Здравоохранение в Республике Казахстан. В Послании казахстанскому народу на 2008 г. Президент страны Н. Назарбаев поставил конкретную задачу коренного реформирования отечественной системы здравоохранения. Им было отмечено: «Здоровье нации – это общенациональная задача… Главным вопросом сферы здравоохранения является то, что наша система здравоохранения пока еще не соответствует требованиям граждан современного Казахстана. Сегодня нас уже не могут устраивать имеющаяся инфраструктура, качество и организация медицинских услуг». В этой связи приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения на ближайшие годы определены: восстановление и развитие объектов здравоохранения; акцент на профилактике заболеваний; повышение квалификации медицинского персонала; лекарственное обеспечение населения; пропаганда и обеспечение здорового образа жизни населения. Реализация указанных приоритетов осуществляется в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 гг., предусматривающей создание эффективной системы оказания медицинской помощи, соответствующей современным потребностям населения. Долгосрочными целями Государственной программы реформирования и развития здравоохранения являются: переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь; создание оптимальной модели здравоохранения, удовлетворяющей потребностям населения, отрасли и государства; повышение уровня обеспеченности населения услугами здравоохранения, внедрение стимулов для охраны человеком собственного здоровья; обеспечение равного доступа граждан к медицинской помощи и реализация принципа солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья; увеличение объема профилактических, оздоровительных мероприятий; акцент на укрепление здоровья матери и ребенка; улучшение медико-демографической ситуации и снижение уровня социально значимых заболеваний. Итоги реализации первого этапа (2005–2007 гг.) Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 гг. показывают, что республике удалось добиться заметного улучшения медицинского обслуживания населения. Улучшились основные медико-демографические показатели рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения, стабилизировались показатели материнской и младенческой смертности, снизился уровень заболеваемости рядом социально-значимых заболеваний: туберкулезом, злокачественными новообразованиями, инфекционной патологией, психическими и наркологическими расстройствами; травматизма. В настоящее время завершена работа над проектом Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», который уже внесен на рассмотрение в Мажилис. Определенное развитие получило сельское здравоохранение. На сегодня каждая государственная врачебная амбулатория на селе обеспечена необходимым медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, медперсоналом. Новацией стало внедрение в сельских больницах телемедицины, позволяющей проводить консультации по лечению пациентов с ведущими медицинскими центрами и врачами страны. Поэтапно решаются вопросы укрепления и совершенствования материально-технической базы медицинских учреждений. За 2005–2007 гг. на оснащение государственных организаций первичной медико-санитарной помощи, организаций скорой неотложной медицинской помощи выделены средства в общем объеме 13,9 млрд. тенге. В 2007 г. в рамках совершенствования системы оплаты труда медицинских работников увеличена заработная плата этой категории трудящихся на 50–70%. В рамках реализации президентской программы «100 школ, 100 больниц» в 2007 г. началось строительство 11 лечебных учреждений широкого профиля.
Несмотря на то, что Казахстан преодолел негативную тенденцию снижения численности населения, все еще актуальной остается проблема детской и материнской смертности. В 2005–2007 гг. на эти цели было выделено 7,9 млрд. тенге для оснащения детских и родовспомогательных организаций. Кроме того, значительные средства были выделены на бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей до 5 лет, обеспечение беременных железо и йодсодержащими препаратами, обеспечение лекарственными средствами детей и подростков, находящихся на диспансерном учете, амбулаторном лечении хронических заболеваний.
20 августа 2007 г. в Астане состоялось официальное открытие Национального научного центра материнства и детства Республики Казахстан. Активно внедряются новые медицинские технологии. Начиная с 2007 г. впервые в республике было проведено 28 уникальных операций по кохлеарной имплантации детям, страдающим тяжелыми нарушениями слуха. В 2008 г. было проведено уже 150 таких операций. В целях ранней диагностики, оказания своевременной эффективной медицинской помощи и реабилитации в Казахстане приступили к реализации программ медицинского профосмотра женщин репродуктивного возраста от 15 до 49 лет с последующим динамическим наблюдением и оздоровлением, для чего закуплены аппараты лучевой диагностики. Наряду с этим была разработана и утверждена Программа по развитию кардиологической и кардиохирургической службы в Республике Казахстан на 2007–2009 гг. На ее реализацию в 2007 г. из средств республиканского бюджета было выделено 5,4 млрд. тенге. В 2008 г. открылись кардиохирургические отделения в Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Алматинской и Атырауской областях, в 2009 г. планируется открытие аналогичных отделений в Жамбылской, Кызылординской и Мангыстауской областях. Продолжена работа по Программе противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2006–2010 гг. На 1 января 2008 г. с нарастающим итогом с 1987 г. зарегистрировано 9378 ВИЧ-инфицированных лиц, в том числе 223 ребенка. В этой связи, учитывая в целом неблагоприятную обстановку по данному виду заболевания в Центральноазиатском регионе, в конце 2007 г. была утверждена Программа о мерах по совершенствованию службы крови в Республике Казахстан на 2008–2010 гг., целью которой является снижение риска заболеваемости СПИДом по медицинским причинам. Также планируется построить 8 новых областных центров крови.
Кроме того, ведется работа над созданием Государственной фармакопеи, которая будет устанавливать единые стандарты как для отечественных, так и для зарубежных лекарственных средств. В целях обеспечения равноправного доступа населения к лекарственным средствам планируются разработка и внедрение новой модели амбулаторного лекарственного обеспечения, которая будет основываться на установлении государством фиксированных цен на закупаемые лекарственные средства.
В 2008 г. работа по реформированию первичного звена системы здравоохранения, больничного сектора, усилению кадрового и научного потенциала, поэтапному переходу фармацевтического сектора к международным стандартам, повышению качества оказываемых медицинских услуг, совершенствованию нормативной правовой базы отрасли была продолжена. В этих целях Министерством здравоохранения был разработан стратегический план развития отрасли на 2009–2011 гг., в рамках которого будут решаться проблемы, существующие в системе здравоохранения, что, в свою очередь, будет содействовать формированию здоровой нации. На реализацию стратегического плана на 2009 г. из республиканского бюджета предусмотрено выделить 299,5 млрд. тенге, а в последующие годы – 411,6 и 368,9 млрд. тенге, соответственно. В ближайшие годы планируется построить в общей сложности 96 объектов здравоохранения, на что выделено более 50 млрд. тенге. Планируется завершение строительства Республиканского научного центра нейрохирургии, Республиканского диагностического центра, Научно-исследовательского института (НИИ) скорой медицинской помощи и Научного центра ( НЦ) кардиохирургии. Также в 2008 г. начато строительство четырех учебных клиник для медицинских вузов страны с финансированием в объеме 5,2 млрд. тенге. Ведутся также институциональные реформы в сфере здравоохранения. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2008 г. создано АО «Национальный медицинский холдинг» со 100%-ным участием государства, в состав которого входят АО «Национальный центр материнства и детства», «Республиканский детский реабилитационный центр», «НИИ скорой медицинской помощи», «Республиканский диагностический центр», «Республиканский научный центр нейрохирургии», «Научный центр кардиохирургии», «Казахская Государственная медицинская академия».
На примере деятельности данного холдинга будут отработаны новые механизмы управления медицинскими объектами.
К числу институциональных нововведений относится система мер по управлению качеством оказываемых медицинских услуг. В связи с этим в 2009 г. будет проведена государственная аккредитация лечебных организаций, которая определит целесообразность размещения в них государственного заказа.
Усиливаются требования к организации санитарно-эпидемиологической службы, призванной играть важную роль в контроле за качеством окружающей среды, продуктов питания и воды, требующихся для поддержания здоровья человека. В частности, в 2009 г. поставлена задача, предусматривающая создание систем контроля по предотвращению попадания в Казахстан некачественной продукции, содержащей меламин, диоксиды и микотоксиды.
В свете имеющихся проблем, возникших в результате мирового финансового кризиса, изучается вопрос улучшения системы лекарственного обеспечения населения, в том числе, путем развития отечественной фармацевтики. Правительством принимаются меры, направленные на недопущение роста цен на лекарственные препараты и медицинские услуги. С 1 июля 2009 г. закуп и распределение лекарств будут проводиться по единой системе дистрибуции. Эта схема обеспечит качество и безопасность лекарств за счет обязательной сертификации всех партий медикаментов в государственных лабораториях. Лекарства станут более доступными, так как 3-месячный их запас будет формироваться на складах единого дистрибутора и бесперебойно поставляться заказчикам, в том числе и на селе.
Внедрение системы единой дистрибуции повысит эффективность планирования лекарственного обеспечения, усилит контроль за оборотом медикаментов в больницах. Кроме того, ожидается, что новая система дистрибуции даст толчок развитию отечественной фармацевтической промышленности путем различных преференций, увеличения объемов заказов и заключения долгосрочных договоров с казахстанскими производителями. Наглядную картину заботы государства о здоровье своих граждан представляют цифры республиканского бюджета, взятые в годовой динамике.
В 2006 г. расходы на здравоохранение составили около 2,2% к ВВП, в 2007 г. – 2,3% и в 2008 г. – 2,5% (383 млрд. тенге). В 2009 г. на развитие здравоохранения из республиканского бюджета выделено 482 млрд. тенге, а к 2012 г. расходы на охрану здоровья в Казахстане составят более 600 млрд. тенге. Только в 2008 г. целевые текущие трансферты на материально-техническое оснащение местных центров крови и медицинских организаций здравоохранения составили 17,72 млрд. тенге; на развитие мобильной и телемедицины в здравоохранении аульной (сельской) местности – 629,7 млн. тенге; строительство и реконструкцию объектов здравоохранения аульной (сельской) местности – 17,02 млрд. тенге. На 2009 г. в республиканском бюджете целевые текущие трансферты на реализацию Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 гг. предусмотрены уже в сумме 31,42 млрд. тенге, в том числе: 15,76 млрд. тенге – на материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне; 15,66 млрд. тенге – на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; 1,6 млрд. тенге – на развитие мобильной и телемедицины в здравоохранении аульной (сельской) местности. Исходя из позитивной динамики изменений, происходящих в сфере здравоохранения, можно прогнозировать ее дальнейшее укрепление и развитие.