Постепенное формирование похоронного обряда предполагает развитие всех его частей. Развитой частью культа умершего у казахов является “киелеу” — табу — “институт специфических религиозных запрещений'», восходящий своими корнями к наиболее архаичным культурным кругам. Внешним признаком табуации служит сопутствующий ей атрибут “священности, абсолютной божественной императивности», выражающийся у казахов в формуле; “обал болады, тиме!” — не трогай, будет худо! или “киелі — тиме!” — не трогай — священно! Институт табу связан не только с погребальным культом. Он в прошлом представлял из себя отработанную универсальную систему. Табу — главный элемент многих этико-институциональных норм народа. Он является как бы синонимом обязанности, долга, морали и т. п. Добродетелен тот, по старым понятиям казахов, кто неукоснительно соблюдает принцип запрета. Как правило, предостережение выражается риторически: “киеш, тиме!”. После этих слов обычно никто не переспрашивает и не старается выяснять причину запрета. Ибо каждый знает, что это культовое таинство, выработанное предками, или, что все равно “вещь в себе”, не подлежащая знанию. Табуация связана не только с религиозно-культовыми явлениями, хотя в них она находит свое окончательное объяснение. У казахов табуированы многие вещи и явления сугубо хозяйственно-утилитарного назначения. Например, скот нельзя бить по голове, пинать ногой, особенно лошадей. По записям автора, раньше казахи носили чапаны (халаты) с длинными рукавами (типа боярских в России), которые предназначались для пугания скота (урктп ай-дау) при выпасах и перегонке. При таком отношении к животным исключается применение бича, палки, посошка или других традиционных пасторальных орудий. Идейный исток табу ясен: скотоводы боялись оскорбить пиров (покровителей) домашних животных, которые могли наслать моровые болезни или другими путями уменьшить поголовье скота.
На лошадь необходимо садиться с левой стороны, иначе “будет худо”. Нельзя: стоять на пороге1, прислоняться к косякам двери, подолгу смотреть на солнце, луну, звезды, стричь ногти, волосы в ночное время, проливать молоко на землю, наступать на хлеб п т. п. О том, кто не придерживается принципов табуации, казахи говорят: “бұан ерме — суға сиесің” — не водись с ним — оправишься в воду. Вода и огонь — весьма почитаемые объекты природы. К такой же категории объектов, которые нельзя осквернять нечистотами, относится зола, дорога, кладбище и др. Табу казахов — явление разветвленное, но все проявления его взаимосвязаны. Народ называет табу “ырым”, что означает ритуал, условие, традиция, обряд. Об одном из них — о ритуальном значении цвета и погребальных обрядах, речь шла в предыдущем параграфе. Формула “киелі, тиме!” или “тиме, обал болады!” действует обычно автоматически тормозящим фактором поведения.
К табу относится обряд поста. “В продолжение пяти дней ничего не варят в доме, где есть покойник'», — пишет Н. И. Гроде-ков. Но пост, вызванный смертью близкого, не имеет обязательного и всеобщего характера. В живописном альбоме в 1880 г. сообщалось, что “вдовы едят только ночью”2. О затухании некогда нормативного обряда табу пишет И. Кастанье: “В продолжение 3 или 5 дней ничего не варят в юрте, где был покойник. Соседи снабжают их (семью умершего. — С. А.) пищею, Если хотят варить, то должны перенести кибитку хотя бы на небольшое расстояние”. В народе существует поговорка “карны ашкан каралы уйге шабады” — голодный человек спешит в траурную юрту. Согласно ей, траурная юрта полна достатка. Данная поговорка имеет и другое значение, вытекающее из двойного значения глагола “шабу” — 1) скакать на коне; 2) рубить, бить, нападать. Во втором значении глагола “шабу” содержание поговорки приобретает противоположный смысл: голодный не остановится ни перед чем ради утоления голода, он готов напасть даже на траурную юрту со знаком табу. Об аналогичном посте и снятии его посредством очистительных мер сообщают и средневековые путешественники.
С институтом табу, по-видимому, связано выставление напоказ всему народу личных вещей покойника, в котором выражается идея неприкосновенности имущества умершего. Однако это действие могло быть вызвано и социальными мотивами: показать материальное богатство покойного. Это явление получает достаточно глубокую разработку в трудах Л. Я. Штернберга. В историко-этнографическом аспекте показ драгоценностей и личных вещей умершего, а иногда вещей из родовой собственности, следует, на наш взгляд, рассматривать как преемственность древнего обычая хоронить вместе с умершим погребальный инвентарь. Погребальный инвентарь характерен исключительно для всех племен и народностей Великой степи. Среди исторического населения Казахстана в этом отношении казахи не могут быть исключением. Существование у казахов обряда публичного выставления одежды, вещей и имущества покойного составляет лишь редуцированную форму более древнего обычая, когда вещи сопровождали умершего, в могилу, как предметы, необходимые в загробной жизни. В дальнейшем, по мере усложнения общественной жизни, возникает более рациональный подход к погребальному инвентарю, состоящему часто из ценных предметов и дорогих одежд. Об этом говорят коллекции музеев и хранилищ, находки из кургана “Иссык” вблизи Алма-Аты. Как уже отмечалось, этнографизм “әкеңің басына қоямысың?” — поставишь ли в изголовье отца своего? — означал крайне высокую оценку этой или иной вещи. Этиология этнографизма, вероятно, связана с древним погребальным культом. Возможно потому, что погребение обходится для живых слишком дорого, а возможно под влиянием новых идей, похоронный культ претерпевает существенные изменения: становится необязательным снаряжение умершего могильным инвентарем. Постепенно меняется идейная основа культа: вместе с покойным хоронится лишь часть имущества, а то просто некоторые образцы вещей. Но эти условности с приходом ислама начинают изживаться, и инвентарь, предназначенный для сопровождения умершего, превращается в экспозицию своеобразной “выставки”, которую этнографы и застали у казахов в XVIII-XIX вв. К этому времени инвентарь служит лишь элементом траура как предмет, напоминающий об умершем. “…Наследник имения должен выставить на смотр всему народу наилучшие сокровища усопшего, — пишет Н. Рычков. — Все они по порядку привязываются к веревке, подле них стоят жены и разрываются от слез…”1. Этот же обычай наблюдал и профессиональный этнограф профессор Н. Ф. Катанов: “Когда умрет мужчина, ставят высоко у переднего угла юрты седла, халат и одежды умершего; прицепляют к луке седла одежду за воротник, прицепляют и пояс; на переднюю луку седла, на воротник одежды надевают шапку». Таким образом, имущество некогда сопровождавшее умершего в могилу, становится лишь провожающим средством. Среди казахов Мангистауской и Кызылординской областей к началу XX в. древний обычай неузнаваемо видоизменился. Так, различные предметы быта и промысла стали изображаться на стенах мазаров.
Элементы табу, возникшие в условиях кочевой жизни, настолько срастаются с ритмом хозяйства и приспосабливаются к ним, что для отправления их не требуется отрываться от привычного хода трудовой деятельности. “При перекочевке к хвосту коня привязывают красный лоскуток, на спину кладут задом наперед седло, седло покрывают халатом; на воротник надевают шапку. Ружье и саблю умершего кладут на верх седла и привязывают. Этого коня ведет за повод хозяйка; если ее нет, то ведет дочь, пока не достигнет места нового жилища”. Неприкосновенным является любимый конь умершего, которого казахи называют тұл ат, каралы ат (буквально: осиротевший, траурный, черный конь). “Любимая лошадь в наилучшем убранстве под черным сукном водится женой при переездах, на других лошадях перевозятся его одежда, военные снаряды».
О древних истоках культа свидетельствует также строгая половая дифференциация при исполнении погребального обряда, что, несомненно, восходит к дуально-фратрийной организации рода, некоторые пережитки которой у тюркоязычных народов наблюдаются и поныне. То, что делается женской частью, не вменяется в обязанность мужчины. Это касается обычая ежедневного оплакивания умершего, которое приурочивается к восходу солнца. В круг табу входит все, что связано с умершим. По истечении определенного времени при помощи очистительных обрядов запреты снимаются. Очистительным средством в основном служат огонь и солнечные лучи. Все, к чему прикасалось тело умершего, выставляется на солнце или проходит очищение огнем (аластау). Обычно всевозможные запреты действуют до годовых поминок, после чего траур и табу снимаются. В течение периода табу в доме нельзя отправлять праздники, свадьбы и другие мероприятия, нарушающие состояние скорби. Многие обряды и запреты, бытовавшие среди кочевых народов Центральной Азии, находят непосредственное продолжение в погребальном культе казахов. К ним относятся: попечительство над семьей умершего, неприкосновенность его дома и имущества и т. п. Семья умершего пользовалась привилегиями: на время освобождалась от податей, находилась под покровительством всего рода, при переездах пользовалась преимущественным правом на гостеприимство. Забота о семье покойного освещена народной мудростью “Каралы әйелді сөгуге болмай-ды” — нельзя осуждать женщину в трауре. Подобные ограничения были еще более сильными на ранних стадиях развития религиозных верований.