспективе, поскольку современный потенциальный турист заинтересован в посещении сразу нескольких стран в рамках туров по Шелковому пути, причем желательно с одной туристской визой, сроком до 3-х месяцев и признаваемой в странах посещения.
Необходимо развивать потенциал продукции Шелкового Пути, который включает в себя:
— создание и развитие совместных турпродуктов, предполагающих посещение нескольких стран/мест;
— развитие искусств и ремесел с целью сохранения богатого культурного наследия Шелкового Пути;
— разработку и реализацию и продвижение совместных стратегий, программ и маркетинга;
— формирование и повышение туристского имиджа стран Центрально-Азиатского региона и СНГ в рамках туризма по Шелковому Пути [6].
В заключении хочется отметить, что Шелковый путь является одним из лучших брендов мирового уровня и планирование и контролируемое развитие туристских ресурсов и продуктов по всему маршруту Шелкового пути имеют важное значение для получения экономических выгод от туризма всеми странами Шелкового пути.
Шелковый путь был одной из первых моделей мирного сосуществования различных стран, культур, народов и цивилизаций Евразии. По нему длительный период шло торговое и культурное взаимодействие Европы и Юго-Восточной Азии. Использовать этот уникальный комплекс исторических, экономических, культурных и коммуникационных качеств Великого шелкового пути в новом веке в качестве пути политико-экономического прогресса является историческим долгом современной цивилизации.
Основные туристско-рекреационные ресурсы 1700-километрового казахстанского участка сосредоточены в Семиречье и Южном Казахстане, а особое место в этом регионе занимают Туркестан, Тараз и Алматы. К этим городам, находящимся на местах прежних древних поселений, следует добавить такие важные туристские объекты, на которых сейчас ведутся реставрационные работы, как средневековые поселения Хурлук, Турбат, Исфиджаб, Кулан, Мирки, Талхиз, Жаркент.
Развитие инфраструктуры проекта планируется осуществить с помощью постройки и развития сети гостиниц и караван-сараев в городе Туркестане, в том числе в рамках реализации международного проекта региональной программы Организации Объединенных Наций, Всемирной туристской организации и ЮНЕСКО «Шелковый путь: Усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития». Данное направление проекта может быть реализовано через археологические, архитектурные, градостроительные исследования объектов, создание банка данных об историко-культурном наследии Шелкового пути; консервацию, музеефикацию и благоустройство основных этапов Шелкового пути; развитие исторических городов и других поселений трассы, включенных в перечень объектов туризма.
Мы считаем, что необходимо создание на базе традиционной застройки городов и поселений Шелкового пути инфраструктуры туризма: предприятий сервисного обслуживания и торговли, паломнических и туристских комплексов, мастерских народных ремесел, этнографических музеев и театров, ритуально-культовых и историко-религиозных центров и других туристских объектов.
Литература: