В настоящее время взаимоотношения стран Центральной Азии претерпевают период трансформации, обусловленный как внутренними факторами — политическими изменениями, так и новой динамикой в международной политике и внешнеполитической активности. Очевидно, что к числу важнейших изменений относятся переориентация внешней политики Узбекистана в сторону России, КНР, стран Центральной Азии, а также повышение политической роли многосторонних структур, в которых первые две страны играют ключевую роль — ШОС, ЕврАзЭС и ОДКБ. В Туркменистане со сменой руководства начались процессы трансформации и изменения политики страны в сторону большей открытости, активизировались двусторонние и многосторонние диалоги. Для таких стран региона, как Таджикистан и Кыргызстан, развитие стабильных и, самое главное, дружественных отношений со своими региональными соседями являются ключевыми задачами и приоритетами внешней политики. Одной из приоритетных стратегических задач внешней политики Казахстана остается наращивание сотрудничества с государствами Центральной Азии. Казахстан стремится укреплять региональные связи посредством двусторонних мер и продвижения инициативы, направленной на создание в Центральной Азии многостороннего объединения.
Важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения стран региона и их международную политику, остается внутриполитическая ситуация, которая, в свою очередь, испытывает воздействие объективной тенденции — начавшегося процесса смены либо трансформации существующих политических режимов. Внутриполитические события в Кыргызстане и Туркменистане, президентские и парламентские выборы в Таджикистане, Узбекистане и Казахстане — важные факторы, воздействующие на характер и содержание внешнеполитических стратегий стран региона.
Взаимоотношения между двумя странами Центральной Азии -Казахстаном и Узбекистаном, в последние годы претерпевшие серьезные изменения, являются важнейшей осью структуры международной политики в регионе. Произошедшие трансформации затронули как двусторонние отношения, так и взаимодействие в рамках многосторонних структур.
Как известно, поворотным моментом, обусловившим смену внешнеполитических приоритетов Ташкента, стали события, произошедшие в мае 2005 года в Андижане. Разница в оценках этих событий послужила водоразделом в отношениях Ташкента с США, странами ЕС, НАТО. Найдя поддержку в России, КНР и государствах Центральной Азии, руководство Узбекистана совершило стремительный поворот во внешней политике. Во второй половине 2005 года маятник внешней политики Узбекистана качнулся в сторону России, что, безусловно, не могло не сказаться на отношениях с региональными соседями и, прежде всего, с Казахстаном.* Кроме того, в политической поддержке позиции Ташкента немаловажна роль ШОС и, соответственно, КНР.
Интенсивные контакты между Ташкентом и Москвой привели к тому, что Узбекистан стал членом многосторонних организаций, ключевая роль в которых принадлежит России. В частности, на последнем саммите ОЦАС, проходившем в Санкт-Петербурге 7 октября 2005 года, лидеры стран-членов заявили о слиянии организации Центральноазиатского сотрудничества с ЕврАзЭС. Важным итогом визита президента Узбекистана в Россию стал подписанный 14 ноября 2005 года беспрецедентный договор о союзнических отношениях между двумя странами, по которому обе страны могут использовать военные базы на своих территориях и в случае военной угрозы — приходить на помощь друг другу. На встрече с российским лидером И. Каримов заявил, что Россия никогда не уходила из Центральной Азии и имеет в регионе обоснованные интересы [1].
В конце 2005 года Ташкент денонсировал соглашения, подписанные в рамках ГУУАМ, и вышел из этой организации. В июне 2006 года Ташкент, как и ожидалось, стал членом ОДКБ. Глобальный поворот Узбекистана в сторону России был позитивно воспринят в Казахстане — укрепились надежды на улучшение . отношений в сфере пограничного контроля, торгово-экономических связей, решение комплекса вопросов, связанных с водно-энергетическими, транспортными и другими проблемами. В течение 2006 года лидеры Казахстана и Узбекистана совершили взаимные государственные визиты, в ходе которых постоянно подчеркивалось сближение двух стран.
О степени важности поддержки, оказанной соседними государствами в период после андижанских событий, говорит активизация связей Узбекистана со странами Центральной Азии и, прежде всего, с Казахстаном. К примеру, статус анонсированного ранее визита казахстанского президента в Узбекистан 19-20 марта 2006 года был накануне поездки поднят И. Каримовым до уровня государственного визита. Сами итоги первого государственного визита казахстанского лидера в Узбекистан были очень обнадеживающими. На встрече был обсужден широкий спектр двусторонних и региональных вопросов. По итогам переговоров официальных делегаций Узбекистана и Казахстана, проходивших в расширенном составе, с участием президентов обоих государств, был подписан ряд важных документов. Однако в большей степени итоги встречи нашли отражение не в них, а в том, что лидеры двух стран углубили диалог по широкому кругу вопросов, охватывающих и международные, и ряд внутренних проблем. Важным дополнением визита стал бизнес-форум с участием руководителей казахстанских инвестиционных компаний и банков.
Вместе с тем, более чем показательным стало выступление узбекского лидера на итоговой пресс-конференции. Говоря о визите Н. Назарбаева в Узбекистан, И. Каримов заявил: «Если бы он приехал сюда где-то год назад, он не был бы настолько востребован, как сегодня. Все хорошо, когда это к месту, и все тогда хорошо, когда это очень востребовано. И в этом плане вопросы безопасности, вопросы, связанные с обеспечением стабильности во многом, если не сказать, абсолютном большинстве, преимущественно зависят от отношений Казахстана и Узбекистана в целом в регионе» [2].
В ходе неформального саммита 1-2 сентября 2006 года в Астане лидеры Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана вновь обсудили региональные проекты, которые неоднократно рассматривались на многосторонних форумах. Астана выразила желание стать региональным торгово-экономическим, инвестиционным локомотивом. Отраслевые консорциумы, специальные приграничные зоны, совместные инвестиционные структуры — ключевой пакет предложений Казахстана.
Актуальным остался вопрос согласованной водно-энергетической политики в регионе. На встрече в Астане участники договорились о создании экспертной группы для «выработки приемлемой для всех стран формы использования водных ресурсов» [3]. Очевидно, что подключение Узбекистана к активному обсуждению региональных вопросов с особыми ожиданиями было встречено в Таджикистане и Кыргызстане. В рамках встречи также была обсуждена идея потенциального межгосударственного объединения в Центральной Азии, с идеей которого ранее выступила Астана.
В свою очередь, узбекский лидер И. Каримов 3-5 сентября 2006 года совершил первый государственный визит в Казахстан, совместив последний с саммитом глав центральноазиатских государств. Итоги саммита также стали весьма значимыми с точки зрения развития двусторонних отношений. Кроме ряда документов, определяющих транспортировку международных грузов, проведение совместных военно-штабных учений, было принято положение о Межгосударственном координационном совете под руководством президентов двух стран. Было очевидно, что для узбекского лидера немаловажна политическая поддержка в условиях, как он ранее выразился, «информационного обстрела». Сам визит совпал с днем независимости Узбекистана, однако, несмотря на этот факт, узбекский лидер предпочел присутствовать на встрече в Астане. Эмоционального пика визит достиг в известном эпизоде, когда И. Каримов заявил казахстанскому президенту: «Что вы ни попросите сегодня, я готов все вопросы решить» [4].
Президент Казахстана подчеркнул, что «2006 год стал прорывным в развитии казахстанско-узбекских отношений по широкому спектру направлений». В свою очередь, И. Каримов заявил, что каждая новая его встреча с Назарбаевым «приобретает знаковое значение» [5]. Интересно, что в приоритетах внешней политики, анонсированных Ташкентом в конце 2006 года, в первую очередь зафиксировано намерение Узбекистана улучшить отношения со своими ближайшими соседями по Центральной Азии. Ключевым пунктом значится укрепление всестороннего сотрудничества с Казахстаном. Несомненно, в числе приоритетов — Россия и сотрудничество в рамках многосторонних структур — ЕврАзЭС и ОДКБ [6].
Страны Центральной Азии ожидали ощутимых результатов, прежде всего, от участия Узбекистана в ЕврАзЭС, но согласование всех процедур, связанных с унификацией правовых норм, затянулось. Открытым остался вопрос: намерен ли Узбекистан де-факто присоединиться ко всем соглашениям, достигнутым в рамках ЕврАзЭС? От позиции Ташкента во многом зависит результативность крупных региональных проектов. Как известно, проблемные вопросы у Узбекистана имеются со всеми соседними странами. Отношения с Кыргызстаном и Таджикистаном осложнены в связи с ситуацией на границе, визовым режимом, миграционными, транзитно-транспортными, водно-энергетическими и другими проблемами, давно влияющими на отношения между странами региона и требующими перманентного внимания. В целом, как отмечалось, произошло общее потепление политических отношений на высшем уровне, но наиболее уязвимыми остаются средние и низшие звенья, на уровне отраслей, приграничных районов.
Наиболее проблемными в регионе остаются узбекско-таджикские отношения, охватывающие все вышеназванные проблемы, но, наряду с этим, осложненные периодически возникающими взаимными обвинениями в нарушении принципов добрососедства, политике односторонности, транспортной блокаде и др. В 2006 году таджикские политики неоднократно подчеркивали, что Узбекистан не выполняет обязательств, вытекающих из членства этой страны в ЕврАзЭС. Недоверие между двумя странами, обусловленное комплексом существующих проблем, способствовало возникновению ситуации, в которой политические элиты обеих стран периодически обвиняют друг друга в целенаправленных недружественных акциях, таких, как необоснованно жесткий пограничный контроль и поддержка оппозиционных групп. Взаимная подозрительность усугубляется периодическими вылазками экстремистов, причины которых не совсем ясны.
Чаще всего на недружественность действий соседа публично обращает внимание Душанбе. В частности, таджикский лидер Э. Рахмон на саммите ЕврАзЭС, проходившем в июне 2006 года в Минске, выразил недовольство по поводу затягивания Узбекистаном решения вопросов, касающихся присоединения к соглашениям об отмене визового режима и ряда других. Руководители правоохранительных органов Таджикистана периодически делают заявления по итогам расследования ряда громких дел (терактов, убийств), в которых делаются прозрачные намеки на то, что последние имеют «узбекский след».
В атмосфере подозрительности нередко звучат обвинения в шпионаже, создании преград на границе, дискриминации, соответственно, этнических таджиков в Узбекистане и этнических узбеков в Таджикистане, и др. Даже отдельные инциденты нередко рассматриваются через призму государственной политики. Все эти факторы не только сдерживают развитие двусторонних отношений, более того, они негативно сказываются на всей атмосфере многосторонних связей стран региона.
Важнейшей составляющей международного климата в регионе является вопрос строительства и режим эксплуатации гидроэнергетических сооружений и плотин в верховьях крупных рек. Как известно, «верхние» государства — Таджикистан и Кыргызстан считают воду национальным стратегическим ресурсом и стремятся перевести этот вопрос в экономическую плоскость, тогда как «нижние» -Узбекистан и Казахстан убеждены в искусственности этого подхода и опасаются за стабильность стока воды.
Особую остроту этот вопрос приобрел в отношениях Ташкента и Душанбе. Строительство Сангтудинской ГЭС, и, особенно, проект сооружения Рогунской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане вызывает жесткую реакцию Ташкента. Узбекистан неоднократно высказывался против строительства этих электростанций, мотивируя свою позицию экологическими причинами. В случае сооружения Рогунской ГЭС, речь, фактически, идет о потенциальном рычаге воздействия со стороны Душанбе на Ташкент, так как эта плотина способна существенно повлиять на сток Амударьи.
Следует отметить, что геополитическое положение Таджикистана таково, что определяющая часть внешних связей этой страны осуществляется через Узбекистан. Торгово-экономические связи, поставки электроэнергии, других энергоресурсов из Туркменистана, Казахстана и Кыргызстана, в основном, также осуществляются через территорию Узбекистана. Соответственно, налаживание стабильных и дружественных отношений с Узбекистаном — ключевой вопрос внешней политики Душанбе.
Сравнительно успешно развиваются таджикско-казахстанские отношения. Астана также проявляет заинтересованность в инвестировании на взаимовыгодной основе капиталов в строительство гидроэнергетических сооружений Таджикистана, сельское хозяйство и металлургию страны. Казахстанские инвестиционные компании и фонды получили официальную поддержку со стороны таджикского правительства и готовы на взаимовыгодной основе вкладывать средства в социально-экономические проекты Таджикистана. Вопросы, связанные со сложностями в сфере международного транзита и миграции, носят решаемый характер, что было подчеркнуто на встрече глав правительств двух стран 23 августа 2007 года в Астане. Казахстан с пониманием относится к трудностям, испытываемым Таджикистаном, и готов участвовать в реализации проектов сооружения ГЭС, но также стремится найти понимание в этих вопросах со стороны Узбекистана, что, безусловно, важно для успешной реализации указанных инициатив.
С точки зрения реализации новой стратегии Казахстана в Центральной Азии весьма важен визит, совершенный Н. Назарбаевым в Таджикистан 12-13 сентября 2007 года. Президент Таджикистана Э. Рахмон достаточно сдержанно поддержал казахстанскую инициативу по созданию союза центральноазиатских государств, но особо приветствовал финансово-экономические усилия Астаны, направленные на активизацию двустороннего и регионального взаимодействия. Аналогично тому, как это происходило в Кыргызстане, по итогам визита был учрежден таджикско-казахстанский инвестиционный фонд с уставным капиталом в 100 млн. долл. США.
Таким образом, Астана предлагает своим центральноазиат-ским партнерам последовательно двигаться к тесному региональному взаимодействию на прагматичной основе, с учетом особенностей каждой страны. В этом контексте данная стратегия находит сравнительно большую поддержку в Кыргызстане и Таджикистане, реакция же Узбекистана остается сдержанной.
На изменение международного климата в Центральной Азии повлияла также активизация политической жизни Ашхабада. После прихода к власти Г. Бердымухамедова Туркменистан начал более интенсивный диалог со своими соседями. Внешнеполитический дебют Г. Бердымухамедова в качестве лидера страны традиционно начался с официальной поездки в Россию, и далее — к региональным соседям. Судя по частоте встреч и международных контактов, Туркменистан стремится диверсифицировать свои внешние связи и, наряду с российским направлением, активно ищет выходы на привлекательные рынки стран Европы и КНР.
Внешнеполитическая активность нового туркменского лидера связана с тем, что для властей Туркменистана важна международная легитимация нового режима, и в этом контексте начался постепенный процесс выхода страны из самоизоляции.*
Туркмено-казахстанские отношения в 2007 году развивались динамично. В течение года лидеры Казахстана и Туркменистана провели беспрецедентное количество встреч в рамках двусторонних и многосторонних контактов. Интенсификация связей с Казахстаном имеет как экономические, так и политические причины. Очевидно, что туркменский президент с большим вниманием относится к модели развития и опыту Казахстана. Активизация казахстанско-туркменских отношений обусловлена и взаимной экономической заинтересованностью в расширении географии транспортных маршрутов.
В ходе межправительственных консультаций была проведена подготовительная работа с целью реализации соглашений, достигнутых на трехсторонней встрече 12 мая 2007 года в г. Туркменбаши лидеров Туркменистана, России и Казахстана. Официальный визит президента Казахстана Н. Назарбаева в Ашхабад 11-12 сентября 2007 года позволил детализировать проект прикаспийского газопровода, а также транспортного коридора Север — Юг, и, в рамках последнего, строительство железной дороги с участием России и Ирана. Важной договоренностью стала возможность инвестирования казахстанского капитала в туркменскую экономику в том числе в энергетическую сферу Очевидно, что обе страны заинтересованы в гармонизации энергетической политики, прежде всего, связанной с экспортом газа на внешние рынки. При прагматичном подходе здесь выявляется поле для углубления сотрудничества между странами, включая соседний Узбекистан.*
Частью процесса потепления международной обстановки в Центральной Азии является начавшаяся нормализация туркмено-узбекских отношений, что обусловлено как сменой внешнеполитического вектора в Узбекистане, так и появлением нового руководства в Туркменистане.** На встрече, состоявшейся 25 июля 2007 года в Ашхабаде с президентом Туркменистана Г. Бердымухамедовым, министр иностранных дел Узбекистана В. Норов заверил туркменского лидера в поддержке Узбекистаном маршрута газопровода Туркменистан — Китай. В свою очередь, президент Узбекистана И. Каримов 29 августа 2007 года обсудил в Ташкенте с министром иностранных дел Туркменистана Р. Мередовым состояние и перспективы развития двустороннего сотрудничества.
Официальный визит узбекского лидера И. Каримова 18 октября 2007 года, в Туркменистан и переговоры, проведенные с Г. Бердымухамедовым, позволили закрепить достигнутые ранее договоренности, в частности, о поставках электроэнергии в Таджикистан, строительстве газопроводов из Туркменистана в КНР и прикаспийском трубопроводе. Ключевым итогом встречи стало изменение подходов сторон, повышение экономических факторов взаимодействия, и, в целом, сдвиг в вялотекущих двусторонних контактах [8].
Стоит отметить, что новые туркменские власти стремятся наладить партнерские отношения со всеми странами региона. Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов в начале октября 2007 года совершил визит в Таджикистан, где обсуждались вопросы развития транспортных сообщений и поставок электроэнергии, реализация которых возможна при участии соседнего Узбекистана [9]. Ответный визит таджикского президента Э. Рахмона в Туркменистан 9-11 декабря 2007 года подтвердил намерение сторон углубить отношения.
Безусловно, активизация взаимодействия Туркменистана с региональными партнерами — новая и позитивная тенденция, хотя во многом и обусловленная энергетическими вопросами. Очевидно, что, используя прагматичные подходы, страны Центральной Азии могли бы реанимировать экономический сегмент идеи регионального сотрудничества. Ключевые фрагменты подобного взаимодействия, безусловно, должны базироваться на стабильных и доверительных двусторонних отношениях.
Таким образом, в настоящий период взаимоотношения стран Центральной Азии претерпели существенные изменения. Региональные связи, длительное время сохранявшиеся статичными, заметно активизировались. Если традиционно отношения между Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном были сравнительно интенсивны и на двусторонних уровнях, и в рамках многосторонних структур, то взаимодействие с Узбекистаном было осложнено комплексом политических и экономических проблем. Туркменистан избегал многосторонних связей и достаточно прагматично участвовал в ряде адресных международных проектов.
Ключевыми для регионального климата остаются отношения с ведущими внешними игроками, а также взаимодействие между крупными странами региона — Казахстаном и Узбекистаном. Смена приоритетов во внешней политике Ташкента, безусловно, не могла не сказаться на взаимоотношениях Узбекистана с другими региональными союзниками России — Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Положительно оценив факт вступления Узбекистана в ЕврАзЭС и ОДКБ в 2006 году, другие страны Центральной Азии ожидали существенного продвижения в решении общих вопросов, связанных с использованием транзитных транспортных коммуникаций, с ситуацией в сферах пограничного, паспортно-визового контроля, торгово-экономических отношений. Однако улучшение политических отношений не привело к таким же изменениям в экономике. Более того, наряду с имевшимися проблемами, появился ряд новых, что, безусловно, может обусловить возникновение новых рисков для региональной стабильности. Хронический характер приобрела задача взаимоприемлемого распределения гидроресурсов; транзитно-транспортные проблемы также не сходят с повестки дня на двусторонних и многосторонних встречах.
Как отмечалось, на характер современных международных отношений в Центральной Азии существенно повлияли два важных события: во-первых, охлаждение отношений между Узбекистаном и Западом и переориентация Ташкента на Москву и СНГ, и, во-вторых, смена действующего президента в Туркменистане.
Поворот во внешней политике Узбекистана в сторону Москвы, членство, наряду с другими странами Центральной Азии, в многосторонних организациях, с точки зрения регионального развития, безусловно, позитивное начало, но смена приоритетов была во многом обусловлена чередой известных событий. Ключевые вопросы в отношениях Узбекистана с региональными соседями остались прежними, и, хотя они стали предметом переговоров, находятся в повестках дня саммитов, ощутимых сдвигов не произошло. Очевидно, что с течением времени узбекские власти оправились от политического шока, связанного с давлением США и ЕС, более того, ведущие западные игроки заинтересованы в постепенном снижении уровня противоречий с Узбекистаном, что понимают в Ташкенте.
Вполне вероятно, что в ближайшей перспективе Узбекистан не сможет перейти на более динамичный режим отношений со своими соседями, что будет обусловлено не столько политическими причинами, сколько сложившейся структурой экономики страны. Диалог с Западом продолжится, особенно в экономической и энергетической сферах, но при сохраняющемся в Узбекистане политическом режиме недоверие в отношениях сохранится.
Новые туркменские власти демонстрируют намерение активнее участвовать в региональном экономическом взаимодействии на прагматичной основе. Размораживание отношений с Узбекистаном позитивно сказалось на реализации ряда перспективных внешнеэкономических проектов Ашхабада и, в целом, на ситуации в регионе. Сближение между Ашхабадом и Астаной в энергетической и транспортной сферах позитивно воспринимается другими странами региона. Цели энергетической стратегии обеих стран близки, Казахстан и Туркменистан нуждаются в транзитных возможностях друг друга, по крайней мере, в этих вопросах тенденция сближения в перспективе сохранится.
Не стоит ожидать существенных изменений во внешней политике Кыргызстана и Таджикистана, что обусловлено как геополитической ситуацией, так и комплексом задач и обязательств, имеющихся у этих стран. В свою очередь, Душанбе и Бишкек стремятся теснее координировать свои усилия, и объединительным аспектом станет ряд задач, в том числе, обусловленных водно-энергетическими проблемами. Наиболее сложным и, в то же время, чрезвычайно важным сегментом их внешних связей являются отношения с Узбекистаном.
Казахстан анонсировал стремление к более тесной кооперации и намерен закрепить позитивные тенденции как политически (через создание межгоссоветов, двусторонние и многосторонние диалоги), так и экономически (инвестиции в энергетику, транспорт и др.). Эти усилия никоим образом не связаны с лидерскими амбициями, а обусловлены состоянием двусторонних и многосторонних связей между странами региона. Эта стратегия объективно детерминирована необходимостью обеспечения стабильности и безопасности в регионе в целях создания благоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической среды.
В целом во взаимоотношениях государств Центральной Азии произошел ряд положительных сдвигов и эти тенденции важно закрепить. Вместе с тем, ключевые региональные проблемы еще ждут своих оптимальных решений. Немаловажен фактор влияния держав и крупных международных игроков на состояние и перспективы регионального сотрудничества.
Литература