Золотой человек. С началом первого тысячелетия до нашей эры связана эпоха освоения древними племенами обширных степных, горно-степных и полупустынных пространств. Это эпоха зарождения у племен евроазиатских степей новой формы хозяйственной деятельности — экстенсивного скотоводства. Уже в начале тысячелетия в степях, полупустынях и горных районах Казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становится основным, а затем и господствующим укладом хозяйства. Кочевые племена Казахстана I тыс. до н.э. играли заметную роль в истории Древнего мира и поэтому привлекали особое внимание путешественников, историков, географов. Одно из самых ранних упоминаний о скотоводческих племенах территории Казахстана встречается в Авесте. Судя по контексту Авесты, под собирательным именем «туры» фигурируют все кочевые племена Казахстана. Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов — скифами, которые вошли в обиход как синоним кочевников. Древнеримский ученый I в. н.э. Плиний Старший писал: «По ту сторону Яксарта (древнее название Сырдарьи) живут скифские племена. Персы вообще называют их саками. Количество скифских народов бесконечно». Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были СКОТОВОДами, Занимались разведением лошадей, крупного и мелкого ро гатого скота, были великолепными всадниками и стрелками из лука. Говоря о скифах и саках, греки и персы подразумевали, скорее всего, многочисленные союзы родственных племен. Самым внушительным из них был союз массагетов, о которых Геродот писал: «Народ этот считается многочисленным и воинственным, живет на востоке по ту сторону реки Араке (видимо, Сырдарья) напротив исседонов. По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие. Знают оба способа войны, сражаются луками и копьями; вооружены обычно и секирами. Все предметы у них из золота и меди. Они питаются домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Они пьют молоко». В персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саки-хао-маварга (саки, изготавливающие напиток хаома), саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). По мнению некоторых исследователей, саки-пара-дарайя населяли Приаралье, низовья Сырдарьи и Амударьи или Северное Причерноморье; саки-тиграхауда -район средней Сырдарьи и Тянь-Шань; саки-хаомаварга — долину Мургаба. Известный казахстанский археолог КА. Акишев считает, что сакам-тигра-хауда в письменных источниках соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то, и другое слово значит «саки в остроконечных шапках». Саки активно участвовали в политических событиях Древнего мира. В середине VI в. до н.э. персидский царь Кир решил покорить саков Приаралья, во главе которых стояла царица Томирис. Кир, подойдя с войском к Сырдарье, отправил к Томирис послов, пытаясь склонить саков-массагетов к покорности. Однако царица кочевников отказалась вести переговоры. В 529 г. до н.э. на Сырдарье разыгралась кровопролитная битва, в которой персы потерпели поражение. По легенде, Томирис приказала наполнить кровью кожаный мешок и опустить в него голову Кира, сказав при этом: «Ты жаждал крови — пей же ее!»
Завоевательные походы Кира в Среднюю Азию продолжил Дарий I (521-486 гг. до н.э.). Ему удалось на время подчинить отдельные сакские племена. Они были обложены данью, но она вносилась нерегулярно и имела, скорее, характер даров. Греческий историк Полиен рассказывает об одном интересном эпизоде борьбы саков-массагетов с персами. Сак по имени Ширак, порезав себе ножом тело, перебежал в стан врага и представился обиженным сородичами. Заявив о том, что хочет отомстить обидчикам, он завел врагов в безводную пустыню, где они и погибли. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в сражениях при Платеях. Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330-327 гг. до н.э. Македонский захватил столицу Согда Марканду (Самарканд) и направился к Сырдарье, которая была своеобразной границей между оседлыми жителями и кочевниками. На побережье Сырдарьи располагались города, которые Александр захватил и поставил в них свои гарнизоны. На другом берегу сосредоточились силы саков, ждавших подходящего момента, чтобы вступить в бой с греками. Жестокость греко-македонских войск, которые при занятии сырдарьинских городов «всех мужчин перебили, женщин, детей и прочую добычу забрали», вызвала народное восстание в Средней Азии, жестоко подавленное. По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный пункт на северо-восточной границе нового государства. Постройка его вызвала’ у саков беспокойство. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). И в дальнейшем сакские племена сыграли важную роль в судьбе Средней Азии и Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи, имеющих особое значение в истории III в. до н.э. — III в. н.э. Важнейшим источником информации по истории сакс-ких племен, их материальной и духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады. Исследования археологов в разных регионах Казахстана позволили открыть яркую, самобытную культуру саков. Скопления сакских могильников, в том числе и царских, обнаружены на берегах Таласа, Шу, Или, в предгорной зоне Иле и Жетысу, в горных долинах Кегена и Нарынкола. Одним из замечательных сакских памятников Жетысу является курган Иссык. Иссыкский курган считается одним из самых больших археологических памятников сакского периода. Памятник датирован V в. до н.э. В 1969 г. группой казахстанских ученых под руководством Кемаля Акишевича. Акшиева был обнаружен этот уникальный, археологический комплекс. Иссыкский курган входит в комплекс Иссыкского могильника, расположенного на левом берегу горной реки Иссык, в 50 км восточнее города Алматы. Могильник состоял из сорока пяти больших земляных курганов, вытянувшихся на 3 км с севера на юг. Это преимущественно так называемые царские курганы — насыпи диаметром от 30 до 90 м, высотой от 4 до 15 м. Иссыкский могильник — не единственный в этом регионе, он является лишь одним из царских курганов, расположенных по берегам горных рек, стекающих с северных склонов Иле Алатау и впадающих в реку Или. На западе от него, на берегу реки Талгар находятся Новоалексеевский могильник, далее в этом же направлении — курганные могильники по берегам рек Улькен и Киши Алматы, Каскелен, Курты (в настоящее время сохранились лишь единичные курганы), на севере и востоке -известные могильники Бесшатыр на левом берегу реки Или и Каракемер — на правом берегу реки Тургень. Царские могильники располагаются также по берегам рек Шелек, Шарын, Кеген, Каркара, северо-восточные — по верховьям рек Каратал, Аксу, Лепсы, Аягоз, доходя до известного могильника Чиликты (Зайсанская котловина) и знаменитых Пазырыкских курганов (Горный Алтай). Все эти могильники характеризует единство основных компонентов культуры, что может быть объяснено не только примерно одним уровнем социально-экономического развития, одинаковым образом жизни, но и этнической близостью племен.
Иссыкский могильник ничем не выделяется из перечисленных, знаменитым его делают находки в одном из курганов, который так и называется — курган Иссык. Курган Иссык располагался на южной окраине западной половины могильника, разделенного на две части автомобильной дорогой и крупным оросительным каналом. Диаметр кургана — 60 м, высота -6 м. Насыпь без четкой структуры, но многослойна (3-4 слоя), слой гальки чередуется с щебеночно-глинистым, вокруг центральной могилы отмечено скопление крупного окатанного камня. Под насыпью два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральная могила полностью деформирована грабителями в результате неоднократного разграбления. Боковая могила осталась непотревоженной. Погребальная камера, сооруженная из обработанных бревен тянь-шаньской ели, имеет следующие размеры: по внутреннему обмеру — 2,9 х 1,5 м, по наружному — 3,3 х 1,9 м, высота с накатом — 1,3-1,5 м. У южной и западной стен камеры размещена посуда, а у северной — останки погребенного сакского вождя, прямо на дощатом полу камеры. Судя по древесной трухе и железным скобам, покойник, возможно, был закрыт деревянной крышкой. Лежал он головой на запад в вытянутом положении на спине, длина костяка от черепа до пяточных костей — 165 см. На костяке и под ним находились многочисленные предметы одежды, головного убора и обуви из листового золота. Около него — предметы вооружения, туалета и др.
Погребальное сооружение в кургане Иссык, очевидно, возводилось таким образом: откапывался котлован могильной ямы прямоугольной формы, ориентированный длинной осью с запада на восток. На дне котлована строился бревенчатый сруб — погребальная камера. Конструкция ее весьма проста: бревна определенной длины укладывались горизонтально друг на друга, образуя стенки камеры. На углах бревна не связаны между собой, а лишь соприкасаются, торцовые концы бревен продольных и поперечных стен камеры на углах поочередно заходят друг на друга, предотвращая завал. На стене камеры бревна уложены в пять рядов, сверху она перекрыта также бревнами, уложенными поперек на длинные стены. На дне пол из десяти хорошо обработанных досок, подогнанных друг к другу. На полу размещались останки и погребальный инвентарь. По-видимому, участок пола, предназначенный для покойника, покрывался матерчатой подстилкой, расшитой мелкими золотыми бляшками. На подстилку укладывался усопший, облаченный в блестящую парадную форму и при полном вооружении. По устойчивому ритуалу покойника укладывали на спину с вытянутыми конечностями, головой на запад, лицом вверх, кисть правой руки уложена на пах, левая рука откинута в сторону.