Жабайхан Мубаракович Абдильдин родился 16 февраля 1933 г. в селе Майтюбек Майского района Павлодарской области в семье ветеринарного фельдшера. В 1949 г. после окончания средней школы колхоза «Кызыл Енбек» Майского района Павлодарской области Ж.М. Абдильдин поступает на философский факультет Казахского государственного университета им. СМ. Кирова. На формирование его научных интересов и жизненных позиций в студенческие годы оказали влияние известные философы Н.П. Дардыкин, В.И. Тимоско, М, Н. Чечин и другие ученые, приехавшие в Казахстан из России в 40-х годах. Уже тогда у него проявилась склонность к научному творчеству, его интересовали философские проблемы науки, вопросы диалектики, истории философии, особенно классической немецкой философии.
Университетский диплом с отличием открывает ему дорогу в аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где под руководством профессора Е.П. Ситковского Ж.М. Абдильдин выполняет диссертационную работу на тему «Гносеологическая роль конкретного понятия». В то время в философии происходит заметное оживление интереса- к диалектике, понимаемой как логика и теория познания, которая в годы культа личности сводилась к известной сталинской схеме о категориях и- «чертах» диалектики. Выдвижение и обоснование тезиса о конкретности понятия, т. е. чего-то идеального в противоположность материальному, даже в годы начавшейся «оттепели» требовало известного мужества и научной смелости, обращения к философским сочинениям Канта и Гегеля, к творческому наследию которых еще не было преодолено негативное отношение философских школ бывшего Союза.
Блестяще защитив в 1958 г. кандидатскую диссертацию, Ж. М. Абдильдин начинает свою трудовую деятельность во вновь организованном Институте философии и права Академии наук республики, в котором последовательно проходит все ступени научного роста: от младшего сотрудника до директора. В конце 50-х — начале 60-х годов в Институте философии и права сошлись пути нескольких молодых талантливых философов: алмаатинцев А. X. Касымжанова и Г,А. Югая, из Тбилиси переехал М.И. Баканидзе, из Москвы — Л.К. Науменко. Ученые во главе с Ж.М. Абдильдиным объединились в творческую группу для осуществления совместных исследований актуальных проблем теории диалектики и вскоре проявили себя, выдвинувшись на передний край философской науки. Первым заметным результатом проведенных творческой группой исследовании явилась публикация в 1963 г. коллективной монографии «Проблемы логики и диалектики познания», получившей высокую оценку научной общественности страны и оцененной как «серьезный вклад в разработку диалектической логики» и как «шаг вперед по сравнению со всем предыдущим». В ней были проанализированы принципиальные для логики и диалектики познания вопросы социально-исторической обусловленности познавательного процесса, активности чувственного и рационального познания, о природе конкретного понятия» соотношении диалектической и формальной логики, решение которых составило общую платформу дальнейших поисков.
Ключевой в научном росте Ж.М. Абдильдина и руководимой им творческой группы стала комплексная разработка проблемы исходного пункта научно-теоретического познания, по которой были опубликованы несколько монографий- Среди них «Монизм как принцип диалектической логики» Науменко Л.К., «Проблема субординации логических форм» Баканидзе М.И. В этой серии перу Ж.М. Абдильдина принадлежит монография «Проблема начала в теоретическом познании», ставшая философской классикой по данной проблеме. В ней дан всесторонний философский анализ проблемы начала, исходного пункта — через историко-философское рассмотрение проблемы прослежена логика восхождения к конкретному ее решению и пониманию, раскрыты содержание и логико-гносеологические функции понятия начала и связанных> с ним категорий, обоснована его методологическая роль в научном познаний. Проблема начала возникает на теоретическом уровне познания, когда речь идет о целостном, конкретном воспроизведении предметной области. Тогда она приобретает особую остроту и актуальность, и вопрос о начале познания, об исходном пункте данного круга изучаемых явлений становится необходимым предметом самосознания науки. Ответы на вопросы о критериях начала, его важнейших характеристиках, путях и способах его обоснования может дать только философия.
Ученый «осуществил развернутый диалектико-логический анализ тайной проблемы и показал, что в диалектическом материализме, в противоположность различным формам идеализма, начало не есть некая-отвлеченная мысль, а представляет собой непосредственную, внутренне противоречивую элементарную конкретность, из развития которой сформировалось данное сложное целое. Анализ этой простейшей данности обнаруживает в ней противоречивое единство всеобщего и единичного, материи и формы, исторического и логического, целого и части. Важнейшими логико-методологическими ориентирами в обосновании начала служат принципы противоречия, целостности, самообоснования и конкретного историзма. Согласно развиваемой автором концепции, теоретический анализ предполагает целостный подход к исследуемой системе, а каждая конкретная целостность есть результат противоречивого объективно-исторического движения. Отсюда следует, что всеобщее универсальное отношение, выраженное в исходном пункте теоретической системы, должно соответствовать сущности целого, содержать в себе прин-цишшльную выводимость из него других его определений. Прочным фундаментом движения понятий при этом должна служить реальная история предмета.
Ж. М. Абдильдин продемонстрировал далее универсальность диалектико-логического понимания начала и соответственно метода восхождения от абстрактного к конкретному на примере фундаментальных физических теорий — специальной теории: относительности и нерелятивистской квантовой механики. Это имело огромное философско-методологическое значение, так как среди части ученых — естествоиспытателей встречалось определенное скептическое отношение к возможностям диалектики, диалектической логики, предвзятое мнение о том, что она применима-в лучшем случае к познанию органических систем. Ж.М. Абдильдин было, показано, что истинная философская рефлексия над этими физическими теориями, составляющими фундамент современной физики, возможна только на основе диалектико-логических принципов познания действительности, важными моментами которого является вычленение и обоснование начала, исходного пункта. Данная монография легла в основу докторской диссертации ученого, защита которой состоялась в Москве в 1968 г. в ИФ АН СССР. Первые, серьезные результаты казахстанских философов, опубликованные ими научные труды получили высокую оценку и всесоюзную известность, что и послужило основой для созыва в Алма-Ате в 1968 г. Всесоюзного симпозиума по актуальным проблемам диалектической логики, в работе которого принимали участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Ташкента, Тбилиси и других городов. Академия наук Республики Казахстан стала одним из признанных научных центров по разработке проблем теории диалектики, о чем свидетельствует проведение в дальнейшем еще трех симпозиумов: в 1977 г. — на тему «Материалистическая диалектика как логика и методология научного познания», в 1982 г. — «Диалектика и этика», в 1990 г. — «Материалистическая диалектика как логика и методология социального творчества и научного познания». Они сыграли значительную роль в развитии теории материал естической диалектики как логики, теории познания и методологии, в стимулировании роста философско-теоретического уровня проводимых исследований, в повышении авторитета» возглавляемой Жабайха-ном Мубараковичем Абдильдиным казахстанской школы философов, в пропаганде философских знаний. Каждый из этих симпозиумов проводился на базе большой предварительной научно-исследовательской «и научно-организационной работы и имел своей предпосылкой результаты осуществленных под руководством Ж. М. Абдильдина исследований по теории материалистической диалектики в виде серии опубликованных монографий. И каждый симпозиум означал поэтому новый шаг в творческом росте казахстанской школы философов, в расширении ее творческих связей с коллегами из научных центров России, Украины, Беларуси, Грузии, Узбекистана, Кыргызстана и других республик. Они способствовали сближению позиций в понимании и решении проблем теории диалектики, консолидация сообщества ученых-философов, усматривающих именно в диалектике творческий метод теоретического осмысления и практического преобразования действительности. В это научное сообщество входила плеяда таких блестящих философов старшего поколения, как академик АН СССР Б.М. Кедров, член-корреспондент АН СССР П.В. Копнин, профессора Э.В. Ильенков, ЕЛ. Ситковский и другие, оказавшие благотворное влияние на становление творческой личности Ж. М. Абдильдина.
Начиная с 1968 г. под руководством и при непосредственном участии Ж.М. Абдильдина были проведены фундаментальные исследования категорий и принципов диалектики как логики, гносеологии и методологии научного познания. Исходные идеи в раскрытии этой проблематики заложены в монографии «Диалектико-логические принципы построения теории», написанной им совместно, с А.Н. Нысанбаевым и удостоенной диплома I степени и первой премии им. ЧЛ. Валиханова в области общественных наук. Замысел книги связан с тем непреходящим обстоятельством, что в системе человеческого знания научной теории принадлежит особое место. Она представляет собой наиболее адекватную синтетическую; форму систематического развития научной мысли. Исследования научной теории, которые имелись в то время в философско-методологической литературе, обращали внимание главным образом на ее формальные аспекты. Подобный способ рассмотрения не позволял адекватным образом отобразить реальный процесс развития и функционирования научного знания. Авторы данной монографии ставят задачу, раскрытия закономерностей формирования, построения и функционирования научной теории с позиции диалектики, понятой как логика и теория познания. Согласно историко-философской традиции, которая берет свое начало в философии Канта, предметом анализа в книге становятся содержательные принципы и критерии научно-теоретического знания. В кантовской идее трансцендентальной логики в зародышевой форме содержатся основные принципы теоретического знания, Гегель же показал, что без включения родового опыта человечества в систему логики принципиально невозможно рациональное решение этой проблемы. С учетом положительных моментов кактовско-гегелевского анализа Ж.М. Абдильдин раскрывает диалектико-материалис-тическую сущность теории как сложной формы научной мысли и дает анализ методологических принципов ее построения. Им’ обосновано понимание теории как духовного воспроизведения конкретного целого, основой которого служит целостная Предметная деятельность. Построение теории трактуется как процесс разрешения противоречий в мышлении, отражающих объективные противоречия действительности; Всеобщими условиями создания теории, кроме того, являются выбор предметной области исследования, анализ начала, исходного пункта системы, обоснование всеобщего, принципа, основного понятия, выяснение диалектической связи- сущности с формами ее проявления, единства исторического и логического. Построение теории предстает сложным противоречивым восхождением от абстрактного к конкретному, понятийным воспроизведением целого как результата саморазвития. субстанции, раскрытия опосредующих звеньев и т. д. Все эти выводы основаны на богатом историко-философском и историко-научном материале, апробированы путем анализа логики создания теории относительности Эйнштейна, на сопоставлении в качестве образца с логикой «Капитала» К. Маркса, трудов В.И. Ленина.
Вслед за этой книгой были опубликованы коллективные монографии «Принцип противоречия в современной науке», «Роль принципа конкретности в современной науке», «Роль категории «идея» в научном познании», «Соотношение содержательного и формального в научном познании», а также индивидуальные монографии, написанные молодыми философами в том же диалектико-логическом ключе, в которых анализируются те или иные категории или принципы диалектики на основе историко-философских традиций и в тесной связи с достижениями современной науки. Появление таких работ свидетельствовало о значительных успехах казахстанской школы философов. Под научным руководством Ж.М. Абдильдина активную исследовательскую работу в это время вели А.Н. Нысанбаев, А.А. Ивакин, Н.К. Мукитанов, М.С. Орынбеков, Т.Х. Рыскалиев, М.С. Сабитов, Г.Г. Соловьева и другие ныне известные- ученые-философы. Жабайхан Мубаракович осуществлял не.. только руководство приоритетным направлением философских исследований,помогая расти молодым ученым и объединяя их творческие усилия, но и сам не останавливался в своем научном росте. Им были написаны крупные разделы вышеуказанных коллективных монографий, совместно с А.С. Балгимбаевым опубликована книга «Диалектика активности субъекта в научном познании». В ней дано систематическое рассмотрение одного из важнейших принципов диалектической’ логики — принципа активности субъекта в научном познании, представляющего огромный интерес для современной философии и науки. Приняв участие в дискуссиях философов по вопросам о соотношении субъекта и объекта, активности и отражения, Ж. М. Абдильдин смог четко и ясно выразить научное понимание деятельной сущности человека, раскрыть диалектику опредмечивания и распредмечивания, теоретического и практического, отражения и творчества, субъективного и объективного и показать, что активность субъекта не является помехой на пути к истине, а есть всеобщее условие объективного и конкретного познания. Результаты фундаментальных исследований по теории диалектики, ее основополагающих принципов и категорий, осуществленных группой ученых во главе с Ж.М. Абдильдиным, были отмечены Государственной премией Казахстана по науке и технике за 1984 г.
Разносторонние исследования категорий и принципов диалектики, их анализ как форм творческого мышления и познания, раскрытие их логико-методологической роли и значения для современной науки и практики выдвигают на повестку дня главную задачу, на которую с самого начала и была нацелена деятельность творческой группы во главе с Ж.М. Абдильдиным, — задачу построения развернутой системы категорий диалектики-как логики, диалектической логики.; Если диалектика претендует быть наукой, логикой человеческого мировоззрения, то она сама, в первую очередь, должна быть развита согласно своим же принципам и построена научным методом восхождения от абстрактного к конкретному. Для реализации этой задачи теперь имелись все необходимые условия и предпосылки — как теоретические, так и кадровые. Вокруг Жабайхана Мубараковича сплотилась довольно большая группа ученых-единомышленников, способных на должном теоретическом уровне воплотить этот грандиозный замысел. Кроме тех, кто уже ранее были названы, на этом поприще трудились К.А. Абишев, З.А, Мукашев, В.И. Ротницкий, А.А. Хамидов, И.Е. Ергалиев, СЮ. Колчигин, А.Г, Косиченко, Р.К. Кадыржанов, Н.А. Амрекулов и многие другие его ученики.
И опять самый принципиальный и коренной вопрос в постановке и решении этой проблемы, а именно вопрос о той реальной основе, которая составляет внутренний стержень и задает меру взаимосвязи и взаимопереходов категориальных определений, был исследован Ж.М. Абдильдиным в книге «Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности», написанной совместно с К.А. Абишевым. В ней категории рассмотрены как формы предметно-практической деятельности человека, а последняя — в качестве всеобщего основания формирования логического строя мышления. При этом проблема рассмотрена как бы в двух взаимосвязанных срезах: в историко-философском -прослежены основные вехи в понимании природы категорий мышления, где главное место отведено Канту и Гегелю, которым и принадлежит заслуга в постановке и раскрытии данной проблемы во всей ее философско-теоретической сложности и значимости; в диалектико-логическом — дан анализ становления человеческого мышления, его логического строя в процессе, развития предметно-практической деятельности, рассмотренной сначала в чистом виде, а затем в ее целостности, включающей и общественные отношения. Такое исследо^ вание открывает путь к выявлению генетической связи категорий мышления со способом производства, воссозданию логического образа каждой исторической эпохи и к пониманию общих механизмов рождения всеобщих категорий. Из этого следует вывод о том, что научно обоснованная система категорий может быть построена только на основе деятельного принципа и что каждая категория в. ней должна быть выведена сообразно с логикой развития предметно-практической деятельности человека. Именно таким путем в книге осмыслено происхождение категорий объекта и субъекта, качества, количества и меры, материи и формы, всеобщего, особенного и единичного, целого и части, сущности и существования, движения и развития и др.
В 1985-1992 гг. коллективом авторов под руководством Ж.М. Абдильдина была издана четырехтомная «Диалектическая логика», которая как бы венчает многолетние исследования казахстанских философов по теории диалектики. Тем самым был создан диалектико-материалистический аналог знаменитой > гегелевской «Науки логики», задача, над которой работали несколько коллективов ученых в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, и других научных центрах. Значение этих исследований, направленных в самую сердцевину философской рефлексии, трудно переоценить, ибо именно они выражают и. определяют: глубинный уровень теоретического постижения действительности, именно в них происходит осмысление, наиболее значимых, имеющих всеобщий и необходимый характер приобретений человеческой практики и познания. Дискуссии по книге, состоявшиеся среди философов Москвы и Алма-Аты на Всесоюзных философских симпозиумах, показали, что казахстанскими учеными создан фундаментальный труд, признанный лучшим из серии исследований по этой проблематике. Позже Жабайхан Мубаракович со своими коллегами приступил к написанию многотомной «Истории диалектической логики» — весьма ответственное дело, за которое может взяться только тот, кто посвящен в» тайны рождения творческой мысли человека и кто имеет право доступа к несметным богатствам человеческого духа, завоеванное преданным служением идеалам Истины, Добра и Красоты.
Заслуги Ж. Абдильдинав научной и общественно-политической деятельности отмечены орденами и премиями. Он — лауреат Государственной премии РК (1984), Президентской премии мира и духовного согласия, первой Премии им. Ч.Ч. Валиханова. Награжден орденами: Барс второй степени, Трудового Красного знамени и «Знак Почета», почетными грамотами Президиума Верховного Совета РК и медалями. Ж.М. Абдильдин — бесконечно преданный науке человек, который живет наукой и работает на науку, отдавая ей все свои силы и талант, все свои способности ученого и организатора. Человек, отличающийся живым, пытливым умом, честный, и щепетильный в вопросах нравственности, он воспитан в духе народной мудрости и умеет создавать вокруг себя творческую атмосферу, заражая людей своей кипучей энергией, оптимизмом, беспредельной верой в силу разума и человечности.