Основными аспектами изучения происхождения народа являются лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древне-иранскую ветвь индоевропейской семьи. В эпоху бронзы на просторах Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии была распространена андроновская культура, имевшая свои региональные черты. Она стала основой номадизма. Преемниками этой культурно-исторической общности местных насельников стали номады евразийских степей раннего железного века.
В период раннего железа здесь обитали сако-скифские племена, савроматы и их многочисленные подразделения. Этот племенной союз в Казахстане имел индоевропейскую общность и сохранил ее в своем этнокультурном развитии до рубежа нашей эры. Результаты исследований по археологии, этнологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют о том, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность.
Начало I тысячелетия нашей эры для большей части Евразии, в том числе для Казахстана и Средней Азии, ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего произошел переход к прототюркской этнокультурной и языковой общности. В это время многочисленные миграции кочевых племен с востока на запад привели к образованию разных кочевых объединений с тюрко-язычными наречиями- Территория Казахстана стала на долгие века мостом между Востоком и Западом, а ее насельники оказались в центре миграционных путей Евразии.
Таким образом, истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, кереитов, джалаиров и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов и в позднее время.
В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было приостановлено монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент-монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана, — мангыты, барласы и др. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.
Этнос — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием. Важнейшее значение для формирования и сохранения этноса имеет его территориально-социальное единство, необходимое для длительного, непрерывного общения представителей этноса друг с другом. В ХV-ХVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее ХIV-ХV веков на основе сложного взаимодействия двух рас — автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый сплав антропологического состава казахского народа.