Национальная и международная безопасность — актуальная проблема современности. Ни одно государство в мире в настоящее время не считает до конца законодательно решенным проблемы национальной безопасности. Республика Казахстан не является исключением. Термин «национальная безопасность» появился в политологической науке сравнительно недавно, во второй половине XX века после принятия в 1947 году в США Закона «О национальной безопасности». В Российской Федерации первым правовым актом, заложившим основу теоретической и практической деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности является утвержденный Указом Президента России от 5 марта 1992 года Закон «О безопасности». Хотя термин «национальная безопасность» в нем не употребляется, но основные положения данного понятия присутствуют. Вместе с тем, положения Закона Российской Федерации «О безопасности» являются методологически -правовой основой теоретической и практической деятельности в сфере национальной безопасности. Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года. Национальная безопасность — сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. В центре системы национальной безопасности стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает прогрессивное развитие личности, общества и государства. Как отмечал Гегель, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть». Перефразируя это выражение от обратного можно
констатировать, что, защищая интересы, мы защищаем жизнь человека, общества и государства. Личные интересы людей всегда и во все времена выступают основной движущей силой социального развития и прогресса. К сожалению, в течение длительного времени, в странах постсоветстского пространства игнорировались жизненно важные интересы. Наличие такого положения отрицательно сказалось на национальной безопасности и в целом на экономическом и политическом развитии общества. Еще Наполеон говорил: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, страх и личный интерес». Насаждение страха, по существу выступало своеобразной политической идеологией в странах с тоталитарной системой правления:. Иначе не могло быть, ибо тоталитаризм без насаждения страха не мог существовать. И только с завершением эпохи тоталитаризма политика правления с помощью страха постепенно уступает политике концептуального подхода к проблеме безопасности на основе учета жизненно важных интересов личности, общества и государства. Казахстан, как и другие государства постсоветского пространства, осуществил переход к демократической политической системе и созданию законодательной базы для формирования национальной безопасности государства. Законодательное обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан формируется на основе Конституции Республики Казахстан, Послания Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030», стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года и других нормативных правовых актов. Модель стратегии национальной безопасности Казахстана до 2010 года включает исходные условия, цели, задачи и роль государства в управлении данным процессом. Роль Парламента Республики Казахстан, являющегося высшим представительным органом, возрастает в осуществлении законодательных полномочии по национальной безопасности. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года № 233-1, полномочия Парламента Республики Казахстан в области обеспечения национальной безопасности сводятся к следующему: «1) принимает законы по вопросам национальной безопасности, вносит изменения и дополнения к ним; 2) решает вопросы войны и мира; 3) принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил республики для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности; 4) проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения национальной безопасности; 5) осуществляет иные полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности, возложенные Конституцией Республики Казахстан». Понятие национальной безопасности Республики Казахстан, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан», трактуется как «состояние защищенности национальных интересов от реальных и потенциальных угроз». В обобщенном значении понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам общественного развития. В толковом словаре В. Датя — «безопасность — отсутствие опасности, сохранность, надежность». Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, ной позволяет использовать это понятие в различных областях. Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, интеграция с международными системами безопасности. Национальная безопасность слагается из следующих основных понятий: внешняя безопасность, военная безопасность, информационная безопасность, общественная безопасность, экологическая и экономическая безопасность. Вместе с тем, политическая аналитика процессов национальной безопасности показывает важность и актуальность исследования нового направления и понятия энергетическая безопасность, Полагаем, что энергетическая безопасность — состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и национальную безопасность. На саммите глав ведущих мировых государств в Санкт-Петербурге 2006 года проблема энергетической безопасности рассматривалась в качестве важнейшей основы концепции международной безопасности.
Основу национальной безопасности любого государства составляют национальные интересы. Обозначим основные параметры национальных интересов Республики Казахстан: «1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране; 3) экономическое развитие на благо всего народа Казахстана; 4) воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана; 5) сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества; 6) незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны; 7) устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности; 8) обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан; 9) безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка; 10) развитие международного сотрудничества на основе партнерства». Национальные интересы Республики Казахстан представляют собой совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Полагаем, что важнейшей задачей законодательного обеспечения проблем развития национальных интересов Республики Казахстан является необходимость усиления их качества до уровня международных стандартов. Для реализации данного процесса потребуется время, так как государство находится на переходном этапе, который осложняется тем, что страна проходит стадию строительства национального государства, Более того для осуществления данного мероприятия необходима благоприятная политическая и экономическая ситуация, а также определенный уровень казахстанского менталитета.
Национальная безопасность любого государства подвергается определенным внутренним и внешним угрозам. В Законе Республики Казахстан «О национальной безопасности» обозначены основные угрозы национальной безопасности. Ими являются:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупцию, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод, человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории; 3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения сил в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание расовой, национальной, религиозной, сословной, родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8) создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны; 13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны».
Основные угрозы напионачьной безопасности представляют серьезную проблему для успешного функционирования любого государства. Национальная безопасность любого отдельного государства тесно взаимосвязана с международной безопасностью. В этой связи мировое сообщество выдвигает исключительно сложные и ответственные задачи по обеспечению напионачьной и международной безопасности. Происходит динамичный процесс формирования качественно нового мирового сообщества, которое в условиях глобализации все чаще сталкивается с фундаментальными вызовами международного терроризма на глобальном, национальном и региональном уровнях.