НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ II РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» В СРАВНЕНИИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ЗАКОНАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. 11 октября 2011 г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Как сообщает пресс-служба главы государства, закон «…направлен на обновление законодательства о религиозных объединениях путем четкой регламентации их статуса и деятельности, установления необходимых правовых ограничений, а также определения основ системной работы государственных органов в сфере регулирования конфессиональных отношений с учетом современных реалий и тенденций». Также глава государства подписал сопутствующий ему Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». По словам президента, «…Мир и согласие в нашем многонациональном доме — это самое главное достояние Казахстана. Наша главная задача — сохранить единство народа. Поэтому на днях был подписан новый Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В нем более четко изложены права и обязанности религиозных объединений, обозначена роль государства в укреплении межрелигиозной толерантности нашего общества».
Неоднократно с комментариями о новом законе выступал председатель Агентства по делам религий Республики Казахстан К.К. Лама Шариф. Он подчеркивает, что «Ни одна религия не должна устанавливаться в качестве государственной и обязательной, в то же время, в преамбуле закона отмечается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, а также подчеркивается уважение к другим религиям, сочетающимся с его духовным наследием». Также, он добавляет, что «данные положения не нарушают равноправия религиозных объединений, поскольку не создают привилегированных условий одним перед другими».
Нормы данного законодательства вызвали неоднозначную реакцию в казахстанском обществе и привлекли особое внимание всего мирового сообщества. Ряд НПО потребовали пересмотреть документ, а международная правозащитная организация Ргеедот Ноше считает, что новый закон Казахстана о религии нарушает право казахстанцев на свободу вероисповедания.
Однако следует особо отметить, что при подготовке законопроекта было изучено действующее законодательство стран СНГ, а также ряда европейских стран. И если детально рассматривать Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в сравнении с религиозными законами зарубежных стран, то нельзя не отметить ряд сходств казахстанских и зарубежных законодательных норм. Например, статья 3 пункт 1 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» гласит, что «Государство отделено от религии и религиозных объединений». В конституциях многих европейских стран и стран СНГ четко указано, что религия и религиозные объединения отделены от государства. Так, согласно конституции Венгрии, церковь отделена от государства, отсутствует государственная религия (пункт 3 статьи 60). Франция является светским государством. Согласно французскому закон}’ от 9 декабря 1905 года, статья 1, все религиозные объединения равны перед государством. Республиканские органы не содержат за счет госбюджета никакую религию, за исключением зданий, которые находятся во владении государства и используются религиозными объединениями (статьи 2 и 13). По конституции Испании, религия отделена от государства. Конституция Королевства Испания в 1978 г. провозгласила в статье 16, что «никакая религия не может быть государственной». В Италии официально церковь отделена от государства и регулирует свои отношения с государством при помощи специальных соглашений и законов, в частности, «Нового Конкордата» 1984 г. Согласно конституции Швейцарии, каждый кантон сам определяет отношения с религиозными организациями (пункт 1 статьи 7). В соответствии со статьей 21 конституции Бельгии, никакой государственный орган не имеет права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений. По конституции ФРГ, религия отделена от государства, германское правительство стремится четко и последовательно соблюдать статьи Основного закона, касающиеся обеспечения свобод религий. В Германии отношения между религиозными объединениями и государством базируются на принципах партнерства. И также в Турции религия законодательно отделена от государства, и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны.
Далее пункт 3 статьи 3 нового закона Республики Казахстан гласит, что «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Подобный пункт закона также часто встречается в конституциях и законодательстве европейских стран, а также в законодательных актах стран СНГ. Например, в конституции Королевства Испания в статье 16 четко указано, что ни одна из конфессий не имеет государственного положения. Также, в конституции Турции отмечено, что с 1928 г. ислам перестал числиться государственной религией и на сегодняшний день по турецкому законодательству никакая религия не является государственной или официальной. В законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 31 октября 2002 г. № 137-3. статья 6 гласит, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». В законодательстве Кыргызстана в статье 5 указано, что государство не допускает установления каких-либо преимуществ или ограничения одной религии или вероисповедания по отношению к другим; не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма. Также в статье 5 законодательства Узбекистана отмечено, что установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим в Республике Узбекистан не допускается. Подобные положения также прописаны в законах о религии Таджикистана (статья 5) и Туркменистана (статья 5). Помимо этого, в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» прописано, что система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер (пункт 4 статьи 3). Например, в Бельгии система обязательного школьного образования построена на соблюдении религиозного «нейтралитета» (статья 24 конституции и Федеральный закон страны от 29 мая 1959 г. «Школьный пакт»). В Ирландии предусмотрено религиозное образование в школах, однако, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 44 конституции, ученик может быть освобожден от этих занятий. В Швеции практикуется неконфессиональное обучение религии в школе. Во Франции закон от 9 декабря 1905 г. «Об отделении церкви от государства» оговаривает светскую систему государственного образования. В Португалии, согласно пунктам 2 и 3 статьи 43 конституции, государственные школы должны быть независимы от религиозных, эстетических и философских доктрин, образование не должно быть конфессиональным. Закон Болгарии о народном просвещении (1999 г.) гласит, что в Болгарии «образование является светским» (статья 5).
«Незаконное воспрепятствование религиозной деятельности, нарушение гражданских прав в зависимости от отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, не допускается» — гласит пункт 5 статьи 3 закона РК о религии. Подобный пункт прописан во многих законодательствах зарубежных стран. Основываясь на том, что многие европейские страны являются светскими, соблюдение данного пункта крайне важно. Например, в соответствии со статьей 21 конституции Бельгии, государственные органы не имеют права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных культов. Вопросы официального признания государством культов, а также осуществление надзора за соблюдением гарантий государства возложено на Государственную федеральную службу (министерство) юстиции. В законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в статье 7 прописано, что воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и вероисповедания, а также установление каких-либо преимуществ либо ограничений прав граждан в зависимости от их отношения к религии — не допускаются и преследуются по закону. Статья 4 законодательства Кыргызстана гласит, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как возбуждение вражды и ненависти либо оскорбление чувств граждан, осквернение почитаемых в той или иной религии объектов культа влекут ответственность, установленную законом.
Далее можно обратить внимание на пункт 7 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который гласит, что «никто не имеет права по мотивам своих религиозньгх убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан». Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или членами религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени.
Данный пункт также можно встретить во многих законодательствах зарубежных стран. Например, согласно законодательству Словакии, военным разрешено участвовать в религиозных праздниках (Закон 1997 г. № 370/1997). В Эстонии, согласно закону от 27 февраля 2002 г № 110 «О церквах и приходах», лица, находящиеся в медицинских учреждениях, учебных заведениях, учреждениях по уходу, местах заключения, а также служащие в оборонных войсках, имеют право выполнять религиозные обряды согласно своем}» вероисповеданию, если это не нарушает общественного порядка, здоровья, морали, порядка, установленного в этих заведениях, и прав других, находящихся там лиц. По закону Германии от 26 июня 1957 г. «О военной духовной заботе», военные священники получают статус государственных служащих. В рамках деятельности диаконической службы Германии в 1977 г. был учрежден «Отдел по правам человека» -для обеспечения, организации и координации помощи жертвам нарушения прав человека и поддержки организаций, защищающих права человека. Законодательство Кыргызстана отмечает в статье 4, что никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклониться от исполнения установленных законом обязанностей. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством Республики Кыргызстан.
Пункт 10 статьи 3 нового закона РК гласит, что «Запрещается деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе, связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями». Также, данные нормы законодательства можно обнаружить и в законах зарубежных стран, таких, как, например, Тунис. Правительство этой страны не допускает создания каких-либо политических партий на основе религии. Правительство утверждает, что религиозные партии могут быть средством передвижения для экстремизма. Временная конституция Республики Судан (ВКР) и конституция Южного Судана (КЮС) не признают никакую политическую партию, дискриминирующую по признаку религии. Также в Марокко политические партии, основанные на религиозных, этнических, языковых, или региональных базах, запрещены законом. Помимо этого, законодательство Кыргызстана в статье 5 прописывает, что создание и деятельность религиозных партий, их филиалов, отделов и отделений в Республике Кыргызстан не допускаются. Также, в статье 5 закона о религии Узбекистана четко прописано, что запрещаются действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая другая миссионерская деятельность. Лица, виновные в нарушении этого правила, несут ответственность, установленную законодательством. В Республике Узбекистан не допускаются создание и деятельность политической партии и общественного движения по религиозному признаку, а также филиалов и отделений религиозных партий, создаваемых вне республики.
Также, немаловажен пункт 11 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором говорится, что «деятельность не зарегистрированных в установленном законами порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии, не допускается». В качестве сравнения можно обратить внимание на закон Республики Беларусь. В статье 5 четко прописано, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. Также данные нормы законодательства можно встретить и в законах о религии Кыргызстана (статья 3. Право на свободу вероисповедания), Узбекистана (статья 5. Отделение религии от государства), Таджикистана (статья 4. Право на свободу совести и свободу вероисповедания), Туркменистана (статья 3. Право на свободу совести) и т. д.
В главе 2. статье 7, пункте 3 нового закона о религии Республики Казахстан говорится, что «Не допускается проведение (совершение) религиозных обрядов и церемоний в зданиях и на отведенной им территории:
1) государственных органов, организаций и учреждений, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи;
2) Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан;
3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) учебных заведений».
Данные поправки в законе вызвали особо бурную реакцию со стороны мирового сообщества. Но, сравнивая наше законодательство с законами зарубежных стран, можно отметить, что в законе Республики Беларусь в статье 25 четко прописано, что богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях, могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Подобные нормы можно встретить и в законодательстве Узбекистана, где статья 14 гласит, что публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии вне культовых и молитвенных зданий осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Можно также обратить внимание на главу 5, статью 23, в которой говорится, что «Лица, виновные в нарушении законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан». Данная норма закона встречается во многих законодательных актах стран всего мира. В качестве примера можно привести законодательства ближайших наших соседей. Так, закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) гласит, что нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 39 закона «О свободе совести и религиозных организациях» Республики Беларусь отмечено, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. В статье 23 законодательства Узбекистана указано, что должностные лица, служители религиозных организаций и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Узбекистан. Законодательство Кыргызстана также отмечает в статье 22, что должностные лица и граждане, допустившие нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Кыргызстан. Согласно статье 30 закона о свободе вероисповедания Азербайджана, должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства «О свободе вероисповедания», несут ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики. Такие же законодательные нормы прописаны и в законах о религии Таджикистана (статья 34. Ответственность за нарушение настоящего Закона) и Туркменистана (статья 29. Ответственность за нарушения законодательства о свободе совести и религиозных организациях).
Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что изучение и последующий анализ нового закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в сравнении с законами зарубежных государств показывает, что законодательство нашей страны не ограничивает деятельность религиозных объединений, а лишь упорядочивает их действия. Более того, следует особо отметить комментарии по поводу нового законодательства религиозных представителей ислама и православия. Так, источник сообщает, что Верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали подчеркнул: «Обсуждение, принятие, согласие или несогласие с новой редакцией Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» — это внутреннее дело Казахстана и его граждан. И мы не позволим кому бы то ни было вмешиваться в наши внутренние дела и вносить раскол в общество».