Первая треть XIX в, в развитии русской литературы характеризуется сменой романтического метода, в котором исключительный герой действовал в исключительных обстоятельствах. Важнейшими составляющими этого метода явились романтический конфликт и романтический герой, противопоставленный окружению, которое ниже, грубее героя. Точка зрения автора, его идеология практически совпадала с идеологией главного героя. Хотя романтизм открыл для литературы природу, но природу исключительную (море, океан, непроходимые леса, пустыня) — природа так и не стала родной, близкой в творчестве романтиков. Роль фона и окружения для романтического направления тоже была подчиненной, несколько статичной. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, неся в своем творчестве отчетливый след романтизма, которому они отдали дань в раннем творчестве, повернули русскую литературу в реалистическое русло. Формулой реализма является отражение типических характеров в типических обстоятельствах, объективность в интерпретации действительности, противопоставленная в этот период субъективности романтизма. Открытия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя являются открытиями русского реализма. Во-первых, объективность, являющаяся во многом основой реализма, появилась в связи с тем, что автор и герой стали разными образами — в «Евгении Онегине» отчетливо проявлялась позиция автора (Пушкина) и позиция героя (Онегина). Во-вторых, позиция автора и героя могла быть близкой, но могла и сильно различаться (Нехлюдов не Толстой, тем более Базаров очень сильно отличается от Тургенева), отсюда и появление авторской интонации, авторского иронического, сатирического и другого субъективного отношения к герою реалистического произведения. В-третьих, кроме основного конфликта человека и общества для развития сюжета огромное значение имеет диалогический конфликт (Онегин и Ленский), открытый реализмом Пушкина. Новое содержание, отразившее в художественной форме проблемы века, должно было иметь и новую жанровую форму. В данном случае роман в стихах, роман открытой формы (с незавершенным финалом). Это произведение имело и особую языковую форму, показавшую степень развития русского литературного языка.
В поэзии, драматургии, прозе Пушкина были заложены зерна будущего расцвета реализма в русской литературе. В разные периоды развития русской литературы писатели обращались к опыту Пушкина, осознавали через десятилетия эстетическую значимость его творений.
Укрепление и дальнейшее развитие русского реализма было отражено в творчестве писателей «натуральной школы» {И. С. Тургенев, А. Н. Островский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, ранний Ф. М. Достоевский, ранний Л. Н. Толстой и др.).
Для этого течения в русском реализме была характерна демократизация героев, изображение быта низших слоев русского общества. Особенностью писателей «натуральной школы» является углубление диалогического конфликта, они открыли новый тип конфликта человека и системы, обогатили русскую литературу разработкой микроконфликтов. Для писателей этого периода был характерен новый взгляд на крестьянскую жизнь и на судьбу «маленького человека» (Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). В их произведениях описывается депоэтизированная действительность (курная изба, угол в квартире, запущенные квартиры), не случайно они считали свои произведения «физиологическими очерками». Они дали глубоко реалистические описания чиновничей, купеческой, крестьянской, разночинной среды. Именно в это время появляются новые для русской литературы жанры социальной повести, социально-психологического романа. Таким образом, не дворянская среда, а гуща народная становится в это время центром русской литературы.
Психологизм М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя был развит писателями второй трети XIX века, что отразилось в показе внутреннего мира человека, в теме взаимоотношения человека с природой; теме загубленных талантов и самой жизни человека из народа. 40—60-е годы XIX века были временем наибольших споров о путях развития России, что отразилось в творчестве русских писателей, деятельности литературных критиков (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Полемика развернулась на страницах журналов «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения». Проблема героя и проблема народа в литературе становились чрезвычайно актуальными в связи с обострением внутриполитической жизни России и с общественно-исторической ситуацией — поражением в Крымской войне. Идеологические столкновения привели к тому, что обозначились две противоборствующие (пока в журналах) силы — тех, кто желал реформ, и тех, кто звал «Русь к топору». В 60-е годы XIX века симпатии были на стороне последних и «Современник» стал рупором революционной демократии.
Полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети» -яркий пример непримиримости не только критических мнений, но идеологических воззрений. Образ героя-разночинца в русской литературе будет развиваться в творчестве Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, но наиболее полно он проявится в романах Ф. М. Достоевского. Этот герой найдет свое отражение в творчестве Н. А. Некрасова. Решению проблемы народного характера были посвящены пьесы А. Н. Островского.
Последняя треть XIX в. характеризуется таким мощным расцветом реализма, который повлиял на развитие всей мировой литературы. Это время было эпохой расцвета жанра романа, отразившего жизнь пореформенной России во всем многообразии ее социального состава: крестьянства, чиновничества, городской бедноты, разночинного люда, а также аристократической верхушки общества. Русские писатели рассматривали в своем творчестве не только социальные, но и религиозные, философские проблемы. Соединение и художественное отражение их посредством психологического анализа привели Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского к показу не только русской действительности, но и к обобщениям философского характера. Глубочайшее проникновение Достоевского в психику человека, в процесс рождения сначала идеи, а затем закабаление человека идеей предвосхитили свойственные модернизму XX века художественные искания.
Психологизм и историзм Толстого отразили новый философский взгляд на роль народа и личности в истории, на развитие семьи как малой части самого общества, на устои буржуазного общества — бюрократического в своей основе — и глубоко чуждого человеку. Диалектика души, как и диалектика поступков, выраженные Л. Н. Толстым, стали высоким мерилом художественности и философского искания истины. Добро, истина, справедливость — вот что ищут и находят лучшие герои его произведений (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Нехлюдов, Левин), они являют собой тип активных, развивающихся личностей.
Сатира на существовавший строй отразилась в творчестве М. Салтыкова-Щедрина. Посредством гротеска и сатирической фантастики он создавал реалистические характеры («История одного города», «Господа Головлевы»). История распада семьи в «Господах Головлевых» не менее трагична, чем в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого.
От крупных романов исторического, философского характера русская литература вновь обращается к малым и средним жанрам эпоса в творчестве А. Чехова. Именно этот писатель вошел в мировую литературу как создатель «новой драмы» и вдохновитель создания нового театра. «Новая драма» отрицала единый конфликт и сквозных положительных и отрицательных героев, она вовлекала читателей и зрителей в сотворчество при осознании и понимании драмы.
История мировой литературы является бесконечным процессом взаимодействия и взаимовлияния. Открытия одной национальной литературы откликаются в другой, как бы далеки они не были. Общечеловеческое стремление к добру, красоте, справедливости вечно в человеческой душе и в литературе. В процессе изучения русской литературы вы неоднократно обращались к выдающимся произведениям мировой, в первую очередь, западноевропейской литературы. Известно, что английская, французская, немецкая, испанская литературы влияли на развитие русской литературы. Следы этого воздействия наблюдаются в творческом методе, в стиле, образной системе, жанрах произведения русских писателей и поэтов.
Перевод, переложение, творческое использование жан-рово-стилевых, идейно-тематических открытий русской литературы широко представлены в произведениях казахских писателей. Главное направление творческих связей с русской литературой было определено Абаем. Он, как впоследствии все, кто обращался к русской литературе, знал русский язык и читал произведения русской литературы в оригинале. Эта особенность казахских писателей одействовала ускорению процесса восприятия русского литературного опыта и выработке новых и ярких стилевых ешений в казахской литературе. С того момента как Абай ворчески переложил на казахский язык «Евгения Онегина», прошло всего пятьдесят лет, а казахская литература, не знавшая до этого жанров эпической прозы, представила миру роман-эпопею Мухтара Ауэзова.
Какими бы разными ни были пристрастия казахских писателей и поэтов, они обращались, по примеру классиков, к творчеству Пушкина и Толстого. Эти две вершины русской литературы — вершина выражения в слове русского национального, народного духа и вершина выражения общечеловеческого пути к истине — стали для казахских писателей маяками мастерства и служения своему народу.