Золотая Орда. Территория Казахстана стала одним из уделов большой империи — Золотой Орды. В восточных источниках по отношению к территории Казахстана часто применяется термин «Ак-Орда», означающий белый цвет флага. Так непосредственно называлась начальная территория улуса Джучи. На основании восточных источников можно с уверенностью сказать, что Ак Орда как независимое государство, при сохранении номинатьных признаков вассальной зависимости от Золотой Орды, было создано старшей линией Джучидов. Границы этого государства не могли быть постоянным и устойчивым в силу различных внешних и внутренних причин. В целом в нее вошли территория Казахстана: от бассейна Сырдарьи до Алтая и от южного При>рааья до Семиречья. О границах распространения политической власти Орда Еджена писал выдающийся татарский историк Ш. Марджани: «Орда Еджен правил племенами, кочевавшими от Иртыша до среднего течения Сырдарьи и пргшегающими к ней районами, в предгорьях Улугау, и Кичиктау, а также землями между реками Или и Чу» (1885 г.). Золотоордынский период казахстанской истории охватывает два с половиной столетия. В целом, этот период оказал сильное воздействие на последующие этнополитические процессы в Казахстане. Несмотря на разрушения, постигшие юг, эпоха существования Золотой Орды была временем экономического и культурного расцвета Великой степи. Казахстан стал узловым пунктом международных связей и торговли. Окончательно сложилась этническая карта, что проявилось в антропологии явным преобладанием монголоидное.
Хозяйство Золотой Орды
Доминирующим видом хозяйства на всей степной полосе от Алтая до Урала, в золотоордынское время было кочевое скотоводство. В высшей среде чингизидов прослеживаются два основных направления в отношении хозяйства, Первое — поклонники монгольской старины и кочевых традиций. Они были врагами оседлой жизни, земледелия и городов, сторонниками безжалостной эксплуатации оазисов. Наиболее ярко это проявилось при завоевании Северного Китая, когда кочевая знать требовала от Чингис хана перебить все оседчое население, а земли превратить в пастбища. В Семиречье увеличение плотности кочевых тюрко-монгольских племен действительно привело к исчезновению в течение XIII в. городской жизни и оседлых поселений в этой стране. Второе направление опиралось на фажданскую бюрократию и мусульманское духовенство покоренных стран, которые были заинтересованы в централистской политике, в сохранении и укреплении государственного аппарата и финансов. Сторонники второго направления были заинтересованы в обуздании центробежных стремлений монголо-тюркской кочевой знати, Поэтому покровительствовали городской жизни, купцам в торговле, восстанавливали производительные силы, необходимые для правильного поступления налогов в казну. Яркий пример такого подхода иллюстрирует деятельность чагатаида Кебек хана (1318-1326 гг.). Чтобы порвать с кочевничеством он переселился в Туркестанский оазис, провел денежную и административную реформы, перестроил города Средней Азии. Неравномерность развития оседлых и кочевых регионов юга привели к разделению его на два государства (выделение Могулистана). Несмотря на. то, что завоевание территории Казахстана монголами сопровождалось разрушениями городов и массовым истреблением людей (особенно во владениях Хорезм шаха) экономический и культурный прогресс не был задержан. В китайской хронике отмечается: «Чингис хан смял границы на пути между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали расцветать». Очевидец той эпохи Марко Поло по-своему объясняет те разрушения, которым подвергались крепости: «В покоренных странах не разрешалось иметь стены, крепость и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск… Так взнузданные народы остаются спокойны, и не возмущаются». Повсеместно была введена почтовая и ямская служба. По территории кочевников — Сары Арке — беспрепятственно проходили дипломатические и религиозные миссии, доставляя различные сведения в оседлые районы Азии и Европы.
В XI -X вв. в городах Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде ханами Ак Орлы Ерзсном; Мубарак ходжой и Урусом возводились культовые и общественные постройки. Наиболее значительное сооружение этой эпохи — мавзолей Ахмеда Яссави. В середине ХШ века монетные дворы Сыганака, Отрара и Сарайчика, работали на полную мощность, что свидетельствует о расцвете этих городов. Более того, города и поселения начали строиться в степной части, Таковыми являются города в бассейне р. Сарысу, Нура (Улутауские города). Хобда. Елек. Особенно сильное развитие оседлости наблюдается в Поволжье, являвшимся политическим центром Золотой Орды (города Сарай Бату, Сарай Берке. Сарайчик. Азау — Азов, Астрахань).
Стала быстро набирать мощь торговля, связывающая юг Казахстана с Поволжьем через Западный Казахстан с выходом на древние торговые пути в Индию и Китай. Выгодное положение юга Казахстана на стыке оседло-земледельческого и кочевого мира, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, эконо-мических контактов Евразии. Пышного расцвета градостроительство и архитектура достигли при хане Узбеке (1312-1342 гг.) и наследовавшим ему Джанибеке (1342-1357 тт.). Время их правления характеризуется ростом территории городов и возникновением значительного числа, населенных городов. Число археологически зафиксированных городов и оседлых поселений золото ордынского периода превышает ПО, кроме того, существует около 30 городов, известных по средневековым картам, но не локализованных на местности из-за недостаточной археологической изученности. В последние годы казахстанскими археологами обнаружены и раскопаны более десяти средневековых городищ в Центральном Казахстане: торгово-ремесленные центры и политические центры (Баскамыр, Аяккамыр, Жошы ордасы, Шоткара-Сарай, Белен ана, Болгананаидр.). Довольно распространенная точка зрения о несовместимости оседлой городской культуры с кочевой, степной не отражает истинного положения вещей. Именно в результате тесного союза степи и города, бурного развития ремесла и караванной торговли и образовался тот специфический экономический потенциал, который длительное время способствовал сохранению мощи Золотой Орды. При всем этом оба компонента в силу своей внутренней структуры, различий в способах ведения хозяйства и характере производительных сил резко отличились по своим устремлениям. И все этот симбиоз обеспечивал созданному кочевниками государству многие важные для его существования условия. Среди факторов, обеспечивавших существование и развитие золото-ордынских городов, особую роль нужно отвести наличию сильной центральной власти. Именно она создала условия для возникновения городов, позволило аккумулировать средства для их развития, обеспечила процветание внешней торговли, разрешила вопросы денежного обращения на огромной территории. Подавляющее число городов были административными центрами определенной провинции, где сосредотачивался исполнительный, управленческий и налоговый аппарат, представлявший надежную опору центральной власти.
Главной отраслью хозяйства, большинства племен оставалось кочевое скотоводство. События, связанные с созданием империи монголов-кочевников, не изменили традиционных маршрутов скотоводов: племена восточного Дешт-и-Кыпчака на зимние стоянки переходили в долины Сырдарьи, в предгорья Каратау, западно-казахстанские племена-от зимних стоянок в устье Волги и на северо-восточном побережье Каспийского моря и в низовьях Сырдарьи летом поднимались вверх по Волге, Уралу, Эмбе.
Социальная организация Золотой Орды
Государственное устройство монгольских улусов (Золотая Орда и Чагатайская Орда) следовало образцу, введенному «Яссой» Чингис хана. Как и все остальные покоренные территории, улусы находились в подчинении великого хана, который управлял империей из Каракорума. Существовавшая улусная система общественной организации позволяла кочевникам иметь во владении определенную территорию с пастбищными угодьями и водопоями, предотвращала столкновение с другими улусами. Право на приобретение улуса имели только представители рода Чингис хана, оно закреплялось как сверху по ярлыку хана, так и продолжением снизу, султанам, огланам из царствующей семьи занять место правителя. Многочисленная знать кочевых племен, реально возглавляя своих сородичей, могла претендовать название «тархана» и «карачабека». В последнем случае также требовалось утверждение в соответствующем звании со стороны хана. Тарханство почти приравнивалось к султанам, ниже их место в социальной лестнице занимали «улусные беки», и, наконец, господствующая прослойка черной кости завершается «карача беками»- советниками, администраторами в сложной системе управления. Золотая Орда называлась Улусом Джучи, затем Улусом Багу, Берке и т.д. по имени ханов. Территория улуса охватывала следующие земли к западу от верховья Оби и Иртыша, до низовий Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, на западе Руси, Венгрии и т.д. Для решения важных государственных дел в улусах Джучи и Чагатая созывались собственные курултаи, вместе с тем, правители улусов должны были участвовать во всемонгольских собраниях на Каракоруме. Великая Яеса, появившаяся непосредственно в недрах кочевой жизни и представлявшая собой сборник обычного права, должна была урегулировать междоусобные отношения между различными племенами, должна была содействовать их объединению под единой властью, что в достаточной мере осуществляется в рассматриваемое время. По сути, характер военной организации государства, основанный на десятичной системе, с успехом отодвинула на второй план генеалогическую структуру тюрко-монголов, Каждый кочевник-фажданин принадлежал какому-нибудь десятку. Каждый десяток имел отдельного начальника, десятки образовывали сотни, сотни -тысячи, а из 10 тысяч -тумены или тьмы, над всеми этими разрядами стояли отдельные начальники. Тумен впоследствии превратился в понятие целой области. В общем деление имело главное подразделение на два крыла — на правое (барунгар) и левое (жунгар).
Представители рода Чингис хана, а также пожалованные титулом тархана освобождались от податей и налогов, имели право занимать высшие должности. В виде отличия они имели гербы-тамги. Все остальное население известно под названием «черной кости». Оно подразделялось на свободных и рабов. Рабы состояли из военнопленных и они не пользовались никакими гражданскими правами, т.е. полностью принадлежали своему хозяину. Вольноотпущенники из рабов постепенно пополняли родовые группы или же число служащих при правителях. От рассмотренной выше общественной системы отличается Ногайская Орда, одно из крупных объединений, возникшее в ходе распада Золотой Орды, Она занимала, в XI -X вв, территррию Западного и Северного Казахстана. Первоначально она называлась Мангытским юртом, впоследствии при темнике Едиге обособилась (1396-1411 гг.). На высшей ступени сословной лестницы, находились «мурзы» — потомки Едиге. Они имели наследственную власть, в их руках сосредотачивались военно-административные бразды управления. Рядовые кочевники обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов, В лучшие годы Ногайская Орда могла выставить до 300 тыс. воинов. Мангытские князья фактически управляли золотоордьшской политикой. Политический распад Золотой Орды в конце XI -начале XV вв. совпал с утверждением на Востоке новой мировой державы Тимура с центром в Средней Азии. Об этих событиях подробно рассказывают современные им историки и летописцы, восточные и западные хроники, а также казахские эпические сказания. В последнем особое место занимает цикл сказаний об Едите. Казахский эпос упадок Золотой Орды связывает с борьбой чингизидов с представителями родовой аристократии. Вместе с тем нельзя отрицать губительные последствия походов Тимура в Дешт-и-К ыпчак.
Золотой Ордой после смерти Бердибека управчял известный эмир -Мамай, женатый на дочери Бердибек хана. По своему произволу он назначал ханов из династии чингизидов, оставаясь сам фактическим правителем Золотой Орды. В период с 1360 по 1380 гг. в Золотой Орде сменилось 14 ханов и происходили непрерывные междоусобицы крупных эмиров, отстаивавших независимость своих уделов. Современником Едиге был и Урус хан, правивший в начале в Ак Орде, а затем, завладев Сараем, он изгнал Мамая в его крымский улус. Молодой Токтамыш, находившийся сначала у Урус хана, вскоре нашел убежище у Тимура и пытался утвердиться с его помошью в степи. Однако от Урус хана терпел несколько поражений и только в 1380 г. ему при поддержке Тимура удалось овладеть Золотой Ордой и Сараем, откуда он в 1382 г. предпринял известный поход на Москву. С воцарением Токтамыша начинается борьба за власть между ним и его прежним покровителем Тимуром. Сильная Золотая Орда была постоянной политической угрозой и, в особенности, экономическим интересам Мавереннахра. Тимур был заинтересован в перемещении политического центра, и международных транзитных торговых путей на юг. Именно поэтому Тимур неизменно поддерживает оппозицию против собственных ставленников, как только они проявляют признаки сепаратизма. Подобно тому, как он сначала поддерживал молодого Токтамыша против Урус хана и Мамая, он в дальнейшем будет поддерживать Тимур-Кутлуга и Едиге против Токтамыша и в конце своей жизни того же Токтамыша против Едиге, ставшего полновластным правителем Золотой Орды. Последний поход Тимура в Золотую Орду состоялся в 1395-1396 гг., в результате которого беспощадному разгрому были подвергнуты все улусы, с наиболее развитой системой городов и торговых путей. Основная цель заключалась в уничтожении экономического и военного потенциала последней мировой державы кочевников. Во всей истории золотоордынского периода были сильны позиции кочевых племен, как основного компонента государства. Несмотря на развитие оседлости, торговли и строительства городов уклад жизни был патриархально-родовым. Кочевая община была связана с родоплеменным устройством общества. Кочевники в процессе круглогодичного кочевания могли обеспечить свою безопасность и сохранность стад путем поддержания родовых связей, союза родственных племен, что служило материальной основой консервации родового устройства общества.
Этническая история Золотой Орды
Как известно, территория Казахстана вошла в состав двух монгольских улусов Джучи и Чагатая: в первый вошел полностью Дешт-и-Кып-чак, во второй — Мавереннахр и Семиречье (Могулистан), Восточный Туркестан и Жетысу. Основную массу населения в этих улусах составляли тюркские племена, главным образом, кыпчаки. Тюрко-монгольские племена, обитавшие на востоке меркиты, кереи-ты, найманы и татары, были покорены Чингис ханом в результате военной кампании 1203-1205 гг. После чего великий каган заявил: «Я направил на путь истины все язычное государство, ввел народы под единые бразды свои». Непокорные племена, вытесненные из Алтая. Байкала и из берегов Иртыша (часть меркитов, найманов, кереитов), впоследствии (1209-1211-1216 гг.) окончательно были разбиты на территории Казахстана. Оставшиеся группы меркитов вошли в состав кыпчаков, найманы во главе с Кучлуком оказались в Семиречье во владениях каракитаев. Карлуки, уйгуры и другие племена без сопротивления признали себя вассалами Чингис хана и добровольно участвовали в его походе в Среднюю Азию (1218-1223 гг.). Первая встреча монголов и хорезмшахов, произошедшая в 1216 г.. не выявшга победителя, В дальнейшем, готовясь к походу, Чингис хан большое значение придавал Мавереннарху, именно этим объясняется организация направления похода не через степи, а через Семиречье, прямо к центру оазиса. Фактическое завоевание Мавереннахра лишило племена Дешт-и-Кипчака постоянных зимних стоянок и торгово-ремесленных посредников. Тем самым оно способствовало беспрекословному признанию верховенства Чингис хана. Об этом пишет Джузджани: «Джучи и Чагатай, управившись с делами хорезмийскими, обратились на Кьптчак и Туркестан, покорили и заполонили один за другим войска и племена кыпчакские и подчинили все эти племена своей власти». Таким образом, еще в начате XIII в. местное кочевое население вошло в состав империи. Именно из них формироватась значительная часть монгольской армии, двинувшейся на завоевание Передней Азии, Европы и Кавказа, Улус Джучи первоначально был объединением восточного крыла, дешт-и-кыпчакских кочевых племен. Тот же Джузджани пишет следуюшее: «Джучи настолько полюбил этот народ, что решил избавить эту страну от разорения, «Мой отец Чинше хан потерял рассудок, — сказал он своим приближенным, — так как он губит столько земель и изводит столько народу». Вражда между отцом и сыном явилась темой некоторых казахских легенд и инструментальных пьес.
По утверждениям ряда восточных историков Западный Казахстан и Южная Сибирь являлись удельной территорией Шибан хана — сына Джучи хана. «После семилетнего похода при завоевании стран руссов, черкесов и булгар проявил старания и получил от брата Багу хана в качестве вознаграждения четыре омака 2 (племени): кошчи, найман, буйрак, карлук». Эта территория, известная по источникам и как Иуз Орда, позднее подчинилась потомкам Токай Тимур хана, от которого впоследствии произошли казахские ханы. Впрочем, борьба шибанидов и токай тимуридов составляет целый эпизод в этнополитической жизни Казахстана в XV в., приведший к образованию нескольких государственных объединений кочевников (Казахское, Узбекское, Сибирское ханства).
Другая часть улуса Джучи, первоначально «утвердила за собой страну Урус, Черкес, Ас, Мохши, Булгар, Маджар, Авкек, Башгырд, Либ-кай, Хаджи тархан и Ак сарай». Правителями этого улуса были потомки Орда Еджена. брата Бату хана. В целом, можно говорить о том, что во владения своего брата, Бату отдал территорию Западного Казахстана с прилегающими к нему земледельческими округами Поволжья и Хорезма. Относительно Поволжья в источниках указания неверны, поскольку там находилась ставка самого завоевателя Европы — Бату. Орда Еджен был старшим из 14 сыновей Джучи, поэтому номинально в число его владений вошел и собственно Батыев юрт. Орда Еджен с войском составлял левое крыло армии джучидов. Впоследствии центр улуса перемещается в Центральной Казахстан, так называемый «отцовский юрт». Входивший в левое крыло один из сыновей Джучи хана — Токай Тимур, получил удел из привилегированных племен — минг, тархан, ойрат. Из общей территории империи ему достались Кавказ, Мангышлак и Астрахань (Хаджи тархан). Границы улусов существовали только в общих чертах и в зависимости от политической ситуации они часто менялись. Этнический состав Орды был нестабильным. Кочевые тюрко-монгольские племена, однажды сдвинутые в ходе величайшего потрясения в XIII в.. территориально еще не определились. Улусная система организации общества не способствовала его консолидации. Только в момент усиления центральной власти Золотой Орды наблюдаются этнообъединительные процессы. Если для степных племен в XIII в. общим названием было кыпчак, то в XIV в. популярным становится «ногайлы», а затем в XV в, все чаще используется термин «узбек-казах».
Культура Золотой Орды
В эпоху Золотой Орды культура кочевников, как никогда, до этого, обогащается плодами деятельности оседло-земледельческой цивилизации. Культура Золотой Орды, представляя собой цельный симбиоз, была достаточно синкретичной. Основными составляющими этой культуры бьии кочевники и оседлое население Евразии. Влияние оседло-земледельческой культуры было очень ощутимым. Виноваты бьии в этом кочевники, установившие политическое господство над оседлыми народами. Поскольку основы кочевого хозяйства заметных перемен не претерпели, материальная культура оставалась достаточно консервативной. Вместе с тем элементы оседлости имели место в самом центре тюрко-мон-гольских племен. Так, в некоторых районах Сары Арки наблюдается оживление городской оседлой жизни: появились небольшие города, караван-сараи, крепости. Заметным городским центром Западного Казахстана был Сарайчик, где функционировал монетный двор. Во многих городах в XIV в. начинают восстанавливать крепостные стены (Отрар), В связи с признанием ислама официальной религией в городах появляется большое количество мечетей и мавзолеев (Отрар. Сыганак, Женд). Самым грандиозным памятником архитектуры средневековья считается мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в г. Туркестане (Яссы). Построенный в годы правления Тимура, мавзолей был центром распространения в Казахстане ислама. В пропаганде ислама в Казахстане особенно были активны представители суфийского ордена Яссавия. Основные идеи этой школы были изложены на тюркском языке в религиозно-мистическом сочинении «Диуан и Хикмет» («Книга о премудрости»). Позднее мавзолей Ахмеда Ясави был превращен в национальный пантеон казахов. В этом явлении ярко выступает синкретный характер веры кочевников средневекового Казахстана. Во многих мавзолеях этой эпохи внутри под куполами имеются разноцветные зарисовки сцен из жизни кочевников (Сырлыгам). Большое количество архитектурных сооружений появилось в это время в степях Сары Арки; мавзолеи Джучи, Алаша хана, Болган ана, Жубан ана и др. Эти архитектурные сооружения прямоугольной композиции с куполом шатрового типа, фигурные и резные плиты покрыты большей частью глазурью. Данный архитектурный стиль для Казахстана был новым и достаточно резко отличался от предыдущих. Таким образом, Золотая Орда вносит и в материальную культуру свои правила. К XIII-ХI вв. относится творчество таких жырау, как Асан кайгы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз. Это художественное явление берет свое начало с Сыпыра жырау и Кет бути. Народные предания приписывают Кет буте авторство песен-посвящений Чингис хану, оплакивание смерти Джучи. Современником Токтамыс хана был Сыпыра жырау, активный борец против неурядиц в Золотой Орде, участник многих известных событий той эпохи. Асан кайгы воспевал утопическую страну «Жер уйук», путешествовал по степи в поисках земли обетованной. В его поэзии выражены думы и заботы лучших представителей кочевой аристократии, выступавших за сохранение стабильности в обществе, усиление Золотой Орды. В то же время в ней выражены недовольство «ад действиями ханов и султанов, предчувствие близкой гибели Великой империи кочевых тюр-ко-монгольских племен. Активная пора жизни Асан кайгы относится ко времени правления Аз Жанибек хана (1342-1357 гг.). Великие жырау ХIII-ХI вв. являются основоположниками казахского героического эпоса. В целом ряде их — «Едиге», «Кобыланды батыр». «Ер Таргын», «Камбар батыр» воспевается история золотоордынского этапа, деятельность ханов и героев, защищающих от иноземцев и стоящих на страже величия этого государства. История в них отражается как арена деятельности исключительно вьщающихся героев. Эти произведения представляют богатый источник, освещающий военную и политическую жизнь в эпоху Золотой Орды.